"Зимние напевы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гранкова Татьяна Владимировна

Беседа по картине И.И. Шишкина "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_napevy.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект  занятия

                                              «Зимние  напевы»

               Беседа и рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»

         Программное содержание:

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
  2. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи:  цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин.
  3. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
  4. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

                                                Ход  занятия

                                               

      Дети свободно сидят перед мольбертом, на котором помещена картина (она пока закрыта).

Педагог читает стихотворение:

… Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

             А. Пушкин

      Педагог:   Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддаёт стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождём, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают  разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит – полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

 И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно …

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна …

                        С. Есенин

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзы и ели,

Месяц меж тучек над полем сияет,

Бледная тень набегает и тает.

Мнится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в туманном сиянье Мороз.

                         И. Бунин

     Педагог:   Вот так по-разному зима поёт свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы.

    А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (открывает мольберт с картиной «Зима»  и даёт детям время рассмотреть её внимательно.)

    Педагог:  Так о чём же нам рассказал художник?       Да, о зиме в лесу.

                  Что покорило, удивило и порадовало его?     Красота зимнего заснеженного    

                    леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

                  Какой же это лес?      Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, ещё  

                                                        говорят – «еловый бор».  

                  Почему мы решили, что  это старый и дремучий бор?  Посмотрите на ели.

                  Что можно о них сказать?  Какие они?  Огромные, с мощными стволами,

                  Ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри.

                 А чуть дальше,  что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерёшься сквозь

                  неё.

                 А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы

                 упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но ещё не

                 упали.  

                А есть ли тут маленькие ёлочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под

                 снежных шубок.          

        Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть в дали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели были видны от макушки до основания.    

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит –

И под  снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой …

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

              Ф. Тютчев

    Педагог:  Так почему же художник хотел обратить  наше внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну? Внизу всё погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он ещё и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца  осветил запушённые ели, окрасив снег в слегка желтоватые  тона. Этот просвет даёт нам возможность увидеть, более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что всё в этом лесу заснуло, застыло, замёрзло. И только тёплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                   С. Есенин

          А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.

            А сейчас посмотрите на картину и подумайте: много ли цветовых тонов использовал художник? Так какие тайны нам загадала зима, а художник подметил их?  цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нём ничего яркого, броского.

           Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

                         С.  Чёрный

         Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.

                             (включить отрывок из пьесы Чайковского «Декабрь»)

         Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина?      (беседа с детьми)

         Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своём настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

 

                                                         

                             

Конспект  занятия

«Зимние  напевы»

/беседа и рассматривание картины И.И. Шишкина  «Зима» /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".

вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...

Конспект занятия на тему "Зимние напевы"

Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....

Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»

Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....

НОД для детей старшего дошкольного возраста по пейзажной живописи. "Зимние напевы"

непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием нетрадиционной техники рисования. (набрызги)...

Организованно-образовательная деятельность по рисованию для подготовительной к школе группе Тема: «Зимние напевы»

Занятие обобщающего характера. Использовала нетрадиционный метод рисования. Очень много музыки по теме "Зима" Вивальди и Чайковского. По теме подобраны физкультминутки....

Конспект занятия по сюжетному рисованию на тему "Зимние напевы" в старшей группе

Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию на тему "Зимние напевы" в старшей группе....