Музыкально-логопедических занятия, как средство профилактики и преодоления задержки речевого развития
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Евсикова Татьяна Геннадиевна

Представлена рабочая программа по профилактики ЗРР у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mrlz_r.docx96.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            «Челядöс сöвмöдан 117 №-а видзанiн» школадöз велöдан Сыктывкараса

муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Управление дошкольного образования администрация

муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117» г. Сыктывкара

ПРИНЯТО                                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

педагогическим советом                                                                                        Директор МАДОУ

Протокол №                                                                                                              « Детский сад №17»

         от «__» __сентября__2018г.                                                                             ___________ Зубова Л.А                          

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Музыкально-логопедических занятия, как средство профилактики и преодоления задержки речевого развития»

                Программа предназначена для детей  3,4,5 года жизни

Срок реализации: 3 года

Составители:

Евсикова Татьяна Геннадьевна – логопед;

Елькина Анджела Валентиновна –

музыкальный руководитель.

Сыктывкар, 2018 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                       стр. 3
  2.  Календарный учебный график                                                          стр. 11

3.   Учебный   план для детей 3 года жизни                                                стр. 12

3.  Учебный   план для детей 4 года жизни                                                стр.13                               4. Учебный   план для детей 5 года жизни                                                стр. 14  

5. Содержание изучаемого курса для детей третьего года жизни                стр. 15

6. Содержание изучаемого курса для детей четвертого года жизни      стр. 23

7.Содержание изучаемого курса для детей пятого  года жизни                стр. 36          

8.  Учебно-методическое обеспечение           стр. 46

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Музыкально-развивающие занятия» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);

- Уставом МАДОУ;

- Положением о дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. Основная задача речевого развития детей овладение нормами  родного языка, определяемыми для каждого возраста, развитие коммуникативных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формируется способность давать комплексные ответы (движение, действия и слова). Теперь, когда активная речь начинает сопровождать деятельность ребенка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, судят об уровне понимания, восприятия, мышления по его высказываниям.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сложно-тематическая организация занятий в сопровождении музыки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализующие потенциальные возможности детей. Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, элементарное музицирование на инструментах, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.

Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.

Занятие является интегрированным, продолжительность их в группе третьего года жизни - 10 мин., в группе четвертого года жизни - 15 мин, в группе пятого года жизни - 20 мин.. Занятие проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем.

   Цель программы: развитие речевых навыков ребенка, раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством музыкально-ритмических движений в сочетании с речевым материалом.

Задачи: 

*Активизировать все компоненты речи детей, соответствующие возрастной категории.

*Формировать навык ритмичных движений, сочетающимися с речевым материалом;

*Совершенствовать крупную и мелкую  моторику у детей..

*Развивать и укреплять артикуляционный аппарат.

*Формировать способность давать комплексные ответы (слово,   действие ,движение).

*Развивать   слуховое восприятие

        Срок реализации рабочей учебной программы -  3 учебных года.

Структура НОД:

1. часть  - музыкальная (ритмическая музыкальная разминка, включает формирование умения ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, согласовывать движения с музыкой).

2. часть - речевая ( логопедическая сказка, активизирующая речь детей с элементами биоритмопластики)

3. Заключительная часть (итоги занятия).

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: фотоотчеты, открытые занятия.

Форма предоставления услуги: индивидуально-групповая.

Форма обучения: очная

Язык обучения: русский.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Возраст детей: первый год обучения  2 – 3 года, второй год обучения 3 – 4 года, третий год обучения  4 – 5 лет.

Ожидаемый результат:

1. Увеличение речевой активности детей.

2. Развитие артикуляторного праксиса

3. Развитие крупной и мелкой моторики

4. Сформировано умение согласовывать музыку с движениями

Способы определения результативности:

  • -контрольные занятия;
  • -педагогическая диагностика.

Формы подведения итогов реализации программы:

  •  - открытое занятие;
  • - участие в «Дне открытых дверей»

Требования к усвоению программы детьми третьего года жизни. (Первый год обучения)

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.  Решение этой задачи  предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.

 Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства,  движения и слова песен выразительны. Артикуляторные упражнения выполняются  в полном  объеме.        

 Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но предложения  простые, нераспространенные. Словарь существительных,  глаголов, наречий снижен.   Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Артикуляторную и пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок понимает речь,   отвечает   жестом, одним словом, испытывает затруднения в  подборе слов,  воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками.  Движения  пальчиковой и артикуляторной гимнастики вызывают затруднения.        

Требования к усвоению программы детьми четвертого года жизни. (Второй год обучения)

Высокий уровень – использует в речевом общении  предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства,  движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика  выполняются  в полном  объеме.        

 Средний уровень – ребенок легко понимает речь, отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет некоторых  животных.   Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм).  Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок понимает речь,   отвечает   жестом, одним словом, испытывает затруднения в  подборе слов,  воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками.  Движения  пальчиковой  гимнастики вызывают затруднения.                                        Требования к усвоению программы детьми пятого года жизни.(Третий год обучения)

Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, активно выполняет задания обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства,  движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика  выполняются  в полном  объеме.        

 Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет животных и детенышей.   Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм).  Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок    отвечает  одним словом, испытывает затруднения в  подборе слов,  воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха с ошибками.  Движения  пальчиковой  гимнастики вызывают затруднения.                                                                

Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми третьего  года жизни

1.Изучение особенностей развития словаря ребенка.        

Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих  д животных, их части производимые действия.                

Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза, овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.

Вопросы:  Кто это?   Что делает? Что это у данного животного?

Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать  определенное животное, задать дополнительные вопросы.

Высокий -  называет всех животных, части тела, действия.

Средний - называет  не всех животных, затрудняется в назывании действий.

Низкий - показывает животных,  затрудняется  в  показе частей тела,         не называет действия.

2. Изучение  особенностей связной речи ребенка.

Задачи: выявить использование в речи ребенка  предложений, соотнести свои высказывания с сюжетом картинки.         

Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий  шофера ,доктора, повара.

Вопросы:  предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать кто это и что делает.  Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.

Высокий - ребенок  говорит  по каждой предложенной  картинке  предложением.

Средний  - ребенок  говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.

Низкий  -  ребенок отвечает одним словом , отказ от ответов.                        

3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.

Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм  музыки и текста.        

Методика:  прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка, танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.  

Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши,  игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).        

Высокий -  выразительно  и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.

Средний -  задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.

Низкий - задание выполняет после неоднократных показов  педагогом или отказ

Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми четвертого года жизни

  • Изучение особенностей развития словаря ребенка.        

Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих  диких и домашних животных, где они живут, чем питаются.                

Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза ,овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.

Вопросы:  Кто это?   Где живет? Чем питаются?

Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать  определенное животное, задать дополнительные вопросы.

Высокий -  называет всех животных, как называется их дом, чем питается.

Средний - называет  животных, определяет дикие они или домашние. Затрудняется с  называнием места проживания.

Низкий - показывает животных,  затрудняется  в определении места жительства, в типах питания.

2. Изучение  особенностей связной речи ребенка.

Задачи: выявить использование в речи ребенка сложных предложений,         

Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий летчика, машиниста, строителя.

Вопросы:  предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать кто это и что делает.  Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.

Высокий - ребенок  говорит  по каждой предложенной  картинке сложным предложением.

