Методическая разработка: система игр для подготовки детей к обучению грамоте
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Зябкина Светлана Яковлевна

Подготовка к обучению грамоте является важнейшим аспектом в работе воспитателя в логопедической группе. Для удобства работы мною разработаны игры по данной проблеме и собраны в картотеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка61 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение звуко-буквенному анализу: система игр

Выделение данного звука в слогах и словах

1. «Умная машина» — [в]

2. «Умный паровоз» — [п]  -

3. «Умный самолет» — [р] эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров толь ко с данным звуком в имени.

4. «Звуковой домик» — в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т т», «К-к-к».

5. «Собираем звуки» — потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.

6. «Доктор Звуков» — прописывает «лекарство» — 10 слов со звуком [..].

7. «Проглоти звук [..]» — повторить слово без звука [..].

8. «Умная стрелка» — находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.

9. «Выбери картинки» — из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.

10. «Звуковое домино» — по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].

Выделение первого и последнего звука в словах

1.  «Начни говорить слово, а я догадаюсь».

2.  «Магазин» — заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.

3.  «Умная машина» — сигналит пешеходам первым звуком в их имени.

4.  «Поймай слово за хвост!»

5.  «Я начну, а ты закончи».

6.  «Угадай, что я прошу» — выбрать один из трех-пяти предметов.

7.  «Подели предметы» — на коробочках наклеены «портреты» звуков.

8.  «Звуковое лото»:

а)  на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы).

Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;

б) логопед достает букву (звук),  дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук — первый (последний).

9.   «Кто в домике живет?» — с [ данным звуком в начале.

10. «Вагончики» — в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?

11. «Звуковые цепочки» — по два-три слова и более.

Интонационное выделение последовательности фонем в слове

1. «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.» — разговаривать, выделяя нужный звук.

2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» — звучит дольше и громче в слове.

3. «Клавиши» — ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки — слово из трех-четырех звуков и три-четыре клавиши фишки).

4. «Сочиняем сказку «Приключения звука [..]».

5. «Диктант» — дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.

6. «Звуковые домики»:

а) «Позови звуки домой» — по очереди;

б) «Звук потерялся» — первый, второй, третий;

в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» дети их сразу узнают и называют.

7.  «Учим говорить Незнайку» — он пропускает звуки в словах.

8.  «Письмо Незнайки» — пропущены звуки (буквы). Какие?

Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части

1. «Братцы гласные здороваются» — произносить свой звук долго-громко.

2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками» — каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).

3. «Ступеньки» («Лесенка») — игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.

4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:

а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой,

во второй комнатке звукового домика)?;

б) кто из братцев-гласных кричит громче?

5. «Прошагай слово» — пропрыгать, прохлопать и т.п.

6. «Кто в домике живет?» — на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?

7. «Кто в каком вагончике поедет?» — сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?

8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») — одно-, двухсложные слова.

9. «Пишем» слова» — (части слова — полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.):

а) раскладывать гласные звуки (красные фишки — по одной на каждую полоску);

б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную часть слова.

10. «Чье слово длиннее?»

11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» — одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)

12 «Кто в каком домике живет?» — игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.

Различение ударных и безударных гласных звуков

1. «Без ошибок повтори: "оуа", "оуа", "оуа" и т.п.» — ударяем голосом один из трех гласных звуков.

2.  «Братцы-гласные спорят»:

а) К кому идут гости?

б) Для кого это угощение?

3. «Подели картинки (предметы)» — всем братцам-гласным по одной-две.

4. «Кто главный?» — для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?

5. «Звуковые домики» — кто живет у братца — Аха, Охо и др.?

6. « В чьем вагончике поедет [..]?»

7. Братцы-гласные собираются идти...»:

а) ...в школу — кто что берет с собой?;

б) ...в поход — выбрать один из трех-пяти предметов (слов);

в) ...на прогулку.

8. «Приключения братцев-гласных» — кто что увидел? и т.п.

9. «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто — тихо?» — два сложных слова: «ли-са», «бел-ка» и т.д.

10. «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» — на каждую полоску (слог) — по одной гласной.

11. «Я позову вас издалека» — согласных звуков не слышно; кого это зовут?

12. «Позови издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это».

13. «Зоопарк» (таблица):

а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;

б) кто за кем будет ухаживать?

Различение гласных и согласных звуков

1. «Называю звук — поднимаете фишку» — красную, если звук гласный, синюю — если согласный;

2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» — «оп», «ат», «ук», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.

3.  «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?

4.  «Первый, второй» — определять гласные/согласные — «ат — та», «оп — по», «ук — ку»... и т.д.

5.  «Покажи фишку» (красную-синюю) — выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].

6.  «Что мешает петь согласному звуку?» — губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т], [д].

7.  «Живые звуки (буквы)».

8.  «Звуки, стройтесь в слоге!»

9.  «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой — согласный» (можно наоборот) — [а-а-а-т], [т-а-а-а].

10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого — согласный?»

11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» — «гав», «мяу», «му», «кукареку» и т.д.

12.  «Какой первый звук в твоем имени?»

Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками

1. «Тим изменяет согласный звук, второй произносит Том».

2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) — [п/п], [т/т], [х/х] и т.д.

3. «Тим изменяет слова Тома» — «лук — люк», «пол — пал» и т.д.

4. Тим и Том ссорятся» — делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.

5. «Том и Тим собираются...» — на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух-трех слов.

6. «Тим и Том готовят обед» — посуда, продукты.

7. «Тим и Том в зоопарке» — в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.

8. «Звуковое лото» — картинки, схемы слов.

9. «В каком окошке кто живет?» — в каком окошке чей звук?

10. «Магазин» — продавцы Тим и Том, чеки — схемы слов.

11. «Зоопарк» — за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?

12. «Тим и Том помирились» — Том говорит первую часть слова, а Тим — вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си», «ко-ни» и т.д.

13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую — Тим или Том?»

Звуковой анализ простых слов из трех звуков

1. «Пропоем в слове каждый звук» — [жжжуууккк].

2. «Звуковые домики» — три окошка + шторки трех цветов:

а) позвать домой первый, второй, третий звуки;

б) повесить в окошки шторки и нужного цвета.

3. «Построим дом» — кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.

4. «Кто в каком домике живет?» — готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-к-с)», «лось (с-к-з)», «ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)».

5. «Кто больше гостей пригласит в свой домик? » — готовая схема слов.

6. «Позови домой звук» — третий, первый, второй в разной последовательности.

7. «Кто из гостей (игрушки) "написал" свое слово?»

8. « Напиши слово своего гостя ».

9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» — ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».

10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку».

11. «Покажи картинку» — в названии которой первый звук [..], второй [..], третий [..].

12. «Магазин» — на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля-кукла», «чай», «соль», «рис» и т.д.

13.  «Звуковое лото: Чья картинка?» — кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Выделение качественных признаков согласных звуков

1. «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы):

—  красный для гласных;

—  зеленый со звоночком: [й];

—  зеленый без звоночка: [ч], [щ];

—  синий со звоночком: [ж];

—  синий без звоночка: [ш], [ц];

—  сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];

—  сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф]. Варианты:

а)   «Где живет звук [..]?» — объяснить почему?;

б)   «Какие звуки живут в этом домике?»;

в)   «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;

г)  «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).

2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» — «лис»:

[л] — зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);

[и] — красная толстая линия (гласный звук);

[с] — синяя тонкая линия (глухой твердый звук).

3. «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.

4. «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.

5. «Покажи картинку», в названий которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.

6. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации на гласную букву и фонему

1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука [..]?»

2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?»

3. Прочитай слово без согласных звуков» — таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).

4. «Звукоедик» — «съел» согласные звуки.

5. «Зовем издалека» («Эхо») — согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише — безударные гласные.

Варианты:

а) «Кого я зову издалека?»;

б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».

6. «Живые буквы (звуки)». Варианты:

а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;

б) «Слоги, стройтесь в слова!»;

в) «Слоги, поменяйтесь местами!»;

г) «Поменяем гласный звук» — стол — стул — стал — стыл» и т.п. 

Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем

1. « Живые звуки (буквы)». Варианты:

а) «Звуки, стройтесь в слова!»;

б) «Звук [.. ], поменяйся местами со звуком [..]»;

в) «Звук [..], замени в слове звук [..]».

2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) — «сыч — сын — сыр — сан — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам» и т.д.

3. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком [..]?» — «слог — слон — стон — стол — стыл — стал — стул — стук — сток — стык» и т.д.

4. «Звуковой домик» — готовая звуковая схема слова:

а) меняем один из согласных звуков: «каска — маска — ласка — лапка — лапта»;

б) меняем один из гласных звуков: «Оля — У ля — Эля — Аля»; «Иры — Ира — ура — эра — эру— ору»; «куры — кура — кора — кору»;

в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук — люк», «мал — мял» и т.д.

Звуковой анализ двухсложных слов

1. «Назови только первую (вторую) часть слова».

2. «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).

3. «В каком окошке живет звук [..]?

4. «В какой "комнате" (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» — где кричит ударный звук? «Ли — са», «ку — ры», «ут — ка», «па — ук».

5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».

6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».

7. «Позови домой только гласные звуки — тихо или громко?»

8. «Позови домой только согласные звуки».

9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»

10. «В какой части слова гласный звук [..]?»

11. «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный звук, ударный слог.

12. «Звуковые домики» — двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).

Варианты:

а) «Кто в этом домике живет?» — сколько звуков — в первой части, во второй?;

б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего «звукового домика»;

в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».

13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».

14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». — В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. – Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласный звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем сове гласных звуков и т.д.                                                                                                                                                                                                                                               

Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию

1. «Звуковой домик» (схема слов):

а) «Кто в каком домике живет? »;

б) «Кому еще подходит этот домик?»;

в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»

2. «Часть слова» (слоги) — буквы, фишки:

а) «Подбери две части слова» (схема);

б) «Подбери одну часть слова» (схема).

3. «Звуки — буквы» (картинки с готовыми схемами слов, буквы):

а) «В каком окошке живет звук

б) «Вставь в нужное окошко букву [..]»;

в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:

— гласных;

— звонких/глухих согласных,

— твердых/мягких.

4.  «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами» — обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:

а) все гласные звуки — красной толстой линией;

б) глухие согласные — тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко);

в) звонкие согласные — толстой линией синего или зеленого цвета.

5. «Цветной диктант» — рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"

Система занятий с детьми в подготовительной группе....

Методические рекомендации для родителей по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Вниманию родителей представляются еженедельные методические рекомендации по подготовке детей к обучению грамоте...

Методическая разработка: Подготовка детей к обучению грамоте "Ознакомление со звуковым строением слова"

В статье узнаете о сущности подготовки детей к обучению грамоте; о развитиии фонематического слуха и фонематического восприятия и его влияния на овладение навыкам чтения. О задачах и содержании подгот...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Аналитический обзор методического обеспечения программ подготовки детей к обучению грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...