Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"
материал (старшая группа) на тему

Сергиенко Людмила Владимировна

Материал поможет родителям сформировать понятие о возможности игры в преодолении речевых расстройств у детей, а педагогам  поможет стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: 

1. Формировать понятие у родителей о возможности игры как средства для преодоления речевого расстройства ребёнка.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (фломастеры), хозяйственная губка, пипетка, стакан с водой, салфетка, подборка дидактических игр, музыкальный центр

Ход собрания.

Воспитатель:

Уважаемые родители, очень рады видеть вас за нашим круглым столом! Для того, чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаем вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.) Теперь мы можем понять с каким настроением вы пришли к нам.

- А как без слов подарить хорошее настроение другим людям при встрече? Конечно, улыбкой. Улыбка может показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Итак, приступим.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для начала предлагаю провести простой эксперимент, нам понадобится обычная хозяйственная губка. Сейчас я капну на неё капельку воды (капает несколько капель). Что произошло? Правильно, капелька впиталась. Интересно, что будет, если добавить воды? (Наливает воды столько, чтобы образовалась лужа). Правильно, вода сквозь губку просочилась и образовала лужицу. Я сейчас соберу губкой эту большую лужицу. Что произошло? Совершенно верно, губка впитала всю жидкость. На этом опыте вы увидели, что губка очень хорошо впитывает жидкости. Точно так же и ребёнок впитывает в себя всё точно губка. Согласны?

На шестом году жизни продолжается развитие и совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище должно становиться произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. А чтобы наши усилия принесли результаты, необходимо помнить, что всё, чему мы стараемся его научить, принесет результаты лишь при одном условии: если ребенку будет интересно. Как же этого добиться? Только через игровое обучение. Это особенность детей дошкольного возраста. Поэтому важное значение имеет наличие различных дидактических игр и игрушек, которые имеют прямое отношение на развитие речи малышей. Используя дидактические игры в работе с малышами, мы сможем выполнить главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства.

  Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику) 

«Шарик» - надуть щёки, сдуть щёки;

«Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу;

«Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой;

«Чашечка» - широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы;

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.

«Заборчик» - улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке;

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры:

«Насос». Педагог предлагает «взять» насос и накачать велосипедные шины (подражая действию насоса, произносят звук «с-с-с…»).

«Четвёртый лишний».

Что лишнее? Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево) Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу) Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше).

«Дополните фразы»:

Глупый, как… (утка); хитрая, как … (лиса); надутый, как… (индюк); упрямый, как… (осел); Грязный, как… (поросенок); небритый, как… (еж); пучеглазый, как … (рак).; трещит, как… (сорока); воркуют, как… (голуби); порхает, как … (бабочка).

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

 «Поиграем в сказку»: взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

 - Кто сидел на моем стуле?

 - Кто ел из моей чашки?

 - Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

«Светофор»: взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и называет слова. Если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем громко, медленно, чётко произносит звукосочетания.

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

«Вершки-корешки». Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Можно предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Летает, а не птица». Взрослый загадывает загадки про птиц и насекомых, ребенок разгадывает загадки и объясняет, к какой тематической группе относится данное животное. 

В тёмной темнице                        

Красны девицы.                            

Без нитки, без спицы                      

(Пчёлы в улье)

Явился в жёлтой шубке                    

Прощайте, две скорлупки.                

(Цыплёнок)

Летела птица,                                    

Не перната, не крылата,                    

Носик долгий,                                                                                  

Кто её убьёт,                                    

Человечью кровь                            

Прольёт.                                          

(Комар)

Много мастеров                                                              

Срубили избу без углов.                  

(Муравьи)     

  Вы наверняка знаете, что у каждого ребёнка есть любимая игрушка, в которую он чаще всего играет, и вы с уважением относитесь к их выбору. Задание родителям: нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего ребенка. А сейчас мы зачитаем ответы детей, совпадут ли они с теми рисунками, которые вы нарисовали (звучит аудиозаписи с ответами детей).

А сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест:

  1. Поднимите правую руку те, кто, заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
  2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно, правильно говорит. Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано, и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.
  3. Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению?
  4. В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы. Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как развивать речь своего ребенка. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник умственного, физического, духовного, эмоционального развития ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игры и игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

                  Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...

Дидактическая игра, как средство преодоления речевых нарушений у детей ОНР

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, ...

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"

Формировать понятие у родителей о возможности игры как средства для преодоления речевого расстройства ребёнка....

Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"

В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...