Учебно - методическая разработка по взаимосвязи логопеда и воспитателя.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Светлана Венадьевна

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekicheskie_temy.docx119.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Игрушки

  1. Развитие общей моторики.

На большом ковре и вряд

Куклы Танины стоят

Два медведя, Буратино,

И котенок и слоненок,

И весёлый Чиполино.

Раз, два, три, четыре, пять-

Вместе мы пойдём гулять

  1. Развитие мелкой моторики.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Кисти рук лежат на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола начиная с большого.

  1. Развитие мимических мышц.

 Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

 (выполнение действий по тексту)

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Повторить: звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
  • Повторить понятие «Звук – Слог – Слово».
  • Закрепить буквы А, О, У, М. Тренировать в чтении слогов, составление звукобуквенных схем (ау, Маша).
  • Игры: «Угадай по голосу», «Дин – Дон».

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Дид. игра «Узнай игрушку по описанию» (один ребёнок описывает игрушку, другой отгадывает).
  • Подобрать действие к предмету: мяч (летит, прыгает, катится, скачет, падает и т.д.), кукла, матрешка, машинка.
  • Дид. игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов), мяч- мячик, кукла, мишка, матрешка, петрушка, пирамидка и т.д.
  • Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две (два мяча, две куклы).
  • Составить описательный рассказ об игрушке по плану:

- Что это?

- Из каких частей состоит?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Из какого материала сделана?

- Как с ней можно играть?

  1. Развитие связанной речи.

Чтение А. Барто.

Придумывание загадок об игрушках.

Лексическая тема: Осень, листья

  1. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер, дует, завывает

Жёлтые листочки с дерева срывает,

Падают листочки, прямо нам под ножки,

В щёлочки забились все букашки крошки.

  1. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер кинул на тропинку.

  1. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Но снова набежала тучка

А ветер тучки унёс.

Мы наклонились и нашли ягоду- бруснику

Кислая

Улыбнуться, обрадоваться

Нахмуриться, огорчиться

Улыбнулись

Удивление, радость

Изобразить.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Закрепить правило –«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Составить схемы слов: дубы, листик.
  • Закрепить звуки- Ы, Э, И- характеристика, обозначение цветом и буквы Ы, Э, И (выкладывать из палочек, склад. пальч.)
  • Деление на слоги, определение ударного слога: осень, туча, листопад, дождик.
  • Чтение слогов с буквами  М, Ы, Э, И. Запомнить звуки перед буквой И становятся мягкими.
  • Игра «Цепочка слов»

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Подобрать слова, отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?» по теме осень. Например: Осень (что делает?) приходит, наступает и т.д. Птицы, дождь, тучи, животные, деревья, ветер, листья.
  • Подбери признак. Например: Солнце (какое?) – тусклое, листья, трава, небо, дождь, земля, день, облака, ветер.
  • Составить описательный рассказ по картиннографическому плану.

  1. Развитие связанной речи.
  • Чтение стихотворений отечественных поэтов об осени.
  • Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осеннее, осенний)

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел?»

  1. Развитие общей моторики.

Колоски золочённые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко наклоняются

Руки над головой

Наклоны

  1. Развитие мелкой моторики.

Мы пришли в магазин

Мы купили: торт один,

Плюшек – две,

Ватрушек – три,

А булок купили-

Сразу четыре!

Хлопки

Показать 1 п.

Показать 2 п.

Показать 3 п.

Показать 4 п.

  1. Развитие мимических мышц.

Представьте себе, что вы маленькое зёрнышко и Вас посадили в землю. Темно, сыро.

Но Вы начали расти и тянуться к солнышку. Солнце пригрело.

Вы растёте всё выше и выше.

Страх

Изобразить

Улыбку

Радость

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подбери слово к схеме _’  _,  _’  _   _.
  • Назвать слова со звуками Н, Н’.
  • Закрепит букву Н (выкладывание из палочек, чтение слогов, прямых и обратных)
  • Игра «Цепочка слов»

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы испечь хлеб, что хлеб надо беречь.
  • Объяснить пословицу: «Хлеб всему голова»
  • Подобрать родственные слова к слову хлеб
  • Дид. игра «Откуда хлеб пришёл?» (взрослый задаёт вопрос, дети отвечают)

- Откуда хлеб пришёл?

- А в магазин как попал?

-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

- Из чего пекут хлеб?

- Из чего мука?

-Откуда зерно?

-Откуда пшеница?

- Кто её посеял?

                                                                   \|/

  • Выложить колос из счетных палочек.   \|/

                                                                   \|/

  1. Развитие связанной речи.
  • Чтение стихотворений о жатве, хлебе (Н/р: А.Балин)
  • Заучивание стихотворения:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не забудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Лексическая тема: «Овощи, огород, труд людей»

  1. Развитие общей моторики.

В огород пойдем, урожай соберём

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный

Шаг на М

«Таскают»

«Копают»

«Срезают»

Рисуют руками круг

  1. Развитие мелкой моторики.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

  1. Развитие мимических мышц.

Пришли в сад. Какие большие яблоки.

А какие сочные груши!

А как их много.

Откусили яблоко, а оно кислое

Удивление

Восхищение

Радость

Разочарование

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Назвать первые звуки в словах: нитка, палка, ночь, майка, булка, пингвин, бабушка.
  • Подобрать слова на звуки П, П’, Б, Б’
  • «Хлопай- топай» на звук П- хлопки, Б- топать
  • Выложить буквы из счетных палочек, нарисовать цветным карандашами
  • Читать слоги с буквами П и Б
  • Звуковой анализ слов банка, пила, бинт, пот.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Составить предложение из слов: яблоко, лежать, яблоня, тарелка, картошка, расти, огород в
  • Игра «Магазин соков» (сок из яблок- яблочный), из груши, слив, абрикосов, смородины, тыквы, клубники, моркови, свеклы, малины
  • Игра «1, 3, 5, 7» (груша- одна груша, три груши, пять груш, семь груш), яблоко, кабачок, вишня, лук  м т.д.
  • Закончи предложения:

Мама почистила картошку, чтобы…

Мама собрала в саду малину, чтобы…

Мама помыла овощи, чтобы…

Мама купила в магазине яблоки, чтобы…

  • Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму».

  1. Развитие связанной речи.

Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и помидоре.

Лексическая тема: «Осень, лес, грибы, деревья»

  1. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят.

*Мы по лесу шли, шли, шли

И бруснику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём искать опять. (далее от * с назв. ягод)

  1. Развитие мелкой моторики.

На пеньке живет семья,

Мама, папа, брат и я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя.

Одна рука в кулаке, приклад. к лад другой.

Лад. сним., пал. пооч. разжим.

«Крыша»

Накр. лад. пр.р. каждый палец лев.

  1. Развитие мимических мышц.

Представьте что Вы в лесу, увидели огромную сосну      , а под ней гриб  . Это мухомор  . Да их здесь много . А рядом березка, под ней голубика . Кислая.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подобрать слова со звуком Т, Т’, Д, Д’.
  • Скажи наоборот ( Т заменяя на Д): тоска – доска, трава, Таня, том, точка, тачка, тело, тень, лети.
  • Игра «Хлопай, топай» (на звук Т- хлопки, Т’- топать; на Т – хлопки- Д – топать).
  • Звукобуквенный анализ слов: том, дом, Дима, тина.
  • «Чудесный мешочек» (буквы А, О, У, Ы, И, Э, Н, Г, Д, П, Б).
  • Подобрать слова по слоговой схеме __/  __
  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Назови ласково» (дуб, клён, осина, берёза, рябина, каштан, ель, ива, сосна)
  • Игры: «Иголка- листик» (если дерево лиственное- дети показывают ладонь, если хвойное- указательный палец), «Дерево- куст» (дерево- ладонь с разведёнными в стороны пальцами, куст- кулак)
  • «Сосчитай» (1-5: один опенок, два опенка, три…) с названием грибов.
  • «Съедобный – несъедобный» (грибы).
  • Назвать лесные ягоды, поделить на слоги, определить ударение.

  1. Развитие связанной речи.

Составление рассказа «Прогулка в осенний лес», «Дары осени».

Лексическая тема: «Осень (птицы, насекомые, дикие животные)»

  1. Развитие общей моторики.

Белка – с кисточками ушки-

Гриб увидит на опушке-

Прыг за ним с густых ветвей

И домой несет скорей.

Зайка по лесу скакал,

И от холода дрожал.

Дождь холодный льёт и льёт,

Согреться зайке не даёт.

  1. Развитие мелкой моторики.

Эта птичка- соловей, эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан,

Птички, птички по домам!

  1. Развитие мимических мышц.

Прилетела птичка ягоды клевать. Как их много! (удивление). Надолго хватит! (радость). Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды… (огорчение). Но ведь это мои друзья (радость) и я знаю ещё дерево с ягодами (подмигнуть правым глазом).

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.

          Звуки К, К’, Г, Г’, Х, Х’, букв К, Г, Х.

  • Дети берут по одной карточке, называют её, определяют местоположение звуков.
  • Звукобуквенный анализ слов: мак, ноги, мухи, хата, годик.
  • «Скажи наоборот» - заменить звук Х на Х’, ха-ха-ха-ха,  хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы-хы. Заменить звук К на Х, ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку
  • Волшебный мешочек», из найденных букв дети сами выкладывают слоги, слова.
  • Подобрать предложение к схеме __/  __       к     __

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Рассказать, что происходит осенью с животными, насекомыми, птицами. Назвать перелетных птиц.
  • Образовать сложные прилагательные: короткий хвост – короткохвостая, острый клюв, черное крыло, красные лапы, длинная шея, косые лапы, крутой лоб, острые уши.
  • Образовать притяжательные прилагательные: нора лисы –лисья, берлога медведя, дупло белки, логово волка, морда лисы, хвост зайца, паутина паука.
  • Образовать существительное с помощью суффикса  -ищ: нос- носище, волк, паук, заяц, муравей, медведь.
  • Игра «Сосчитай»

  1. Развитие связанной речи.

Заучивание стихотворения

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

Лексическая тема:  «Одежда. Обувь. Головные уборы»

  1. Развитие общей моторики.

Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим, пятно тщательно протрем,

Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.

А потом легко и ловко всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится, мы попрыгаем, покружимся.

  1. Развитие мелкой моторики.

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок аленький одевает валенки.

А сыночек Вовка- новые кроссовки.

Вот- так, вот- так- новые кроссовки.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулаки

  1. Развитие мимических мышц.

Однажды пришла Таня в магазин  , ого сколько одежды, обуви и головных уборов (удивление). Померила красивые сапожки- малы (огорчение), а вот красивое большое платье (восхищение). А как много разных шляп (радость).

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подобрать слова, которые начинаются на звук В, В’, Ф, Ф’.
  • Игра «Лото». Детям раздают цветные кружки и 4-6 картинок, в названиях которых встречаются и не встречаются заданные звуки звук В, В’ (Ф, Ф’). Задание: найти картинку в названии которой есть нужный звук и закрыть её кружком. Выигрывает тот , кто первым правильно выполнит задание.
  • Выкладывание букв В и Ф из счетных палочек, рисование в воздухе.
  • Скажи наоборот: ва-фа, ви-фи.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

Фима дома, У дома ива.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Исправь ошибку»: моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, моё шарф и т.д.
  • «Назови какие»: Сапоги из резины- резиновые сапоги, шапка из шерсти, перчатки из кожи и т.д.
  • Пересчитать предметы. Один шарф, два шарфа, пять шарфов, одна шапка…, одно пальто…
  • Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (одна пара сапог, две пары сапог…, носки, чулки, туфли, перчатки).
  • Скажи со словом «полу» (полуботинки, сапоги, комбинезон,кеды).

  1. Развитие связанной речи.

Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головных уборах.

Лексическая тема: «Наше тело, лицо, семья»

  1. Развитие общей моторики.

Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Дружно прыгаем, прыг- скок!

Кто достанет потолок?

А теперь ходьба на месте.

Громко топаем все вместе.

За столы мы снова сели,

Принимаемся за дело.

  1. Развитие мелкой моторики.

Я – весёлый человек,

Я гуляю и пою.

Я – весёлый человек,

Очень я играть люблю.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Сжимаем кулак, затем разгибаем указательный и средний палец и «шагают» ими по поверхности.

Выполняем движение по тексту

«крючки»

  1. Развитие мимических мышц.

Водичка, водичка умой моё личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

 Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

Радость

Удивленно моргать

Растирать руками щеки

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Придумать слова со звуком C, С’ , , 
  • Раздай подарки Соне- Симе.
  • Поделить на слоги слова: самолет, самокат, снегоход, снегокат и объяснить как эти слова образовались.
  • Подобрать родственные слова к слову снег.
  • Закрепить образ буквы С- рисуем в воздухе, на спине соседа, в тетради.
  • Печатание в тетрадях слогов и слов (СА, СЫ, СИ, сани, осы, сито, носки).
  • Придумывание предложения с предлогом
  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Сколько у одного человека и у трех человек? (У одного человека одна голова, у трех человек три головы)
  • Чем мы: смотрим, слушаем, хлопаем, едим, нюхаем, жуём.
  • Кто лишний и почему?  

