Главные вкладки

    Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Буракова Валентина Сергеевна

    Речь является чрезвычайно сложной тонкой и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший регулятор человеческого поведения».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_razvitie_myslitelnykh_protsessov.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»  - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

    п. ЧЕРНЯНКА  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    «Развитие   мыслительных процессов  у дошкольников с ОНР»

                                                                                 Подготовила:

                    воспитатель старшей

    логопедической группы

                                                                                                           БУРАКОВА  В.С.

               

         

             Речь является чрезвычайно сложной  тонкой и точной формой отражения в человеческом  мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший  регулятор человеческого поведения». Язык не только заменяет непосредственное воздействие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и  абстрагирует, обобщает их, является,  окружением наиболее высокого уровня мышления.  Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом, служит важным  средством всестороннего развития личности ребенка. Все  это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада (всесторонне развитие детей дошкольного  возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.

            Дети  с тяжелыми нарушениями речи могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекции речи для них  длительный процесс, направленный на   формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

             Мышление представляет собой познавательный процесс,  связанный с открытием нового знания. Это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.  Мышление можно также понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

            На практике мышление как отдельный  психический процесс не существует,  оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

            Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень  развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная устойчивость внимания., ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.  При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память.  Дети часто забывают сложные (трех-четырехступенчатые)  инструкции,  опускают некоторые их элементы, отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.  Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии,  наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.  Для многих из них характерна ригидность мышления.

            Поэтому логопед, проводя коррекцию речи детей,  должен построить свою работу так, чтобы она включала в себя различные упражнения и игры, направленные на развитее психических функций, например, таких как, внимание и память.  Занятия по развитию внимания  и памяти нужно начинать уже на начальных стадиях коррекционной работы.

            Для развития слухового внимания на раннем этапе работы с детьми используются  различные наборы звучащих игрушек (для проведения игры: «Угадай на чем играю?»).

            Игра: «Кто как разговаривает» может проводится как при помощи игрушек – для детей младшего возраста,  так и   при помощи картинок – для детей постарше.

            Игра:  «Поручение»  позволяет  научить ребенка не только  внимательно слушать и запоминать, но и  уметь контролировать его выполнение. По мере развития возможностей ребенка эта игра усложняется.

            В игре: «Цепочка слов» ребенок должен повторить все сказанные до него его товарищами слова или, в  более  простом варианте, предыдущее слово, что несет в себе еще и лексическую нагрузку, если дано задание придумывать слова на определенную лексическую тему. С целью актуализации  в речи слов,   относящихся  к различным частям речи, можно, предложить детям придумывать слова, обозначающие различные действия (глаголы) или отвечающие на вопрос: «какой?» (прилагательные). Эту же игру  можно использовать и для автоматизации поставленных звуков.

            Игра: «Летает – не летает» способствует не только развитию  слухового внимания, но и расширяет представления детей об окружающем.  К тому же  в этой игре развивается двигательная активность детей, так как им предлагается выполнить определенные движения, услышав название летающего предмета  (например, поднять руки вверх, хлопать в ладоши и др. ).

            Игра: « Четвертый лишний»  может проводиться с опорой на зрительные или слуховые  анализаторы. В первом случае педагог использует картинки или предметы, во втором  называет слова без опоры на картинку.  Игра способствует развитию  словарного запаса, обучению логическому мышлению и умению делать выводы. Игра, проводимая  в устной форме,  дает более широкие возможности в использовании слов, относящихся к различным частям речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO

    Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...

    "Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO"

    В этой статье раскрывается значимость конструктивной деятельности  для развития  мыслительных процессов дошкольников...

    Игры, направленные на развитие речи, мыслительных процессов у дошкольников

    Из всех знаний и умений самым важным является умение ясно и правильно говорить. Овладение устной связной речью, развитое воображение и мышление является важным условием готовности к школе. Так как игр...

    Консультация для родителей:"Развитие мыслительных процессов у дошкольников"

    Многие дошкольники к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Основной целью занятий являются ...

    Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

    В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...

    Конспект ООД по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников» для детей подготовительной группы

    Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать межполушарное взаимодействие, слуховое восприятие,  ориентировку на листе, продолжить обучени...

    Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.

    Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином  образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставля...