Грибы. Формирование словарного запаса. Родственные слова
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Карцева Елена Зигмантасовна

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

•     Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.

•     Учить выделять родствен­ные слова из текста.

•     Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_rodst.slova_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Грибы. Формирование словарного запаса.  Родственные слова»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.
  • Учить выделять родственные слова из текста.
  • Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.

ОБОРУДОВАНИЕ

Сюжетная и предметные картинки к стихотворению «Солнечное», к рассказу «Дружная семейка»; конверт с загадками со словами «родственниками».

                          Ход занятия.

1.Оргмомент. Логопед предлагает детям повторить за ним пары слов:

Лес  - лесок

 Лесок – лесник

Лесник – лесной

 Гриб – грибок

 Грибок – грибник

 Грибник – грибной

 Рыба – рыбка

 Рыбка – рыбак

Рыбак – рыбный

Снег – снежок

Снежок – подснежник

Подснежник – снежный

Нос- носик

Носик – носище

Носище - носовой

2.Логопед предлагает детям послушать рассказ.

                «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА».

В роще под берёзой вырос гриб – великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растёт ещё один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился берёзовый лист и из – под него показался грибочек – малыш. Улыбнулся гриб – великан: «Все на меня похожи…». И тут послышались весёлые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!

     Логопед выставляет на доске предметные картинки к родственным словам.

Гриб — грибок — грибочек — грибники — грибной суп.

Все слова звучат похоже, какая в них общая часть?

Дети. Гриб.

Логопед. Правильно. Теперь выясним значение слов.

Гриб — это низшее споровое растение.

Грибок — маленький гриб.

Грибочек — так ласково называем маленький грибок.

Грибники — люди, которые собирают грибы.  Грибной суп — суп, сваренный с грибами. Такие слова называются словами-«родственниками», живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть.

Внимательно послушайте рассказ «Дружная семейка» еще раз и назовите другие слова-«родственники», которые в нем есть.

Дети выделяют слова «береза» и «березовый».

А какие еще есть слова, похожие на слово «береза»?

Как мы скажем, если береза маленькая? (Березка.)

Как ласково березку назовем? (Березонька.)

Что за гриб-великан рос под березой? (Подберезовик.)

Как будет называться грибок-малыш? (Подберезовичек.)

3.Физминутка.

4.Слова-«родственники» прислали нам стихи-загадки. (Показывает детям конверт, достает письмо и читает.)

 Мы слова похожие,

 Как родственники схожи.

 Мы живем одной семьей,

 Поиграть хотим с тобой!

       

         Белый мороз к палочке прирос.

         Молочное, шоколадное

          И всегда прохладное.

            (Мороженое.)

Найдите в тексте загадки слово-« родственник ».

     Дети выполняют задание.

Подберите слова-«родственники» к слову «мороз».

Дети: Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко.

Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.

Логопед: Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

Как ласково назовем мороз? ( Морозец.)

Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозитъ.)

Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).

Как зовут сказочного героя?... (Морозко.)

5.Игра с мячом 

«Раз, два, три, четыре, пять!

 Идем родственников звать»

Логопед: Назовите фруктовые, ягодные и овощные соки.

Дети:

яблоко     —  яблочный

апельсин — апельсиновый

слива      —  сливовый

 вишня     —  вишневый

 малина    —  малиновый

 морковь   —  морковный

 лук         —  луковый

Логопед: Назовите крупу, из которой сварили кашу.

Дети:

гречневая     — гречка

 рисовая        — рис

 геркулесовая — геркулес

 пшенная      — пшено

 манная         — манка

6.Упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений

 Логопед. Составьте предложения со словами-«родственниками» с помощью предметных картинок.

На доске картинки: солнце, солнышко, солнечный день, подсолнух, подсолнечное масло.

Примерные варианты предложений

Яркое солнце показалось из-за тучи.

Весной солнышко греет теплее,

В солнечный день ребята загорали у реки.

   На нашем огороде вырос высокий подсолнух.

Маша пошла в магазин за подсолнечным маслом.

7.Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов  лишнее слово.

Логопед. Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

пастух, пастушок, послушный, пастуший, пасет;

булка, булочка, булочник, хлеб, булочная;

кот, котик, каток, котище, котеночек.

Совместно с логопедом дети объясняют выбор лишнего слова.

8.Итог занятия

Логопед. Мы познакомились со словами-«родственниками». Какие вы запомнили «дружные семейки»?

Дети называют цепочки из двух-четырех родственных слов.

9.Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»

Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы....

«Формирование словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора»

Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...