Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

ЛОБОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином  образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставляет ребенка задуматься и обращает его внимание на предмет или явление. Загадки развивают у ребенка мышление, память, воображение, сближают в его представлении далекое и близкое, привычное и неведомое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhny_zagadki.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

    Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого   процесса отгадывания. Загадка- это находка для развития многих качеств у малыша.

    Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко, но казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

    Начав анализировать, почему так происходит, проходишь к  выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание, они не умеют сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

    Заниматься гимнастикой для ума нужно с ребенком ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

    Загадки бывают:

- с описанием свойств и признаков;

- загадки- противопоставления;

- загадки с описанием действий;

- загадки-вопросы.

    Так как загадки бывают разных видов, идти надо по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирать загадки по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уж затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…

    Также можно загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читаем ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводим рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми  определенных знаний. И только на следующий день загадываем загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные») следует:

- рассмотреть с детьми картину с изображением белок, которые делают запасы на зиму;

- прочитать рассказ Г. Скребицкого «Белочка-хлопотунья», провести обсуждение;

- перед изобразительной деятельностью предложить обследовать игрушку белка.

И только после такой подготовительной работы загадать загадку:

Все в дупле ее успехи-

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний , в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это ….(белка).

    Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, нужно всегда использовать демонстрационный материал.

    По такой же схеме подготавливаем детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходима  более серьезная подготовительная работа:

  1. Проведение игр на развитие логического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?», «Назови свойства предмета»….;
  2. Проведение игр- экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
  3. Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
  4. Придумывания рифмы к словам;
  5. Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?»…

Хочется отметить, что дети с нетерпением ждут момента, когда им будут загадывать загадки. У них появляется азарт , желание первым дать правильный ответ.

В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер…). В сложных случаях даем подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе…

В дальнейшем можно самим придумывать загадки, зарисовывать их и  предлагать родителям принять участие в их разгадывании. Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться ,поднять настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

Речь является чрезвычайно сложной тонкой и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший регулятор человеческого поведени...

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».

Цель мастер - класса:  Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и...

Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе

Цель:Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту...

Консультация для родителей:"Развитие мыслительных процессов у дошкольников"

Многие дошкольники к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Основной целью занятий являются ...

«Развитие познавательных процессов у дошкольников посредством мультимедийных игр и мультимедиа технологий»

[Ход педсовета  по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников посредством мультимедийных игр и мультимедиа технологий»...

"Развитие познавательных процессов у дошкольников посредством мультимедийных игр и мультимедиа технологий"

quot;Развитие познавательных процессов у дошкольников посредством мультимедийных игр и мультимедиа технологий"...

Развитие мышления у дошкольников посредством использования загадок

Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость оот самого проце...