Формирование эмоционально-психологической сферы детей с ОНР в ДОУ в летнее время.
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Сусликова Лариса Станиславовна

Целью проекта является создание оптимальной социокультурной образовательной среды, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы здоровьесберегающих компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лямбирское РУО

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида»

Метод проекта

в развитии речи дошкольников с  нарушениями речи

                                                                                      Разработала :

                                                                                          Учитель-логопед

                                                                                       Сусликова Л.С.

Лямбирь

2014

Проектный метод

в организации воспитательно-образовательной работы

по формированию эмоционально-психологической сферы

детей  с ОНР в ДОУ в летнее время.

         Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Не секрет, что дети с речевыми нарушениями испытывают и сложности в общении, в организационной деятельности, в выражении своего эмоционального состояния. Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная  и разнообразная организация деятельности детей в летний период с детьми, имеющими речевые нарушения"

Акуальность.

           Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но всё бесценно без здоровья».  По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.

           Однако,  мои наблюдения и социологические исследования ученых говорят о том, что состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы постоянно ухудшается. Это вызывает обоснованную тревогу. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.  А ведь здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

           Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

          Углубленная работа в данном направлении является актуальной и приоритетной еще и потому, что все дети нашей логопедической группы имеют нарушения в развитии речи. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.   

          Я разработала  и реализовала проект  по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

          Целью проекта является создание оптимальной социокультурной образовательной среды, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы здоровьесберегающих компетенций.

        Этот проект позволит спланировать воспитательно-образовательную работу с детьми с ОНР по формированию и укреплению эмоционально-психологической сферы в летний оздоровительный  период в ДОУ.

        Участники проекта: дети-логопаты, воспитатели, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель: обогащение эмоционально-психологической сферы детей через знакомство с  природой летом.

Задачи:

1.    Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей через использование природных факторов.

2.    Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу, выражать свое отношение к природе через эмоции.

3.    Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

4.    Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

5.    Развивать психологические свойства поведения: сдержанность,  самоконтроль.

6.    Воспитывать привычку повседневной физической активности, способствующей укреплению эмоционально-психологической сферы детей.

7.    Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза:

увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период  даст возможность для формирования здорового образа жизни, укрепления эмоционально-психологической сферы через повышение двигательной активности, а также для обогащения знаний, активизации мыслительных процессов у детей  c ОНР.

Предполагаемый результат:

1.    Сохранение здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.

2.    Формирование эмоционально-психологической устойчивости.

3.    Привитие детям экологической культуры.

4.    Формирование словаря, приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Реализация проекта через разные виды деятельности:

I направление – здоровье и физическое развитие.

1.    Беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Советы доктора Пилюлькина»,

2.    Физкультурное развлечение «Быстрее, выше, дальше», «В гостях у Нептуна».

3.    День здоровья «Весёлый мяч».

4.    Сбор лекарственных растений: «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!».

II направление – экологическое воспитание.

1.    Беседа «В природе нет ничего лишнего».

2.    Фотовыставка «Удивительное - рядом».

3.    Акция «Озеленение территории детского сада – посадим дерево».

4.    Целевая экскурсия на луг «Здравствую, луг!».

5.    Праздник цветов (в программе: стихи, загадки, спортивные этюды, подвижные игры, приметы, головоломки).

6.    Викторина «Природа – наш друг!», «Знатоки леса».

7.    Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…», «Где что зреет?», «Распределение плодов по вкусу, цвету, форме».

III направление – речевое развитие.

1.    Составление рассказов «Приключение Муравьишки»,

       «Случай на лугу»

2.    Речевые физкультминутки.

3.    Придумывание загадок о деревьях, цветах.

4.    Копилка загадок, пословиц, поговорок о лете.

5.    Инсценировка произведения Сутеева «Кто сказал: «Мяу?».

IV направление – игровая деятельность.

1.    Сюжетно- ролевые игры «Садовник», «Юные строители».

2.    Словесные игры «Кто больше заметит небылиц?», «Назовите растение», «Четвёртый лишний», «Подбери слова».

3.    Коммуникативные игры «Кто больше назовёт?», «Придумай небылицу», «Закончи сказку», «Угадай по описанию».

4.    Пазлы, разрезные картинки «Животный и растительный мир».

V направление – детское экспериментирование.