- Мама, папа, доктор, брат, сестра, одноклассница.

- Мама, соседка, бабушка, дочка.

  • «Скажи ласково» мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, сестра, тётя, дядя.

  1. Развитие связанной речи.

Объясни пословицы: «Вся семья вместе- так и душа на месте», «Руки работают, а голова кормит».

Лексическая тема: «Посуда»

  1. Развитие общей моторики.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник

Вот фарфоровые чайники,

Очень хрупкие бедняжки.

А вот глиняные блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот- пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс.

  1. Развитие мелкой моторики.

Помогали дочки маме

Вымыли посуду сами

Чайник, чашку,

Ложку, вазу,

Маленький зелёный тазик.

Мыли, мыли, мыли, мыли

Вазу вдребезги разбили,

Потеряли где-то ложку

Маме помогли немножко.

Сжимаем и разжимаем кулачки

Трут ладошку о ладошку

Загибают по 1 пальцу, начиная с большого

Трут ладошку о ладошку

Встряхают руками

«ложка»

«фонарики»

  1. Развитие мимических мышц.

Легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, подмигнуть правым глазом,, левым глазом.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подобрать слова, в которых звук З стоит в середине слова.
  • Подобрать слова, в которых звук С стоит в конце слова.
  • Игра «Хлопай- топай». На слова со звуком С- хлопаем, со звуком З- топаем.
  • Звукобуквенный анализ слов сани, сито, зима, коза.
  • Подбор предложений к схемам:

__  __           .  __ __            __.

  • Проговаривание слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы и т.д.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Игра «Дополни предложения»:  Чай пьют (из чего?) из чашек, суп едят…, хлеб можно взять из…, сахар возьмем из…

В сахарнице, хлебнице, солонке хранят…

В супницу наливают…

В конфетницу кладут…

  • Игра «Назови правильно» (классификация посуды- кухонная, столовая, чайная и т.д.)
  • «Назови и объясни 4-е слово»:

Хлеб- нож, суп- поварешка

Чай  чайник- суп (кастрюля)

Сыр молоко- колбаса (мясо)

  1. Развитие связанной речи.
  • Составление описательных загадок о посуде
  • Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»

Лексическая тема: «Зима»

  1. Развитие общей моторики.

Рано утром на полянке

Веселились две снежинки,

Левой ножкой: топ-топ!

Правой ножкой: топ- топ!

Руки мы поднимем вверх!

Кто поднимет выше всех?

  1. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепли

Круглый, крепкий,

Очень гладкий

И совсем- совсем не сладкий.

Загибаем по одному пальцу

«лепят»

Изображают

«пригрозили»

  1. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться

Мы умеем сердиться

Мы умеем огорчаться

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Заменить звук С на З в словах: роса, суп, сайка, лиса, соя.
  • Чтение слогов с буквами С и З.
  • Подари подарки Соне, Зое.
  • Звукобуквенный анализ предложений:

- У Зой сани.

- У Симы зонт.

- Лиса сидит за кустом.

На выбор для разных подгрупп.

  • Заучивание скороговорок:

Сеня едет на покос

Сено запасти для коз.

На зимнем небе морозы

Загораются яркие звезды.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы.
  • Подобрать родственные слова к словам зима, снег.
  • «Каким может быть?»: снег (белым, пушистым и т. д.), зима, мороз.
  • «О чём можно сказать?»: замерзает (река), наступает (зима), кружатся, летят (снежинки), побелела (земля) и т.д.
  • Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.

  1. Развитие связанной речи.
  • Составить рассказ о зиме по картинно- графическому плану.
  • «Объясни пословицы» (на выбор):

В декабре солнце поворачивает на лето, а зимой на мороз.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Лексическая тема: «Зима. Зимующие - кочевые птицы».

  1. Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружиться,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня- посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Взмахи руками,

кружатся.

Приседают,

водят руками вокруг себя.

Встают, «машут крыльями»

Изображают руками «яблоко»,

«ветки»

  1. Развитие мелкой моторики.

Птички полетели,

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали

«Птичка»

«Дерево»

«Гусь»

  1. Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима (изобразить), хочет заморозить маленького снегиря      ( изобразить). Но снегирю все нипочем (изобразить). Повесили для него и других птиц кормушки (радост)

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Придумать слова на звук Ц, , , 
  • Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, составить с каждым словом предложение (с графической схемой), разделить на слоги и поставить ударение.

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня- дружка!

За верёвочку- узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тяну (санки).

Я увидел свой портрет,

Отошли- портрета нет (зеркало).

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад- ищет в речке лягушат (цапля).

  • Звуковой анализ слова синица.
  • Выкладывание из палочек, мозаики букв С, З, Ц.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Раздели на группы»: зимующие, перелётные и кочующие (пролётные) птицы. Назови каждую птичку.
  • «Один- много»: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, свиристель и т.д.
  • «Подбери признак»: ворона (какая?)…, голубь (какой?)… и т.д.
  • «Объясни словечко»: красногрудый, перелётные, зимующие, кормушка, черноголовый.

  1. Развитие связанной речи.
  • Расскажи о своей любимой птице (размер, цвет, чем питается.)
  • Чтение литературных произведений о птицах.

Лексическая тема: «Комнатные растения»

  1. Развитие общей моторики.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Но алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

  1. Развитие мелкой моторики.

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей росток, раскрой цветок-

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

  1. Развитие мимических мышц.

О чем мечтает садовод? В его мечтах весь мир цветет (мечтательность). А люди глядя на цветы становятся добрей (доброта).

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Найди общий звук в словах: шкаф, кошка, нож, школа, шишка, шахматы, мышь.
  • Назвать слова в которых звук Ш стоит в начале, середине, конце слова (или разложи картинки).
  • Звукобуквенный анализ:

- У Миши шуба.

- Саша купил сапоги.

  • «Подарки»- Соне и Шуре.
  • «Чудесный мешочек» (из правильно отгаданных букв выкладывать и читать слоги и слова).
  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать комнатные растения в группе.
  • Сравнить: герань и фиалку, кактус и алоэ.
  • Классификация. Разложить в 2 группы: комнатные и садовые растения. Объяснить почему они так называются и зачем нужны человеку.
  • «Назови ласково»: стебель, лист, цветок, бутон, ветка, корень, горшок, земля.
  • «Угадай по описанию».
  • «Один- много»- фикус, фиалка, герань, бегония, кактус, бальзамин ит.д.

  1. Развитие связанной речи.
  • Составить описательный рассказ о внешних особенностях комнатных растений.
  • Составить рассказ о пользе комнатных растений и как за ними ухаживать.

Лексическая тема: «Зимние забавы- Новый год»

  1. Развитие общей моторики.

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

 А потом- на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

  1. Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик- Дед Мороз

У него есть красный нос,

Есть седая борода

Очень ждем его всегда!

Со снегуркой он придет

И подарки принесет.

Руки в кулак, большой палец вверх

Достать указательные пальцы

Достать средние пальцы

«Подзывают» к себе

Пальцы обеих рук «шагают»

Хлопают в ладоши

  1. Развитие мимических мышц.

Надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно. Втянуть щеки в рот.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Раздай подарки Соне и Шуре (сначала чтоб звук был , затем , а затем ).
  • Назвать слова на звук Ж.
  • Звукобуквенный анализ

- Жук сидит на сосне.

  • Заучивание игры:

«Жук упал и встать не может

Ждет он, кто ему поможет»

1 ребенок жук сидит в центре хоровода и жужжит. Все остальные ходят по кругу и проговаривают слова. На последних словах жук встает, дети разбегаются. Жук ловит одного ребенка, который должен сказать 3 слова со звуком Ж.

  • Выкладывание букв С, Ш, Ж.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Вспомнить в какие игры можно играть зимой на улице, какие праздники бывают зимой, зимние виды спорта.
  • «Почему так называют?»: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист.
  • «Бедняк- богач» («украшаем ёлку»): шар- шары, фонарик, хлопушка, гирлянда, шишка, звезда ит.д.
  • «Какими бывают ёлочные игрушки?». Из стекла- стеклянные, из фарфора, из ваты, из воска, из пластмассы, из хрусталя.
  • «Мой», «моя», «мои». Коньки, ёлка, лыжи, шар, гирлянда, серпантин, санки, звезда, фонарик, снеговик, шишка и т. д.

