Развитие мышления у дошкольников посредством использования загадок
статья (подготовительная группа)

  Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость оот самого процесса отгадывания. Загадка- это находка для развития многих качеств у малыша. 

   Работая с детьми среднего и страшнего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко, нам казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребёнок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения. 

  Начав анализировать, почему так происходит, приходишь выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания. 

  Заниматься гимнастикой для ума нужно с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

  Загадки бывают:

  • с описанием свойств и признаков;
  • загадки-противопоставления;
  • загадки с описанием действий;
  • загадки-вопросы.

  Так как, загадки бывают разных видов, идти надо по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирать задачи по возрасту, исходя их жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека...

  Также можно загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читаем ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводим рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадываем загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема "Дикие животные") следует:

  • рассмотреть с детьми картинку с изображением белок, которые делают запасы на зиму;
  • прочитать рассказ Г. Скребицкого "Белочка-хлопотунья", провести обсуждение;
  • перед изобразительной деятельностью предложить обследовать игрушку Белка.

  И только после такой подготовительной работы загадать загадку:

 Все в дупле ее успехи -

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний, в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это... (Белка).

  Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, нужно всегда использовать демонстрационный материал.

  По такой же схеме подготавливаем детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходимо более серьезная подготовительная работа:

  • Проведение игр на развитие логического мышления: "Какой предмет лишний?", "Чего не хватает?", "Как назвать одним словом?", "Назови свойства предмета"...
  • Проведение игр -экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
  • Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного, обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
  • Придумывание рифмы к словам;
  • Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: "Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?", "Как помочь плачущему мальчику?"...

  Хочется отметить, что дети с нетерпением ждут момента, когда им будут загадывать загадки. У них появляется азарт, желание первым дать правильный ответ. В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: "Рта нет, а про всякого правду скажет". Очень интересно наблюдать, как дети высказывают просто какие-то слова - предположения (человек, радио, компьютер...). В сложных случаях даём детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе...

  В дальнейшем можно самим придумывать загадки, зарисовывать их и предлагать родителям принять участие в их разгадывании. Отгадывание загадок, придумывание их- очень увлекательный процесс. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться поднять настроение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость оот самого процесса отгадывания. Загадка- это находка для развития многих качеств у малыша. 

   Работая с детьми среднего и страшнего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко, нам казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребёнок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения. 

  Начав анализировать, почему так происходит, приходишь выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания. 

  Заниматься гимнастикой для ума нужно с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

  Загадки бывают:

  • с описанием свойств и признаков;
  • загадки-противопоставления;
  • загадки с описанием действий;
  • загадки-вопросы.

  Так как, загадки бывают разных видов, идти надо по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирать задачи по возрасту, исходя их жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека...

  Также можно загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читаем ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводим рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадываем загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема "Дикие животные") следует:

  • рассмотреть с детьми картинку с изображением белок, которые делают запасы на зиму;
  • прочитать рассказ Г. Скребицкого "Белочка-хлопотунья", провести обсуждение;
  • перед изобразительной деятельностью предложить обследовать игрушку Белка.

  И только после такой подготовительной работы загадать загадку:

 Все в дупле ее успехи -

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний, в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это... (Белка).

  Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, нужно всегда использовать демонстрационный материал.

  По такой же схеме подготавливаем детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходимо более серьезная подготовительная работа:

  • Проведение игр на развитие логического мышления: "Какой предмет лишний?", "Чего не хватает?", "Как назвать одним словом?", "Назови свойства предмета"...
  • Проведение игр -экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
  • Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного, обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
  • Придумывание рифмы к словам;
  • Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: "Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?", "Как помочь плачущему мальчику?"...

  Хочется отметить, что дети с нетерпением ждут момента, когда им будут загадывать загадки. У них появляется азарт, желание первым дать правильный ответ. В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: "Рта нет, а про всякого правду скажет". Очень интересно наблюдать, как дети высказывают просто какие-то слова - предположения (человек, радио, компьютер...). В сложных случаях даём детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе...

  В дальнейшем можно самим придумывать загадки, зарисовывать их и предлагать родителям принять участие в их разгадывании. Отгадывание загадок, придумывание их- очень увлекательный процесс. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться поднять настроение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Развитие умственных способностей дошкольников посредством использования интерактивного оборудования

С данной статьей выступала на городском семинаре "Опыт применения интерактивных технологий в коррекционной работе"...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.

Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином  образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставля...

"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"

Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе....