Консультация для родителей «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

                В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания ребенка, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.  Выбор вида моделирования зависит от возраста малыша, уровня обученности, учёта сложности материала. В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

  С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы, мнемодорожки. 

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка». Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1.  Для  младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования  помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов. 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_yagina.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

«Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

         В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания ребенка, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.  Выбор вида моделирования зависит от возраста малыша, уровня обученности, учёта сложности материала. В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

         При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.  Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольника умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.   

        Знакомство ребенка младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к  обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой  в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает  память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

        В младшем возрасте, когда ребенок только знакомится с символизацией, взрослый может предложить ему карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышом эти изображения, чтобы он убедился сам и убедил вас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давай сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыш обязательно скажет, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

      Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

     Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

      - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.    Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

       - во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;  

      - в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  ребенком особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками.

         Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели  наиболее применимы  и для образовательной деятельности с ребенком дошкольного возраста, потому, что малыш намного легче представляет предмет,  выявляет  отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимает участие в их создании.

          В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

         С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения  формы.  

 Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой  - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Замена реального предмета схематическим изображением.

           Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

           Знакомство детей с моделями  можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

Игра - «Что это?» 

          Карточка разделена на две части. На одной  изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Ребенок называет предмет, изображенный на карточке, рассматривает его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т. д. Затем взрослый обращает внимание ребенка на схематическое  изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

            Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к  реально изображенному предмету.


Следующий этап - игра: «Угадай»

           Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

«На что похоже?»

           На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней ребенок  подбирают уже не по одной картинке, а находит несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши  подбирают  картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

        Так, идет ознакомление дошкольника с понятием «много» и «один».  Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и  «много» цыплят. Ребенка учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Взрослый предлагает ребенку подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Родитель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем ребенку  предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем родитель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание малыша на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

          С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы, мнемодорожки.  

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка». Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1.  Для  младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования  помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.

Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи  специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР

Дети с ОНР сталкиваются с трудностями понимания и употребления в речи    предложно-падежных конструкций, так как у них наблюдается несформированность пространственных представлений...