Наглядное моделирование в работе с детьми с ОНР
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Голубева Светлана Владимировна

Одним из основных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

  Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки.

  Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_modelirovanie_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx81.6 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование в работе с детьми с ОНР

  Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

  Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

  Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

  Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?".

  Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

  Игра "Исправь ошибку"

  Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

  Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

  Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

  Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

  Игра "Вкусный сок"

  Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

  Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

  Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".

  Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

  Игра "Кто, какую пользу приносит"

  Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.

  Материал: магнитная доска, предметные картинки.

  Ход выполнения задания: Педагог показывает предметные картинки, с изображениями домашних животных и птиц, картинки - с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей ("курица - яйца").

  Педагог стимулирует составление детьми предложений по составленным схемам.
Примерные ответы детей: "Куры несут яйца".

  Игра "Где лежит мяч?"

  Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

  Материал: большие картинки с изображением мебели, картинка с изображением мяча, цветочного горшка и т.д.

  Инструкция: "Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?" (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда поставили цветочный горшок? Откуда взяли книги?)

  Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  Задание: "Составим рассказ по опорным картинкам"

  Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

  Материал: опорные картинки (мальчик; окно; дуб; дуб осенью, зимой, весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

  Инструкция: "Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки).

  Ход выполнения задания: Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

  Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме. А также сочинению рассказа по замыслу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

Наглядное моделирование в работе с детьми с ОВЗ.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить...

выступление из опыта работы на тему: "Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи".

Наглядное моделирование помогает построить связный рассказ или пересказать знакомый текст без помощи взрослых...