  1. Развитие связанной речи.

Составить рассказы «Зимние забавы», «Праздник ёлки».

Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши

Домашние животные и птицы и их детеныши»

  1. Развитие общей моторики.

По сухой лесной дорожки

Топ-топ-топ , топчут ножки.

Ходит , бродит вдоль  дорожек

Весь в иголочках серый  ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и дочки.

  1. Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом есть нора- надежный дом.

Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели .

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоги косолапый,  до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Загибаем пальцы.

« крыша» сжимаем, разжимаем кулак.

  1. Развитие мимических мышц.

В лесу бегает злой волк

Вдруг его не стало

А мы увидели под елкой зайца

Волк его не заметил.

Нахмурить брови

Поднять брови

Подмигнуть правым глазом

Подмигнуть левым глазом.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Дать характеристику звукам З, Ш, Ж.
  • « Скажи наоборот»

                      З-Ж

                     Ш-Ж

   

  • Закрытое правило – ЖИ, ШИ – пиши с буквой И, запись под диктовку, звукобуквенный, анализ: Ужи, шипы, камыши, живот.
  • Чтение слогов и слов с буквами З, Ж и Ш выкладывание этих букв из палочек, «Чудесный мешочек».
  • Скороговорки (четкое произношение, заучивание)

На поляне в летний день

Размышляет жук- олень,

«Если зелень есть без лени,

Можно стать большим оленем».

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Назови семью» (курица – петух – цыплята, кошка – кот – котеок, заяц – зайчиха – зайчата)
  • «Кто- где живет» (предложение по схеме /_  __  В  __.)
  • «Рассади животных по вагонам» (1 вагон – слова с 1 слогом, 2 – 2 слога, 3- 3 слога)
  • Сравни животных

Заяц – собака

Олень – корова

  • «Угадай по описании.»

  1. Развитие связанной речи.

Чтение художественных текстов: М. Пришвин «Ёж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».

Лексическая тема: «Мебель, бытовые приборы».

  1. Развитие общей моторики.

В прятки мы когда играли,

Стул нечаянно сломали

А сегодня так и быть,

Будем мы его чинить!

Молоток покрепче бей,

Дайте нам ещё гвоздей.

Вот и всё наш стул как новый,

Он теперь стоит в столовой.

  1. Развитие мелкой моторики.

Здесь у меня столовая

Вся мебель здесь дубовая

Вот это стул- на нём сидят.

Вот это стол – за ним едят.

«Пальчики здороваются»

Сжать разжать кулачки

«Стул»

«Стол»

  1. Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика (по картинкам)

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • «Повтори правильно» жа –жа –за –жа, са – са – ша – ша, са – за – са –за, ша – ша – жа- жа и т.д.
  • Определить места звуков С, Ш, З, Ж в словах (по картинкам)
  • «Восстанови слоги» - дописать недостающие элементы, прочитать слоги.
  • Звукобуквенный анализ

Саша бежит за жуком

  • «Чудесный мешочек»

   

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать мебель, электроприборы.
  • Сосчитать да 5 стиральная машинка, мягкий диван, новый утюг, стеклянный стол, моющий пылесос ит.д.
  • Составить и графически записать предложения с названием мебели и бытовых приборов с использованием предлогов: под, между, на, в.
  • Согласование прилагательных с существительными: про что можно сказать: электрический, электрическая, кукольный, кукольная.
  • Вспомним профессии: плотник, столяр, лесоруб, «Кому для работы нужны» (например: утюг и стиральная машинка – прачка, плита – повар ит.д.).

  1. Развитие связанной речи.

«Угадай по описанию» или составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Лексическая тема: «Животные Севера».

  1. Развитие общей моторики.

Здесь всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь

Полгода – день.

Из льда здесь люди строят дом

И океан порыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь

И птиц ты в небе не заметишь

Лишь мишка, белый, словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

Обними себя за плечи

Закрой глаза руками

Открой глаза, руки вверх

«Крыша»

Кружатся, руки в стороны

Ладонь «козырьком»

Взмахи руками

Изображают походку

Стоят, руки на поясе.

  1. Развитие мелкой моторики.

Олени по тундре гуляли,

Мох себе они искали.

Но вот льдинки зашуршали,

Эй, олени это волк!

Вы скорее убегайте,

Оленят своих спасайте!