1.    Проведение опытов с песком и с водой.

2.    Изучение энциклопедий: «Почему песок бывает разным?», «Почему в пустыне растут кактусы?», «Растения: мята, календула, подорожник, ромашка».

3.    Занятие «Солнечные зайчики».

4.    Интегрированное занятие «Путешествие в Фитоландию».

VI направление – трудовое воспитание.

1.    Акция «Трудовой десант» (совместно с родителями) – уборка мусора, обрезка кустов, посадка цветов.

2.    Конкурс детских работ по ручному труду: создание книжек – малышек «Лето – удивительная пора».

3.    Работа в цветнике и на огороде «Растут цветы для красоты, а овощи – для здоровья».

VII направление – изобразительная деятельность.

1.    Открытие на участке «Творческой мастерской».

2.    Оформление выставки «Летние виды спорта». Создание малой спортивной энциклопедии.

3.    Конкурс рисунков «Вода и краски».

4.    Смотр-конкурс «Юный флорист».

5.    Изготовление из бумаги панамок.

6.    Изготовление игрушек – животных из природного материала.

VIII направление «Вместе с семьёй».

1.    Спартакиада «Спорт и смех – в семье успех!».

2.    Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр «Умелые руки не знают скуки».

3.    Турпоход «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!».

4.    Изготовление  фотоальбомов «Лето – 2010».

IX направление – художественная литература.

1.    Конкурс стихов о лете.

2.    Развлечение «Страна загадок».

3.    Литературные посиделки «Читаем вместе о лете»: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива», В. Берестов «Весёлое лето», Н. Полякова «Доброе лето», М. Пришвин «Золотой луг», З Александрова «Дождик».

X направление – музыкальная деятельность.

1.    Утренник «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!».

2.    «Музыкальная копилка» (слушаем и поём песни о лете).

3.    Хороводные игры.

4.    Беседа «Природа и музыка».

5.    День именинника.

Принципы реализации проекта:

•    принцип сезонности;

•    принцип учёта местности;

•    принцип комплексности и системности;        

•    принцип учёта возрастных особенностей;

•    принцип координации деятельности педагогов;

•    принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.

В ходе реализации проекта у детей с ОНР отмечается:

а) повышение эмоционально-психологической устойчивости к негативным проявлениям природы;  

б) повышенный интерес к окружающему, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию;  

в) у них формируется здоровый образ жизни, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности;

г) у детей повышается словарный запас и коммуникативные возможности.

        Таким образом,  проектный метод в организации деятельности ДОУ с ОНР в летний период показывает своё преимущество и эффективность.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях

          Основным критерием результативности применения в педагогической деятельности технологий здоровьесбережения, считаю то, что у воспитанников нашей группы снизилась заболеваемость.

  1. Дети стали реже болеть простудными заболеваниями, а  если все - таки заболевали, то быстрее выздоравливали.
  2. Так же дети стали более бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих. Например, могут напомнить, что при чихании нужно закрывать рот и нос; после подвижных игр слушают биение своего сердца и восстанавливают дыхание и т. д.  
  3.  Сформировалась у детей мотивация здорового образа жизни.
  4. Увеличился уровень переносимости  нагрузки на занятиях и социальной адаптации детей.
  5. Улучшилось зрение.
  6.  Снизился  уровень утомляемости.

           Я убеждена, что все проводимые мною мероприятия  помогают  детям легче адаптироваться к обучению в школе,  укрепить и сохранить их здоровье.

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального  детского сада.

М.: МГЗПИ, 1991.

       2.   Крюкова С.В., Слободняк Н.П.

             Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

             М.:  ГЕНЕЗИС, 2003.

       3.  Чистякова М.И.

             Психогимнастика.

             М.: Просвещение, Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование эмоционально-психологической сферы детей с ОНР в ДОУ в летнее время."

Целью проекта является создание оптимальной социокультурной образовательной среды, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы здоровьесберегающих компетен...

Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду

Психологический подход к организации здоровьсберегающей среды в образовательном учреждении. Предлагаемый материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений  по созданию эмоцион...

"Варианты летнего отдыха и оздоровления детей младшего дошкольного возраста в летнее время".

Летний отдых и оздоровление детей младшего дошкольного возраста....

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка на...