Средний  - ребенок  говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.

Низкий  -  ребенок отвечает одним словом , отказ от ответов.                        

3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.

Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм  музыки и текста.        

Методика:  прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка, танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.  

Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши,  игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).        

Высокий -  выразительно  и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.

Средний -  задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.

Низкий - задание выполняет после неоднократных показов  педагогом или отказ.                         

    Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми пятого года жизни

1. Изучение особенностей развития словаря ребенка.        

Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих  д животных, их части, производимые действия, приносимую пользу.                

Методика: показать детям картинки с изображением животных – ослик, овечка, индюк ,кенгуру, леопард, морж.

Вопросы:  Кто это?   Что делает? Что это у данного животного? Какую пользу приносит?

Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать  определенное животное, задать дополнительные вопросы.

Высокий -  называет всех животных, части тела, действия.

Средний - называет  не всех животных, затрудняется в назывании действий.

Низкий - показывает животных,  затрудняется  в  показе частей тела,         не называет действия.

2. Изучение  особенностей связной речи ребенка.

Задачи: выявить использование в речи ребенка распространенных предложений, соотнести свои высказывания с сюжетом картинки.         

Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий-  машиниста, бульдозериста, крановщика..

Вопросы:  предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать кто это и что делает.  Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.

Высокий - ребенок  говорит  по каждой предложенной  картинке  предложением.

Средний  - ребенок  говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.

Низкий  -  ребенок отвечает одним словом , отказ от ответов.                        

3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.

Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм  музыки и текста.        

Методика:  прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка, танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.  

Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши,  игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).        

Высокий -  выразительно  и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.

Средний -  задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.

Низкий - задание выполняет после неоднократных показов  педагогом или отказ.                         

        

Учебный план занятий для детей третьего года жизни

(Первый год обучения)

Наименование тем:

Количество занятий

1.

Кто пришел в детский сад.

1

2.

Наши друзья.

1

3.

Мое тело.

1

4.

Наш огород.

1

5.

Наш сад.

1

6.

Кто как кричит?

1

7.

Осенний дождик.        

1

8.

Деревенский дворик.

1

9.

В гостях у бабушки Арины.

1

10.

Кто живет в лесу.

1

11.

Магазин игрушек.        

1

12.

Летят снежинки.

1

13.

Зимние забавы.

1

14.

Что принес дед Мороз  

1

15.

Прощание с елочкой

1

16.

Зимние забавы.

1

17.

Комната для куклы.

1

18.

Магазин посуды.

1

19.

Кто где живет.

1

20.

Животные и детеныши.

1

21.

Одежда для куклы.

1

22.

Что подарим маме.        

1

23.

Чья это мама.

1

24.

Для чего это нужно

1

25.

На чем люди ездят

1

26.

Солнечный зайчик.

1

27.

Прилетели птицы.

1

28.

Кто что делает.

1

29.

Зоопарк.

2

30.

Весенние забавы.

1

31.

Насекомые.

2

32.

Машины  спасатели.

1

33.

Кошка и котята

1

34.

Курочка и цыплята

1

35.

Кого встретил колобок

2

36.

Расцвели цветы.

1

Всего:

39 занятий

Учебный план занятий для детей четвертого года жизни

(второй год обучения)

Наименование тем:

Количество занятий

1.

Прогулка в осеннем парке

1

2.

В деревне у бабушки  

1

3.

Солнечный дождик

1

4.

Тучка

1

5.

Тучки по небу гуляют

1

6.

Грибной дождь

1

7.

Под грибком

2

8.

Осенние листья

1

9.

Осень в лесу

1

10.

Осенний огород

1

11.

 Зима в лесу

2

12.

Дед мороз спешит на елку

1

13.

Украшаем елочку

1

14.

Наступает Новый год

1

15.

Новогодний праздник в лесу

2

16.

Рукавичка

1

17.

Снеговик

1

18.

Кошка и котята

1

19.

Котята и щенок

1

20.

У бабушки в гостях

2

21.

Как снеговики солнце искали

1

22.

Как цыплята солнце будили

1

23.

Новая столовая

1

24.

В гости к нам пришла матрешка

1

25.

Весеннее солнце

2

26.

Прилетайте птицы

1

27.

Весенний ручеек

1

28.

Кораблик

1

29.

Петушок и его семья                        

1

30.

Колечко

1

31.

Цветы на полянке

2

32.

Поездка в лес

2

Всего:

39

        

     Учебный план занятий для детей пятого года жизни

(третий год обучения)

                                                         

Наименование тем:

Количество занятий

1.

Осень золотая.

1

2.

Заяц-огородник.

1

3.

Ежик-садовод.

1

4.

Поездка в осенний лес.

2

5.

Осенний дождик

1

6.

На ферме

2

7.

В гостях у бабушки Арины.

2

8

Первый снег.

2

9

Зимние забавы.

1

10

Что принес Дед Мороз

1

11

Гости с севера.

1

12

Кто как одет.

1

13

Чей дом.

1

14

Животные и детеныши

1

15

Кто самый смелый.

1

16

Подарки.

1

17

Для чего это нужно

1

18

Транспорт

1

19

Что подарим мамам.

1

20

Наш оркестр.

1

21

Весной.

1

22

Прилетели птицы.

2

23

Кто что делает.

1

24

Зоопарк.

2

25

Расцвели цветы.

1

26

Весенние забавы.

1

27

Насекомые

2

28

В гости к бабушке в деревню

1

29

Машины-спасатели

1

30

Солнышко лучистое

1

31

Бычок-смоляной бочок

2

32

Коза обманщица

2

33

Как мышонок стал трудолюбивым

1

Итого:

39 занятий

Содержание занятий для детей 3 года жизни.

(первый год обучения        )        

Месяц

Тема

           Цели  занятия

Содержание

Сентябрь

  1. Кто пришёл в детский сад

1.Активизировать словарь детей.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитывать эмоциональную выразительность

Двигательное упражнение «Кто повстречался?»

Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик!»

Дыхательное упражнение

«Вырасти большой»

Сентябрь

2.Наши друзья

1.Учить менять характер движений в соответствии с изменением характера музыки

2. развивать быстроту реакции

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Музыкально-дидактическая игра «Мы веселые ребята»

Дыхательное упражнение

«Воздушный шарик»;

Игры с пальчиковой куклой

Октябрь

3.Мое  тело.

1.формировать знания о частях тела.

2.Учить выполнять движения в соответствии  с текстом.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра «Что у  куклы, а что у меня».            

Муз.-речевая игра «Где же наши ручки.»

Сказка о веселом язычке.                      

Октябрь

4. Наш

огород

1.Формировать знания об овощах.

2.Вввести в активный словарь детей названия овощей,  их цвет, форму, вкус.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дид.  игра  «Что  в корзинке».

Пальчиковая игра «Зайцы».

Подвижная игра «Огород».

Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик».

Октябрь

5..Наш

сад.

1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты».

2.Формировать умение соотносить  муляж с картинкой.

3.Развивать координацию движений.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра» Угостим  гостей фруктами».

Музыкальная игра «Собери в корзинку».

Ритмическая игра «Дождик веселей».

Пальчиковая игра «Этот пальчик».

Октябрь

6.Кто как кричит.

1.Развивать умения детей соотносить голоса животных  и образ, называть их.

2.Вызвать желание договаривать  слова в стихотворениях.

3.Учить  выражать в движениях образ животных.

Музыкально-дид игра «Пастушок»

Рассказывание сказки «День рождение у кошки».

Изображение животных под соответствующие мелодии.

Ноябрь

7.Осенний дождик

1.Упражнять детей в умении  договаривать слова песенок, сопровождая их движениями.                                      2.учить различать и называть цвета.        

 3.Формировать правильную артикуляцию.

Массаж бедер «Дождик».                       Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится.»                                            Двигательные упр «Осенние листочки»                                              Танец- игра с листьями.

Ноябрь

8.Деревенский дворик

1.Ввети в активный словарь детей названия домашних животных.      

   2.развивать умение координировать слово и движение.                                 3.Формировать правильную артикуляцию.

Двигательные упражнения «Кто повстречался».                                     Дидакт.  игра «Найди свою маму»      Русская народная игра «Щенок Митрошка».

Ноябрь

9. В готях у бабушки  Арины

1. Ввести в активный словарь детей названия домашних птиц и их птенцов.                                                 2.Закрепить знания детей о домашних животных.                         3.Формировать правильное звукопроизношение.

Упр на дикцию и мелкую моторику «Кот-царапка».                                      Двигательное упр. «Петушки».           Сказка «Кто моя мама».                   Ритмическая игра «Оркестр»

Ноябрь

10.Кто    живет    в лесу.

1.Активизировать в речи детей названия обитателей леса и их детенышей.                                             2.Развивать умение координировать слово и движение.                                 3 Формировать правильную артикуляцию.

Двигательное упражнение «Поезд».   Песня –инсценировка «Случай в лесу»                                                              Дид.  игра «Поможем белочке».               Подвижная игра «Зайцы и волк».

Декабрь

11.Магазин игрушек.

1.Активизировать словарь  об игрушках, их  качествах, действиях.  

2.Учить выполнять действия в соответствии с текстом.                    3.Учить правильно брать дыхание, правильно произносить гласные звуки.

Двигательное упражнение  «Мы едем на машине».                              Дид.  игра « Какая  у тебя игрушка».  Дыхательное упр.»Ветер».                        

Дид.  игра «Какая игрушка спряталась».

Декабрь

12.Летят сне жинки.

1.Развивать умение договаривать стихотворения.                                      2.Учить соотносить слова и движения.                                                   3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание.

Дыхательные упр. «Снежинки».  Чтение стихотворения о зиме, сопровождая его движениями.                         Музыкальная игра «Игра в снежки»

Декабрь

13.Зимние забавы.

1.Активизировать глагольный словарь детей.                                        2.Учить строить предложение .          3.Формировать умение соотносить речь и движения.

Русская народная пестушка «Валенки»                                           Массаж «Снеговик».                             Сказка «Как Снеговик пришел к нам на прогулку»

Декабрь

14.Что принес   Дед

Мороз?

1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово.                                                        2. Формировать умение соотносить слова и движения.                                    3.Формировать правильную артикуляцию.

Игра » Снежинки и Дед мороз»         Муз игра «Как у дедушки  мороза». Дид.  игра «Что принес Д.М.».                 Пальчиковая игра «Наряжаем елку».                                                    

Декабрь

15. Зимние забавы

1. Учить петь простые песни напевно, ритмически слаженно;

2. Развивать мимику детей

3. Формировать певческие навыки

Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку»

Дид. Игра «Помоги снеговику»

Музыкально-двигательная игра «Саночки»

Январь

16. Прощание с ёлочкой

1. Учить выполнять простые плясовые движения, запоминать их последовательность;

2. Развивать ритмический слух и внимание

3.Формировать правильную артикуляцию

Музыкально-ритмическое движение «Ах вы сени»;

Слушание С. Майкопар «Зимой»;

Артикуляционная гимнастика «Язычок веселится»

Январь

17.Комната для куклы.

1.Ввести в активный словарь детей названия мебели и ее назначение.   2. Учить строить предложение из 3-4 слов.                                                   3.Формировать плавный выдох, правильную артикуляцию.

Дид. игра «Комната для куклы».          Музыкальная игра «Кто едет в гости к кукле?».                                    Упражнение на развитие дыхания «Гудок».

Январь

18.Магазин  посуды

1.Ввести  в активный словарь детей названия посуды и действия с ней.    2. Учить строить предложения.         3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма.

Дид. игра « Помоги кукле купить посуду».                                                Дыхательное упр «Горячий чай».       Пальчиковая игра «Ладушки».

Февраль

19 Кто где живет.

1.Активизировать словарь детей  о местах жительства животных.           2.Закреплять умение договаривать стихотворения.                                  3.Формировать умение соотносить текст и движения.

Упр. на дыхание «Гудок».                  Русская народная игра «Зайка».             Сказка «Как зайка искал свой дом».   Пальчиковая игра  » Есть у каждого свой дом».

Февраль

20.Животные  и  детеныши.

1.Учить называть детенышей животных.                                            2.Развивать мышление путем соотнесения детенышей и их мам.       3.Формировать умения изображать взрослых  животных и детенышей.

Муз – двигательная игра «Кого мы встретили».                                           Дид. игра «Помоги малышам найти свою маму».                                          Танец «Котятки».

Февраль

21.Чья   это  мама.

1.Ввести в активный словарь детей названия животных и их детенышей.                                                   2.Развивать звуковысотный слух.  3.Закрепить умение договаривать стихотворения.

Пальчиковая игра «Расскажи про кошку».                                                     Музыкально- дидактическая игра «Кошка и котенок».                                   Слушание стихотворений о животных и их малышах.

Март

22 Что подарим маме?

1.Формироать умение выражать словами признаки предметов.               2.Развивать умение соотносить текст и движения.                                    3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое.

Дид игра «Что любит мама».             Пальчиковая игра  « Мамочка».         Музыкально – ритмическое упражнение  «Красивое движение»

Март

23.Одеж    да для куклы.

1. Формировать умение отображать в речи названия одежды, цвета, назначение.                                          2.Развивать мышление  путем сравнения видов одежды.                  3.Закреплять умения соотносить слова и движения.

Муз-дидактическая игра «Мы ногами топ-топ»                                        Дид игра « Найди кукле одежду».     Дидактическая игра «Что неправильно надела Катя».

Март

24.Для   чего это нужно?.

1. Формировать умения отражать свои суждения в речи.                           2.Учить  строить предложения.               3.Формировать правильную артикуляцию.

Фонопедическое упражнение «Машины»                                           Дид игра «Узнай и назови»               Дид игра «Объясни мишке для чего это нужно».

Март

25.На чем люди  ездят.

 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта.                                  2.Учить строить предложения.             3.Развивать чувство ритма.

Фонопедическое упр «Машины».             Дид игра «Кто на чем едет».             Музыкально-дид игра «Едем, летим, плывем».      

Март

 26.Сол-нечный   зайчик.

1.Активизировать словарь детей  о весенних явлениях.                                2.Формировать умение  строить предложения.                                          3.Развивать  умение согласовывать речь и движения.

Ритмическая игра «Капель».           Упражнение  «Солнышко».             Двигательное упр. «Солнечные зайчики».                                               Песня «Весна»              

Апрель

27.Прилетели     птицы.

1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны.                              

2.Развивать умение согласовывать слова и движения

3.Формировать правильную артикуляцию.

Мимическое упражнение «Солнышко  веселое и грустное»

Дид.  игра « Расскажем мишке о весне».                                     Массаж пальцев «Воробьи».

Апрель

28.Кто  что делает.

1.Активизировать  глагольный словарь детей.

2.Закреплять умение двигаться под музыку.

3.Развиваем цветовосприятие, внимание.

Движение с музыкой «Самолет».

Дид.  игра «Кто что делает?».

Подвижная игра «Светофор»

Апрель

29.Зоопарк

1Развивать  навыки детей отражать в речи знания о животных.

2.Закреплять навыки построения предложений.

3.Продолжать формировать умение изображать животных.

Дыхательное упр. «Поезд».

Показ движений  животных с музыкальным  сопровождением.

Дид.  игра «Кто живет в зоопарке».

Апрель

30 Зоопарк

1.Закрепить знания детей о диких животных и детенышах и отражать их в речи.

2.Продолжать формировать умение подражать голосам  животных и их детенышей.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Музыкально-дидактическая игра «Поездка».

Звуковысотное упр. « Кто кричит?».

Сказка о веселом язычке.

Май

31Весенние забавы.

1.Закреплять умение строить предложения.

2.Расширить знания о занятиях детей весной.

3.Формируем способность согласовывать речь и движения.

Двигательное упр. «Поездка в парк».

Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной.

Пальчиковая игра «Цветок».

Май

32.Насекомые

1.Активизировать словарь детей  о насекомых.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Пальчиковая игра «Цветы».

Подвижная игра «Жуки».

Дыхательное упр. »Бабочка».

Май

33 Насекомые

1.Закрепить знания детей  о насекомых.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Песня с движением «Из открытого окошка»

Стихотворение с движениями «Улитка».

Речевая игра «Чей там домик наверху?»

Май

34. Машины

спасатели

1.Учить отражать в речи действия и назначение специальных машин.

2.Развивать способность согласовывать речь и движения.

3.Развивать цветовосприятие.

Подвижная игра  

« Светофор».

Музыкально-дидактическая игра «Машина».

Июнь

35 Кошка и котята

1.Закрепить знания детей о домашних животных и детенышах и отражать их в речи.

2.Продолжать формировать умение подражать голосам  животных и их детенышей.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра «Кошкин дом».

Пальчиковая игра «Царапки»

Артикуляционная гимнастика «Зверек»

Песня с движениями «Ладушки»

Июнь

36. Курочка и цыплята

1.Закреплять умение строить предложения

2.Развивать способность согласовывать движения и речь

3.Развивать артикуляционный аппарат

Двигательное упражнение «Мчится поезд»;

Пальчиковая игра «Курица»

Стихотворение с движением «Петушок»

Июнь

37.Кого встретил колобок

1. Закреплять умение двигаться под музыку

2.Развивать навыки детей отражать в речи знания о животных

3. Учить выполнять образные движения, соотносить текст и движения

Игра «Кто как идет?»

Дид. игра «Кого встретил колобок?»

Подвижная игра «Зайцы и медведь»

Июнь

38 Кого встретил колобок

  1. Развивать умение согласовывать слова и движения
  2. Активизировать глагольный словарь детей
  3. Развивать чувство ритма

Мимическое упражнение «Хитрая лисичка»

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Шумовой оркестр «Лесной оркестр»

Июнь

39.Рас цвели цветы.

1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей.

2.Закрепить знания о природных явлениях  весной  и отразить  в речи.

3.Развивать мелкую моторику.

Двигательные упр. «Дети на полянке».

Дид.  игра «Прогулка куклы Кати».

Пальчиковая игра «Цветок».

        

Содержание занятий для детей четвертого  года жизни.

(второй год обучения        )

                

Месяц

Тема

           Цели  занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.Прогулка в осеннем парке

1. Упражнять в умении договаривать слова песенок, сопровождая их движениями.

2. Учить различать и называть цвета.

3. Формировать правильную артикуляцию

Танец с осенними листьями.

Двигательное упражнение « Осенние листья»

Песня  «Падают листочки»

Сентябрь

2.В деревне у бабушки

1.Развивать чувство ритма

2.Формировать умение совмещать текст и движения

3.Развивать мелкую моторику

Ритмическая игра «Бабушка –испеки оладушки»

Упражнение «Пастушок»

Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик»

Октябрь

3.Солнечный дождик

1. Обогащать знания детей о природных явлениях осенью

2. Активизировать словарь детей

3. Развивать чувство ритма

4. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца

5. Развивать мелкую моторику

Пальчиковое УПР «Прогулка»

Двигательное УПР «Ноги и дождик»

Пьеса «Дождик»

Игра «Прогулка и дождик»

Игра на колокольчиках «Дождик сильный и слабый»

Октябрь

4. Тучка

1. Обогащать словарь детей о природных явлениях осенью

2. Формировать навыки  совмещать речь и движение

3. Развивать мыслительные операции детей

4. Активизировать мелкую моторику

Пальчиковая игра «Дружба»

Стихи «Непослушный дождик»

Ритмо-игра «Капли»

Шумовой оркестр

Октябрь

5.Тучки по небу гуляют

1. Обогащать знания детей об осенних явлениях

2. Активизировать словарь детей (гром, радуга, молния, тучи)

3. Развивать мимику детей

4. Формировать чувство ритма

Пальчиковая игра «Дружба»

Двигательные упражнения «Ножки»

«Тучка улыбается и сердится»

Ритмослоги «Капли большие и маленькие»

Игра «Шаги большие и маленькие»

Октябрь

6. Грибной дождь

1. Обогащать знания детей об осени

2. Формировать умение совмещать текст и движение

3. Развивать чувство ритма

4. Формировать умение соотносить и действия

Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»

Массаж тела

«Грибной дождик»

Упражнение «Лягушата»

Ритмическая игра «Туча»

Игра «Собираем грибы»

Ноябрь

7. Под грибком

  • 1. Познакомить детей с особенностями природных явлений осенью
  • 2. Развивать мелкую моторику
  • 3. Развивать мыслительные процессы детей
  • 4. Воспитывать интерес к художественной литературе

Слушание «Песни про дождик»

Прыжки под музыку «По лужам»

Ритмическая игр «Дождь частый и редкий»

Массаж кистей «Грибной дождик»

Упражнение «Грибы большие и маленькие»

Игра «Грибки и грибы»

Сказка В. Сутеева «Под грибком»

Удары пальчиками тихо – громче по мере роста грибка

Ноябрь

8. Под грибком

  • 1. Формировать навыки совмещать речь и движения
  • 2.Развивать мимику детей
  • 3.Активизировать словарь детей

«Шумовой оркестр»

Инсценировка сказки  «Под грибком»

Пьеса «Под грибком»

Ноябрь

9. Осенние листья

1. Расширить знания об осенних явлениях в природе

2. Формировать умение соотносить текст стихов и движения

3. Активизировать словарь детей

4. Воспитывать отзывчивость на художественные произведения

Двигательные упражнения «Кто повстречался».                                     Чтение стихов «Тучка»

Рисование тучки руками

Песня о дождике

Массаж ног «Сапожки»

Стих «Падают листья»

Ритмическая игра «Падают листья»

Двигательные упражнения «Опиши листья»

Упражнение «Грибы большие и маленькие»

Слушание музыки и сбор листьев под музыку

«Осенняя песенка» Александровой

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Танец с листьями

Ноябрь

10. Осень в лесу

1 Формировать навык отчетливо произносить

2. Развивать умение соотносить музыку и движение

3. Активизировать мышление детей ритмосхемами

4. Развитие чувства ритма

Разучивание стихотворения «Осень»

Двигательные упражнения

Звуковая дорожка «Листья облетают»

  Динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо»

Чтение ротмо-схемы «Листья облетают быстро – медленно»

Шумовой оркестр «Листья дрожат», «Листья опадают»

Упражнение «Собери листья»

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Танец с листочками

Декабрь

11. Осенний огород

1. Расширить представление детей об овощах

2. Формировать умение изображать овощи

3. Развивать чувство ритма

4. Развивать мелкую моторику рук

5. Активизировать мимику детей

Слушание русской народной потеши «Ладушки»

Ритмическая игра «Дождик веселей»

Комплекс общеразвивающих  упражнений «Овощи»

Упражнение «Помидоры большие и маленькие», «Морковки большие и маленькие»

Пальчиковая игра «Зайцы»

Динамическая пауза «Был у зайки огород»

Подвижная игра «Огород»

Упражнение «Едем-едем мы домой»

Декабрь

12. Зима в лесу

1.  Расширить знания о зиме

2. Обучать выполнять образные движения

3. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца

4. Формировать фонетический слух

Чтение стихотворения о зиме

Слушание песни о зиме

Стихотворение и движение «Валенки»

Физминутка «Метель»

Стихи и движения «Зимняя игра»

Слушание «Вальс Кобалевский»

Ритмические упражнения «Снежок»

Танец снежинок

Ритмическая игра «Следы зверей»

Дыхательное упражнение «Волк»

Игра «Догонялки»

Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик»

Упражнение «Салочки»

Декабрь

13..Зима в лесу

1.Закреплять представления о зиме.

2.Формировать фонетический слух

3.Формировать умение отвечать на вопросы

Отгадай «Кто идет»

Чтение стихотворений о зимних играх

Декабрь

14. Дед мороз спешит на елку

1. Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями

2. Развивать умение двигаться в соответствии со спокойным или бодрым характером музыки

3. Воспитывать эмоциональный отклик на предполагаемые упражнения

4. Развивать слух и двигательную память

Стихотворение Артюхова «Дед мороз»

Упражнение на дыхание «Вьюга»

Физминутка «Дед мороз»

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Хоровод

Выкладывание узора из снежинок

Стихи и движения «Снежинки и Дед Мороз»

Песня о зиме

Песня «Как у дедушки мороза» с движениями

Русская народная потешка«Морозушка – мороз» с движениями

«Зимняя игра»

Декабрь

15. Украшаем елочку

1. Обогащать знания детей и Новом годе

2. Развивать эмоциональную выразительность

3. Активизировать словарь прилагательных

4. Развивать мелкую моторику

Стихотворения о Новогоднем празднике

Новогодний хоровод

Физминутка «Наша елка»

Чтение стихотворения «Что растет на елке»

Музыкально-двигательная игра «Колокольчики звенят»

Танец с фонариками

Пальчиковая игра «Наряжаем елочку»

Русская народная потешка «Морозушка – мороз»

Январь

16. Наступает Новый год

1. Обогащать представление детей и Новом годе

2. Формировать умение соотносить текст песни и движения

3. Развивать память детей

4. Развитие пальчиковой моторики

Стихотворение о новогодней елке

Новогодний хоровод

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Ритмо игра «Ритмическое эхо»

Ритмическая игра «Зажигаем огоньки»

Речи и движения «Дед Мороз»

Песня о Деде Морозе

Игра на музыкальных инструментах кукол

Музыкальная игра «Снежки и Дед Мороз»

Игра на погремушках (русская народная мелодия)

Русская народная игра «Колпачек»

Январь

17.Новогодний праздник в лесу

1. Обогащать представление детей о Новом годе

2. Формировать навык выразительного рассказывания стихотворений

3. Развивать чувство ритма

Стихотворение о елочке

Пальчиковая игра «Наряжаем елочку»

Новогодний хоровод

Музыкальная пьеса

Стихотворение Волгина Т. «Заинька»

Ритмическая игра «Следы»

Песня о Деде Морозе

Речь с движениями «Дед Мороз»

Январь

18. Новогодний праздник в лесу

1.Формировать навык выразительного рассказывания стихотворений

2. Обогащать представление детей и Новом годе

3. Развитие чувства ритма

Игра на барабане

Двигательные упражнения «Лесные гости»

Новогодний хоровод

Музыкально-дидактическая игра «Заморожу»

Упражнение под музыку «Салочка»

Февраль

19. Рукавичка

1. Формировать умение образовывать глаголы от звукоподражаний

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Развитие чувства ритма

4. Воспитывать желание к самостоятельному рассказыванию сказки

Русская народная потешка и движения

Дидактическая игра с отбивание ритма пальчиками:

- мишка

- лягушка

Ритмическая игра с движениями «Зайка»

Стихотворение «Лиса»

Танец А. Ануфриева «Снежок»

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Танец медведей

Песня о зиме

Февраль

20. Снеговик

1. Обобщать представление детей о зимних явлениях

2. Активизировать ответы детей из опыта

3. Формировать умение соотносить речь и движения

4. Воспитывать эмоциональную выразительность

Русская народная потешка «Зима» с движениями

Игра «Метелица»

Массаж «Снеговик»

Показ лепки снеговика пальцами

Игра на ложках, народная мелодия «Гопак»

Физминутка«Попляшите»

Общий танец

Игра на развитие чувства ритма «Снеговик и снежинки»

Февраль

21. Кошка и котята

1. Формировать умение соотносить название животного с названием детеныша

2. Развивать звуко-слух

3. Обобщать представление детей о собственном теле

4. Воспитывать желание соблюдать правила игры

5. Развивать процессы запоминания

Пальчиковая игра «Расскажи про кошку»

Музыкально-дидактическая игра на развитие звуко-слуха «Кошка и котенок»

Массаж тела «Заболела кисонька»

Чтение стихотворения В.Борисова «Котенок»

Танец «Котятки»

Ритмическая игра «Цапки»

Чтение стихотворения В.Борисова «Правила котят»

Песня «Киска»

Подвижная игра «Киса и миша»

Февраль

22.Котята и щенок

1. Активизировать образный словарь детей с помощью русских народных потешек

2. Формировать умение отгадывать загадки

3. Развивать интонационную выразительность

4. Развивать мелкую моторику

Пальчиковая я игра « Расскажи про кошку»

Русская народная потешка «Как у нашего кота»

Танец котят

Чтение стихотворения И.Демьянова «Разговор»

Игра «Киса и миша»

Показ движений – котенок улыбается

Дидактическая игра «Познакомься»

Ритмическая игра «Котенок и щенок»

Русская народная потешка«Кисонька – мурысонька»

Песня с движениями «Ладушки»

Март

23. У бабушки в гостях

1. Обогащать словарь детей через русские народные потешки и игры

2. Формировать навыки соотношения признаков с реальными предметами

3. Формировать умение соотносить слово и выразительное движение

4. Развивать чувство ритма

Двигательные упражнения «В гости к бабушке»

Народная пальчиковая игра «Бабушка и внучка»

Ритмическое упражнение «Ладушки – ладушки»

Русская народная песня «Ладушки»

Русская народная игра «Щенок Митрошка»

Март

24.У бабушки в гостях.