Ходят 4-мя пальцами

По столу

Трут ладошки друг о друга

Ладони поднять, пальцы раст.

Снова бегут по столу.

  1. Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови, наморщить лоб, улыбнуться.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Придумать слова, в названии которых есть звук Щ, дать характеристику звуку Щ, определить его местоположение.
  • «Хлопай – топай» - на звук Щ дети хлопают на сь – хлопают (начиная со слогов, затем слова)
  • Нарисовать буквы Щ и С, украсить, сравнить, прочитать слоги с ними. Закрепить правописание ЩА, ЩУ .
  • Звукобуквенный анализ.

Щука угостила леща.

  • «Чудесный мешочек»

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Один – много»: лайка – лаек, полярный волк, белый медведь, тюлень, морж, горностай, песец.
  • «Кто что ест» морж – моллюсков и водоросли, арктический волк, белая сова, белый медведь, северный олень, пингвин.
  • Скажи наоборот: север, жарко, тепло, далеко, злой.
  • Сравни моржа и ежа.
  • Про кого можно сказать: косолапый, хищная, хитрый.

  1. Развитие связанной речи.
  • Угадай по описанию.
  • Чтение художественных текстов о животных и птицах Севера.

Лексическая тема: «Животные жарких стран»

  1. Развитие общей моторики.

Мартышки – обезьяньи детки –

Светки прыгают на ветку

А мамы, как канаты

Вверх поднимут нас, ребята

Едим бананы и кокосы

Нам достать их очень просто!

На пальме в джунглях мы живём

В гости вас к себе зовём!

Изображают мартышек

Прыжки

Изображают лазанье по канатам

Изображают очищение банана

Руки в стороны и вверх,

Подзывают

  1. Развитие мелкой моторики.

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей

Пообедал я сперва за решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Загибают пальцы

По одному, начиная

с левой руки

«Пасть»

  1. Развитие мимических мышц.

«Мартышки дразнятся»: надуть левую щёку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно, втянуть щёки.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • «Доскажи словечко» (определить какой звук повторяется чаще других)

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут,

Ты садись и не зевай, отправляется (трамваЙ)

Что нам пели, угадай? Баю (баЙ)

Что за месяц, гадай? Месяц (маЙ)

Что в стакане, угадай? Сладкий (чаЙ)

Дать характеристику звуку Й.

  • Определить местоположение звука Й в словах: чайник, йод, воробей, каравай, йогурт, майка, соловей, трамвай.
  • Выучить скороговорку:

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

  • Рисование буквы Й, на что она похожа
  • Звукобуквенный анализ: Наступил май, Маша носит майку.

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Образование множественного числа существительных Именительного и Родительного падежа по теме «Животные жарких стран»
  • Образование сложных прилагательных: длинная шея – длинношеий, короткие ноги -, большие глаза и т.д.
  • Образование притяжательных прилагательных – шерсть верблюда – верблюжья и т.д.
  • «Сосчитай детёнышей до 5» (кенгурёнок, верблюжонок и т.д.)

  1. Развитие связанной речи.
  • Чтение художественных текстов Д.Р. Киплинг «Книга джунглей»
  • «Угадай по описанию»

Лексическая тема: «День защитника отечества. Профессии наших пап»

  1. Развитие общей моторики.

Жил отважный капитан,

Покорил он много стран

Я в бинокль смотрю вперед

Руки плещутся слегка,

Качка тихая пока

Сильными друг волны стали

И матросы все упали,

Но я качки не боюсь –

Крепко за канат держусь.

Управляю кораблем

И в бинокль вижу дом.

Руки на поясе

Марш

Изображают волны

Ноги в стороны, покачиваются

Волны усиливаются

Приседают

Встали, головы приподняли

Изображают

«крутящийся штурвал»

«бинокль», «крыша»  

  1. Развитие мелкой моторики.

По дороге белой, гладкой,

Скачут пальцы как лошадки

Чок- чок – чок, чок- чок – чок,

Скачет резвый табунок.

  1. Развитие мимических мышц.

Самолет я в небе числом увидал

Жалко, что ни разу в нем я не летал.

Удивление, радость

Огорчение, грусть

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Назвать слова (картинки), в которых звук Ч, стоит в начале, середине, конце слова.
  • Скажи наоборот ча – ач, чу, чо, чи, че, ач – ча, уч, оч, эч, ич.
  • Закрепить образ буквы Ч, выучить:

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

  • Закрепление предлога «через». Дети выполняют задание: перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку, перешагнуть через кубик и т.д. Дети самостоятельно придумывают предложения с этим предлогом.
  • Звукобуквенный анализ:

Вот Зина. У Зины птичка.

