Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

яграшева алина михайловна

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей разных возрастов, предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Особенно важное значение правильное, четкое произношение звуков и слов имеет в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости ребенка в школе.

Таким образом, огромное значение приобретает работа по профилактике речевых нарушений у детей.

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков.

Поэтому в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков (С, Ш, Л, Р,), а с простых (И, Ф, Т, Ы), артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонетической системы языка.

Хотя к 3-4 годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познавать языковую действительность.

Систематические, последовательные занятия по отработке артикуляции всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте.

Для создания особого эмоционального настроя такие занятия можно проводить в форме логопедической зарядки. Основная ее цель – профилактика речевых нарушений у детей.

Логопедическая зарядка позволяет решать следующие задачи:

  • развитие общей и артикуляционной моторики;
  • развитие мелкой моторики;
  • воспитание нижнедиафрагмального дыхания, целенаправленного ротового выдоха;
  • развитие высоты и силы голоса;
  • уточнение артикуляции подготовленных звуков;
  • закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах;
  • формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и обогащение словаря;
  • формирование лексико-грамматического строя речи.

Вместе с этим логопедическая зарядка должна развивать память, восприятие, мышление и воображение детей.

Содержание зарядки определяется этапом работы над конкретным звуком (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков), возрастом детей, степенью их подготовленности. Составляет зарядку логопед, проводит воспитатель. Логопедическая зарядка может проводиться в виде занятия во второй половине дня, отдельные ее этапы могут быть включены в режимные моменты дня (перед занятием, на прогулке, во время умывания и т.д.).

Логопедическая зарядка способствует формированию правильного звукопроизношения, что является профилактическим и коррекционным направлением работы логопеда и воспитателя в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"

Материал поможет родителям сформировать понятие о возможности игры в преодолении речевых расстройств у детей, а педагогам  поможет стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельно...

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...

Музыкально-логопедических занятия, как средство профилактики и преодоления задержки речевого развития

Представлена рабочая программа по профилактики ЗРР у детей младшего дошкольного возраста...

Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"

Формировать понятие у родителей о возможности игры как средства для преодоления речевого расстройства ребёнка....

"Эффективность использования логоритмики с детьми среднего дошкольного возраста с целью профилактики и преодоления речевых расстройств"

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у дошкольников. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый...

Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...