1.Активизировать образный словарь детей с помощью русских народных потешек

2. Развивать процессы запоминания

3. Воспитывать эмоциональную выразительность

Русская народная загадка

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Ритмическая игра «Оркестр»

Игра «Киса и мишка»

Песня «Ладушки»

Песня «Бабушка»

Колыбельная

Русская народная пестушка

Март

25. Как снеговики солнце искали

1. Обогащать знание детей о зимних явлениях

2. Формировать умение детей совмещать речь и движение

3. Поощрять ответы детей из собственного опыта

4. воспитывать интерес к русским народным потешкам

5. Развивать слуховую память детей

Русская народная потешка с движениями «Мороз»

Массаж « Снеговик»

Физминутка «Снежная баба»

Рассказывание сказки о снеговике

Ритмическая игра «Шагают снеговики»

Ритмическое упражнение в «Лесу»

Игра «Ритмическое эхо»

Двигательные упражнения

Русская народная игра «Зайка»

Чтение стихотворения  В.Ждановой «Снеговик»

Март

26. Как цыплята солнце будили

1. Обогащать словарь детей о весенних явлениях

2. Формировать умение следить за сюжетом до конца

3. Развивать умение отвечать на вопросы

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Динамическое упражнение «Цыплята»

Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»

Пальчиковая игра «Сорока»

Отгадывание загадок о зайце, еже

Двигательное упражнение «Заяц»

 Ритмическая игра «Сапожки»

Музыкально-дидактическая игра «Такие звонкие звоночки»

Русская народная закличка «Солнышко»

Весенний хоровод

Пальчиковая игра «Мама»

Апрель

27. Новая столовая

1. Развитие знаний детей о птицах зимой

2. Развивать логические процессы зимой

3. Формировать умение соотносить речь и движения

4. воспитывать интонационную выразительность

Ритмическая игра «Письмо на снегу»

Музыкально-ритмическая игра «Строители»

Танец-игра «Вороны»

Массаж пальцев «Вороны»

Игра «Ритмическое эхо»

Самомассаж «Сорока»

Игра «Скворушка»

Апрель

28. В гости к нам пришла матрешка

1. Формировать умение соотносить речь и движения

2. Развивать мелкую моторику

3. Развивать чувство ритма

4. Воспитывать эмоциональную выразительность

Ритмическая игра «Бубен»

Песня «Ладушки»

Стихи и движения «Матрешки и миши»

Танец «Мотрешки»

Апрель

29. Весеннее солнце

1. Обогащать представление детей о весенних явлениях

2. Развивать эмоциональную выразительность

3. Развивать чувство ритма

4. Поощрять умение высказываться на тему из личного опыта

Речь и движения «Солнышко»

Игра психопластики «Солнышко грустное – веселое»

Двигательное упражнение «Солнечные зайчики»

Ритмическая игра «Сосульки»

Массаж пальцев «Воробьи»

Апрель

30. Весеннее солнце

1.Продолжать обогащать представление детей о весенних явлениях

2. Активизировать словарь детей

3. Развивать мелкую моторику

Двигательное упражнение «Солнечные зайчики»

Подвижная игра» Солнышко и дождик»

Стихотворения о весне, солнце.

Май

31.Прилетайте птицы

1. Обогащать представление детей о весне

2. Активизировать словарь детей

3. Упражнять в умении двигаться по сигналу

4. Развивать мелкую моторику

Песня «Капель»

Музыкально-двигательная игра «Колокольчики»

Ритмическая игра «Строители»

Русская народная игра «Замри»

Хороводная игра «Мишка»

Май

32. Весенний ручеек

1. Формировать представление детей о весенних явлениях

2. Активизировать словарь прилагательных

3. Развивать мелкую моторику

4. Воспитывать желание двигаться совместно

Песня «Капель»

Показ капелек пальчиками

Песня «Ручей»

Ритмическая игра

Текст с движение «Ежик и мыши»

Хороводная игра «Мишка»

Май

33. Кораблик

1. Обогащать знание детей о весенних явлениях

2. Развивать умение соотносить тест и движения

3. Развивать восприятие чувства ритма

4. Расширять словарный запас детей

Весенний хоровод

Песня «Речей»

Танец «Кораблики»

Ритмическая игра «Лягушка»

Хороводная игра «Зайка»

Дыхательное упражнение «Ветер»

Май

34. Петушок и его семья

1. Формировать представление о домашних птицах

2. Упражнять детей в показе повадок домашних птиц

3. Воспитывать эмоциональную выразительность движений

4. Развивать чувство ритма в речи и движениях

Русская народная потешка «Петушок»

Двигательные упражнения «Петушиная семья»

Пальчиковая игра «Куры и петух»

Ритмическая игра «Курочка»

Июнь

35. Колечко

1. Активизировать словарь детей о домашних животных и их детенышей

2. Упражнять детей в показе движений домашних животных

3. Развивать интонационную выразительность

Двигательные упражнения «Большой и маленький»

Кто как подает голос?

Дидактическая игра «Узнай по движениям»

Июнь

36. Цветы на полянке

1. Обогащать представления детей о природе

2. Формировать умение двигаться под музыку

3. Воспитывать эмоциональную  выразительность

Двигательные упражнения «Цветок расцветает»

Дидактическая игра «Какие цветы собрали»

Пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на поляне»

Июнь

37. Цветы на полянке

1. Продолжать обогащать представления детей о природе

2. Воспитывать любовь к природе

3. Развивать интонационную выразительность

Дидактическая игра «Цветы»

Стихотворение  с движениями «Люблю цветочки»

Хоровод «Любимый луг»

Июнь

38. Поездка в лес

1. Формировать знание детей о лесных животных

2. Развивать умения показывать виды транспорта

3. Воспитывать любовь к природе

Двигательные упражнения «Машина и поезд»

Дидактическая игра «Встреча на лесной полянке»

Пальчиковая игра «Ежик»

Июнь

39.  Поездка в лес

1.Продолжать формировать знание детей о лесных животных

2. развивать интонационную выразительность речи детей

3. Формировать правильную артикуляцию.

Речевая игра «Пение птиц»

Дидактическая игра «Кто живет в лесу»

Двигательные упражнения «Звери в лесу»

        

        

Содержание занятий для детей пятого  года жизни.

(третий год обучения        )

Тема

           Цели  занятия

Программное содержание примерное

сентябрь

1. Осень золотая

1.Формировать знания о признаках осени.

2.Учить выполнять движения в соответствии  с текстом.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Музыкально- двигательные упражнения «Осень».            

Муз.-дидактическая игра «Признаки осени».

Сказка о веселом язычке.                      

сентябрь

    2.

Заяц - огородник

1.Формировать знания об овощах, тренировать умения образовывать слова.

2.Вввести в активный словарь детей названия овощей,  их цвет, форму, вкус.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дид.  игра  «Овощи».

Пальчиковая игра «Зайцы».

