Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей - «Развиваем фонематический слух»
    презентация к уроку по логопедии по теме

    Скрипникова Татьяна Викторовна

    Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_master.pptx744.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Развиваем фонематический слух» Мастер-класс для родителей Учитель-логопед МБДОУ № 22 Скрипникова Т.В. 2013–2014 г.

    Слайд 2

    Вопросы к обсуждению: Ч то такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка?

    Слайд 3

    Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней листвы под ногами, пение птиц, стук молотка, удары мяча и др.) так и речевых (звук-фонема, слово). В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, сом, ком, лом, том). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «на столе стоит мишка, а в лесу живет миска» или «по тропинке бежит малина, а в саду растет Марина».

    Слайд 4

    Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

    Слайд 5

    Возрастные нормы развития фонематического слуха: Первый год жизни : ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам. Шесть месяцев: различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова. Второй год жизни: фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

    Слайд 6

    Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

    Слайд 7

    Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.) Игра «Шумящие баночки». Предложить послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др.Родители должны угадать по звуку, что находится внутри каждой баночки. Система упражнений для развития фонематического слуха.

    Слайд 8

    Игра «Сколько звуков». Логопед называет один, два, три звука, а родители на слух определяют и называют их количество. (Ау, мы, кот, роза и т.д.) Игра «Цепочка». Логопед называет любое слово, а родители должны назвать слово, начинающееся с последнего звука. (Рама – арбуз – зонт – тыква – ананас и т.д.) Игра «Собери слово». Из данных букв выкладывается слово.

    Слайд 9

    Игра «Узнай по голосу». Попросить взрослого (ребенка) угадать – кто говорит. Игра «Три медведя». Родители отгадывают за кого из персонажей сказки говорит логопед. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Игра «Слушай и выбирай». Перед родителями картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Логопед называет предмет, а родители поднимают соответствующую картинку.

    Слайд 10

    Игра «Живые звуки». Задание выполняют дети. (Роза, слон, майка, чашка, жук.) Игра «Закрой окошки». Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

    Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

    Шпаргалка для родителей. Развиваем фонематический слух.

    В буклете предсталены игры для развития слухового внимания и фонематического слуха....

    Консультация для родителей "Для чего и как развивать фонематический слух?"

    Данная консультация ознакомит родителей с понятием "фонематический слух", с необходимостью его развития. Здесь также подобраны речвые игры и упражнения, способствующие развития фонематического с...

    Мастер-класс "Развиваем фонематический слух"

    Мастер - класс для родителей страших и подготовительных групп...

    Консультация для родителей:"Развиваем фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста"

    Консультация для родителей : "Развиваем фонематический слух  у детей старшего дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей "Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений"

    Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением  фонематического слуха....

    Буклет для родителей "Развиваем фонематический слух"

    К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.Надо заметить, наиболее част...