Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему

 Елена Валерьевна Макеева

 

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

         В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

          Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта и др.). Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

          Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

           При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершённые части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку. В результате получается апперцептивная (т.е. образная) схема-полное представление о содержании произведения. Опираясь на неё, дошкольники успешнее пересказывают сказку, показывают её на фланелеграфе и т.п.

           Предлагаем рассмотреть эту систему на примере занятия по русской народной сказке «Кот и лиса».

                                                    Занятие.

Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса» при помощи использования метода наглядного моделирования».

Программное содержание: 1)Познакомить детей с новой сказкой.

 2) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью метода наглядного моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3) Развивать творческое воображение.

4) Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки. 

5) Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.

6) Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Предварительная работа.

Прослушивание сказки «Кот и лиса». Продумать вопросы по содержанию. 

Оборудование: мольберт, листы бумаги, книга с иллюстрациями, карандаши.

                                               Ход занятия.  

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, прочитанную накануне. Затем проводится беседа с использованием иллюстраций. Целесообразно предложить пересказ по подсказывающим вопросам, т.е. отражённый пересказ. Его цель - научить детей повторению не отдельных слов, а целых фраз, помочь им непроизвольно запомнить текст.

 - О ком рассказывается в этой сказке?

-  Как вы думаете, почему сказка называется «Кот и лиса»?

- Вспомните, кого встретила лиса сначала, кого потом.  

- Расскажите, что произошло во время прогулки Лисы Патрикеевны и Котофея Иваныча. 

- Расскажите, как окончилась сказка.

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку. Давайте попробуем вместе.

( Т.е. предложить  детям смоделировать героев сказки).

Совместно с воспитателем дети в альбомах схематично изображают героев сказки.

- Жили дед да баба. Нарисуем их.

- Затем дед отнёс кота в лес. Нарисуем мешок.

 - Побежал кот по лесу. Рисуем кота. И кого он сначала встретил? (лису). Рисуем лису.

(Далее дети с помощью воспитателя  дорисовывают модели, вспоминая сказку).

- Вот и вспомнили мы с вами сказку. Рисунки помогут вам хорошо её рассказать.

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно.

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Связи и отношения разной степени сложности, а значит полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация представлений детей об окружающем его мире.

Таким образом, использование моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста выступает необходимым средством развития познавательного интереса  в процессе познания окружающей действительности.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

                                                            

1.     Акулова Е. Познаём логические отношения.- Дошкольное воспитание , 2008, № 9.

2.     Большева Т.В. Учимся по сказке.- С-П.: Детство-пресс, 2000.

3.     Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.

4.     Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

5.     Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.

6.     Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.

7.     Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

8.     Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod_naglyadnogo_modelirovaniya.zip11.87 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования.

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования....

Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.

Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи  специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...

Использование моделирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Использование моделирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста...

Моделирование тематических лэпбуков в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию лэпбук «Театр. Добро пожаловать». Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми....

Консультация для родителей «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

              В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания ребенка, разв...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Моделирование и применение игр по ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2021 – 2022 учебный год

В этом  учебном году я использовала элементы ТРИЗ технологии во всех образовательных областях и в свободной деятельности в работе с детьми.  Продолжаю составлять  картотеку игр для дете...