Подвижная игра «Огород».

Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик».

октябрь

3. Ежик – садовод.

1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты».

2.Формировать умение образовывать слова.

3.Развивать координацию движений.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра «Фрукты».

Музыкальная игра «Собери в корзинку».

Ритмическая игра «Дождик веселей».

Пальчиковая игра «Этот пальчик».

октябрь

4. Поездка в осенний лес.

1.Развивать фонематический слух детей через различение голосов животных и звуков природы.

2.Вызвать желание использовать прилагательные в речи.

3.Учить  выражать в движениях образы животных.

Музыкально-дид игра «Поездка в лес»

Рассказывание сказки «Ежик в осеннем лесу».

Изображение животных под соответствующие мелодии.

октябрь

5. Поездка в осенний лес.

1.Учить слышать изобразительность музыки, воспитывать чувство красоты.

2. Развивать координацию движений.

3. Формировать правильную артикуляцию.

«Оркестр народных инструментов»

Музыкальные движения «Мы едем в лес»Дыхательное упражнение «Летят листочки!

октябрь

6.Осенний дождик

1.Упражнять детей в умении  четко и правильно подпевать слова песенок, сопровождая их движениями.                                      2.Учить различать и называть признаки осени.  

       

  3.Формировать правильную артикуляцию.

Массаж бедер «Дождик».                       Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится.»                                            Двигательные упр. «Осенние листочки»                                              Танец- игра с листьями.

ноябрь

7. На ферме

1.Закрепить названия домашних животных и их детенышей.        

 2.Учить согласовывать слово и движение.                                 3.Формировать правильную артикуляцию.

Двигательные упражнения «Кто повстречался».                                     Дидакт.  игра «Найди свою маму»      Музыкальная игра «Догони».

ноябрь

8.  На ферме

1.Продолжать закреплять названия домашних животных и их детенышей

2.Развивать координацию движений

3. Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра «Кто живет на ферме»

Пальчиковая игра «Повстречались»

Музыкальная пляска «Мы играем»

ноябрь

9. В гостях у бабуш-ки  Арины

1. Активизировать процесс словообразования по теме «Домашние птицы и птенцы».                                                 2.Закрепить знания детей о домашних животных.                         3.Развивать фонематический слух.

Упр на дикцию и мелкую моторику «Кто как кричит».                                      Двигательное упр. «Курочки и цыплята».           Сказка «Кто моя мама».                   Ритмическая игра «Домашние животные»

ноябрь

10. В гостях у бабушки Арины

1. Развивать фонематический слух.                                            2. Развивать умение координировать слово и движение.                                 3 Формировать правильную артикуляцию.

Двигательное упражнение «Машина».   Песня –инсценировка про бабушку.

Дыхат упражнение «Платочек»

декабрь

11.Первый снег.

1. Активизировать глагольный словарь детей.  

2.   Развивать умение координировать слово и движение.  

3.     Формировать правильную артикуляцию.                                                        

Дид игра « Что делает?»Дыхательные упр. «Снег».  

Музыкальные движения «По снежку»

декабрь

12. Первый снег.

1.Активизировать словарь прилагательных.                                      2.Учить соотносить слова и движения.                                                   3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание.

Дыхательные упр. «Снежинки».  Инсценирование песни про зиму, сопровождая ее в движениях.                         Дидактическая игра «Скажи какой»

декабрь

13.Зимние забавы.

1.Активизировать глагольный словарь детей.                                        2.Учить правильно строить предложение .          3.Формировать умение соотносить речь и движения.

Упражнения на развитие мимических мышц лица. Массаж «Снеговик». Дидактическая игра «Что делает».                            

декабрь

14.Что принес   Д.М.

1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово.                                                        2. Формировать умение соотносить слова и движения.                                    3.Формировать правильную артикуляцию.

Игра «Паровозик Дед мороз»         Муз игра «Как у дедушки  мороза». Дид.  игра «Что принес Д.М.».                 Пальчиковая игра «Наряжаем елку».                                                    

декабрь

15. Гости с севера

1.Ввести в активный словарь детей названия животных севера и их детенышей.

2. Учить строить предложение из 3-4 слов.                                                   3.Формировать плавный выдох, правильную артикуляцию.

Упражнения на развитие общей моторики для мышечно-двигательного тренинга» Дидактическая игра «Кто едет в гости ?».                                    Упр на развитие дыхания «Согреем пальчики».

январь

16. Кто как одет

1.Ввести  в активный словарь детей сезонные названия одежды.  

2. Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.

3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма.

Дид. игра «Одежда».                                                Дыхательное упр. «Горячий чай».       Пальчиковая игра «Ладушки». Коммуникативная игра.

январь

17.Чей дом.

1.Активизировать словарь детей  о местах жительства животных.           2. Формировать правильную артикуляцию.

3.Формировать умение соотносить текст и движения.

Упр. на дыхание «Гудок».                  Русская народная игра «Зайка».             Сказка «Как зайка искал свой дом».   Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

январь

18. Животные  и  детеныши.

1. Развивать фонематический называть детенышей животных.                                            2.Развивать мышление путем соотнесения детенышей и их мам.       3.Формировать умения изображать взрослых  животных и детенышей.

Муз – двигательная игра «Кого мы встретили».                                           Дид. игра «Помоги малышам найти свою маму».                                          Танец «Котятки». Коммуникативная игра.

февраль

19. Кто смелый

1.Ввести в активный словарь детей особенности поведения животных и их детенышей.                                                   2.Развивать звуковысотный слух.  3.Закрепить умение договаривать стихотворения.

Пальчиковая игра «О животных».                                                     Музыкально- дидактическая игра «Смелый заяц».                                   Слушание стихотворений о животных и их малышах.

февраль

20. Подарки

1. Учить детей описывать предметы.                                          2.Развивать мышление  путем сравнения предметов.                  3.Закреплять умения соотносить слова и движения.

Муз-дидактическая игра «Мы ногами топ-топ»                                        Координационный тренинг. Дидактическая игра «Для кого какой подарок»

февраль

21. Для   чего это нужно.

1. Формировать умения отражать свои суждения в речи.                          

2.Учить  строить предложения.               3.Формировать правильную артикуляцию.

Фонопедическое упражнение «Машины»                                           Дид игра «Узнай и назови»               Дид игра «Объясни мишке для чего это нужно».

март

22. Транспорт.

 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта.                                  2.Учить строить предложения.             3.Развивать фонематический слух, чувство ритма.

Фонопедическое упр «Машины».             Дид игра «Кто на чем едет».             Музыкально-дид игра «Едем, летим, плывем».      

март

23.Что подарим маме?

1.Формироать умение выражать словами признаки предметов.               2.Развивать умение соотносить текст и движения.                                    3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое.

Дид игра «Что любит мама».             Пальчиковая игра  

«Мамочка».         Музыкально – ритмическое упражнение  «Красивое движение»

март

24.Наш оркестр.

1.Уточнить словарь детей, названия музыкальных инструментов                                       2.Развивать умение согласовывать слова с движением и музыкой.         3.Развивать фонематический слух.

Музыкально-речевая игра «Оркестр».                                           Дид игра «Кто на чем играет».            Слоговое упражнение «Послушай и повтори».                                               Шумовой оркестр «Ну-ка, веселее».

март

 25.Весной.

1. Активизировать словарь детей  о весенних явлениях.                                2. Формировать умение  строить предложения.                                          3. Развивать  умение согласовывать речь и движения.

Ритмическая игра «Капель».           Упражнение  «Солнышко».             Двигательное упр. «Солнечные зайчики».                                               Песня «Весна»              

март

26.Прилетели     птицы.

1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны.                              

2.Развивать умение согласовывать слова и движения

3.Формировать правильную артикуляцию.

Мимическое упражнение «Солнышко  веселое и грустное»

Муз.  игра « Прилетели птицы».                                     Массаж пальцев «птички»

апрель

27.Кто  что делает.

1.Активизировать  глагольный словарь детей.

2.Закреплять умение ритмично двигаться под музыку.

3.Развивать цветовосприятие, внимание.

Движение с музыкой «Самолет».

Дид.  игра «Кто что делает?».

Подвижная игра «Летчики, на аэродром»

апрель

28.Зоопарк

1.Развивать  навыки детей отражать в речи знания о животных.

2.Тренировать в умении произносить трудные слоги.

3.Продолжать формировать умение изображать животных.

Дыхательное упр. «Поезд».

Показ движений  животных под соответствующую музыку.

Дид.  игра «Кто живет в зоопарке».

апрель

29. Цветы.

1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей.

2.Закрепить знания о природных явлениях  весной  и отразить  в речи.

3.Развивать мелкую моторику.

Двигательные упр. «Дети на полянке».

Дид.  игра «Прогулка куклы Кати».

Пальчиковая игра «Цветок».

апрель

30.Весенние забавы.

1.Закреплять умение строить предложения.

2.Расширить знания о занятиях детей весной.

3.Формируем способность согласовывать речь и движения.

Двигательное упр. «Поездка в парк».

Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной.

Пальчиковая игра «Цветок».

май

31. Насекомые

1.Активизировать словарь детей  о насекомых.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Пальчиковая игра «Цветы».

Подвижная игра «Жуки».

Дыхательное упр. »Бабочка».

май

32.В гости к бабушке в деревню.

1.Закрепить знания детей о домашних животных и детенышах и отражать их в речи.

2.Развивать фонематический слух, закрепить умение подражать голосам  животных и их детенышей.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Музыкально-дидактическая игра «Поездка».

Дидактическая игра «Поможем бабушке Арине».

Звуковысотное упр. « Кто кричит?».

Сказка о веселом язычке.

май

33.

Машины

спасатели

1.Учить отражать в речи действия и назначение специальных машин.

2.Формировать фонематический слух. 3.Развивать способность согласовывать речь и движения.

4.Развивать цветовосприятие.

Дидактическая игра «Кто поможет дом».

Подвижная игра «Светофор».

Музыкально-дидактическая игра «У нас машины разные».

май

34. Солнышко лучистое

  1. Учить петь простые песни напевно, ритмически слаженно, соответствуя характеру и соблюдая темп.
  2. 2.Развивать ритмическое чувство в процессе сопровождения пения игрой на деревянных инструментах.
  3. Формировать правильную артикуляцию.

Песня «Солнышко»

Игра на инструментах

Дыхательное упражнение «Лучики»

июнь

35.Бычок-смоляной бочок

1.Учить выполнять движения в соответствии с текстом

2.Развивать фонематический слух

3. Вызывать желание использовать прилагательные в речи

Игра «Кот и мыши»

Пальчиковая игра «Десять мышат»

Дид. Игра «Отгадай кто?»

Рассказывание сказки «Бычок-смоляной бочок»

июнь

36.  Бычок-смоляной бочок

1.Упражнять детей  в умении четко и правильно подпевать слова песенок, сопровождая движениями.

2.Учить различать домашних животных

3.Активизировать процесс словообразования по теме- домашние животные.

Чистоговорка на звук «Ч», на звук «Л».

Логопедическая гимнастика

Массаж рук «Умывалочка»

П.и «Зайки и лисичка»

июнь

37.Коза - обманщица

1.Учить согласовывать текст с движениями

2.Развивать чувство ритма

3.Формировать правильную артикуляцию

«Козонька рогатая»

Оркестр «Веселая полька»

Логопедическая гимнастика «Солнышко»

П.И «Коза и волк»

июнь

38. Коза - обманщица

1.Ввести в активный словарь детей название цветов

2.Тренировать умение произносить трудные слоги

3.Развитие мелкой моторики

Двигательное упражнение «На полянке»

Фонопедическое упражнение «Коза и Маша»

Пальчиковая игра «Коза рогатая»

июнь

39. Как мышонок стал трудолюбивым

1.Формировать правильную артикуляцию

2.Развивать певческое дыхание

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Чистоговорка на шипящие звуки

Закличка «Солнышко»

Дыхат упражнение «Ветерок и ветер»

Игра «белка пела и плясала»

             Учебно-методическое обеспечение.

1. Л.С. Волкова «Логопедия» - М. Просвещение. Владос.1995г.

2.Г.А Волкова Логопедическая ритмика. М. Владос. 2002г.

3  Г.А.Волкова  логопедическое воспитание детей с дислалией.

Л.1999г.                                

4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.2004г.                        

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия для детей раннего

возраста. М        2003г.                                                                        6.ЛукинаН.А.. Сарычева И.Ф.  Логоритмика для детей 2-3 лет.

Спб. 2002г.

7.Репина З.А., Буйко В.И.  Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001г

8. .БоромыковаО.С.  Коррекция речи и движения  .СПб. 1999г.                

9. Лямина   Г.М. Воспитание детей раннего возраста. М.

Просвещение           1974г.                                                                

10. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.

М. Просвещение  1986г.                                                                

11 Выготский Л.С.  Лекции по психологии.  СПб. Союз. 1977г.                12.Особенности  психического развития детей.         \ под редакцией

Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. \М. Педагогика. 1988г. 136с.                

13.Павлова В.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.

Просвещение.        1987г.                                                                

14. Запорожец  А.В. Развитие мышления / Избр. Психологические

труды – Т. 1, раздел 2/ - М. 1986г.                                                        

15. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи

ребенка раннего возраста. М 1971г.                                                        

16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной

работы с детьми дошкольниками. М. МПСИТ. 1998г.

17.Герасимова А.Е. Программа развития и обучения  

дошкольников.Спб. 2001г.

18.Павлова Л.Н. Раннее детство – развитие речи и мышления.

М.2000г.

19.Колесникова Е.В. Лицей для малышей 2-3 лет. М. 2003г.

20.Елецкая О.В., Вареница Е.Ю.День за днем говорим и растем.                

М. 2006.

21.Педагогика раннего возраста, (под редакциейГригорьева Г.Г.)

22.Венгер Л.А, Венгер А.Л. Домашняя школа М 2007.

23Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия поразвитиюречи М.1974.

24.Бородич А.М. Методика развития речи детей.М.1981.

25.Развитие общения у дошкольников. (под редакцией А.В.

Запорожца и М.И. Лисиной) М 1974.

26.Галинина Т.В. Развивающие игры для дете й до з лет. М 2007.

27.Бондаренко А.К. Дидактческие игры всаду.М 1991.

28.Тб.Филичева,Т.В. Туманова Формирование

звукопроизношения у дошкольников.М.1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у  детей раннего возраста...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывае...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....