Вот Дима. У Димы бочка.

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Ответить на вопрос «Кто служит в армии?» (Образование имён существительных с помощью суффиксов «-чик», «-ист»)

- чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик.

- ист: связист, танкист, артиллерист.

  • «Подбери признак» - защитник Отечества(какой?): храбрый, отважный, светлый и т.д.
  • «Сосчитай» - от 1 до 6 военную технику
  • «Что общего и чем отличаются?» футболка и тельняжка, кепка и фуражка.
  • Составить предложение с парой слов:

Пограничник – собака, солдат – автомат.

  1. Развитие связанной речи.

Продолжи рассказ. Два пограничника с собакой вышли на охрану границы, Было тихо, вечерело. Вдруг собака…

Лексическая тема: «Транспорт (виды, профессии)»

  1. Развитие общей моторики.

Быстро лопасти крути

Вертолёт лети, лети.

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Самолет гудит,

Он сейчас взлетит.

Изображают мотор руками

Руками изображают нос корабля

«плывут»

Руки – крылья самолёта

  1. Развитие мелкой моторики.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без мотора,

 Без сигнала светофора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Руки лежат на стуле, ладони прижаты. Поочередно отрывают пальцы от стола, начиная с большого, не отрывая ладони от стола

  1. Развитие мимических мышц.

Полюбуемся собой: возмутились, нахмурились, удивились, обрадовались.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • «Подарить подарки» Чапе и Тапе (собачки), Чапе со звуком Ч, Тапе со звуком Т’.
  • Замени Ч на Т’ – мяч – мять, бич -, челка,печка, ткач, речка, печь,вечер, зачем.
  • Закрепить образы букв Ч, Т читаем слоги с этими буквами.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

Тимоша сидит на бочке.

  • «Чудесный мешочек» со всеми буквами.

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, «проводник, пилот, стюардесса, кондуктор и т.д.)
  • «Сосчитай до 5»: белая машина, красный автобус, резиновое колесо, большой корабль, трамвайная остановка.
  • «Собери предложения»

Машинка, ехать,  по, городской, улице.

Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, троллейбус.

  • «Назови одним словом» возит молоко – молоковоз, мешает бетон, возит воду, укладывает трубы, дробит камни, снег убирает, возит бензин.
  • Выучить стихотворение:

Держись дорожных правил строго,

Не торопись, как на пожар,

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходам тротуар.

Повторение правил дорожного движения.

  1. Развитие связанной речи.

«Угадай по описанию»

 Лексическая тема: «Мамин праздник. Профессии наших мам»

  1. Развитие общей моторики.

Все хожу, все думаю, смотрю:

Что-ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть конфет?

Нет!

Вот тебе, родная, в твой денёк

Аленький цветочек – огонёк.

  1. Развитие мелкой моторики.

Я пршёл сегодня к маме

С поздравленьем и цветами

Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ.

И сказала, что цветы небывалой красоты

Эти маки, эти розы,

И ромашки, и мимозы

Я не рвал, не покупал,

Я их сам нарисовал.

Пальчики шагают

Сжимают и разжимают кулачки

Держат «букет»

Изображают

Загибают пальчики

Сжимают и разжимают кулачки

  1. Развитие мимических мышц.

Если солнышко проснулось, утро засияло

Если мама улыбнулась – так отрадно стало

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы

Если мама огорчилась, где нам веселиться?

Так пускай, всегда сверкая, свети солнце людям!

Никогда тебя, родная, огорчать не будем!

Радость

Улыбка

Огорчение

Грусть

Радость

Восхищение

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подобрать слова, в которых звук Р, Р’ находятся в начале, середине, конце слова (из предложенных картинок)
  • «Хлопай- топай» (на звуки Р, Р’)
  • Повторение слоговых рядов: ра –ра – ря – ря, рю – ру – рю – ру и т.д. «Скажи наоборот» ра-ря, ря –ра.
  • Закрепление образа буквы Р (выкладывание из счетных палочек, пуговиц и т.д.), чтение слогов с буквой Р.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

Рита и рома идут в кино.

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • «Назови женскую профессию» (повар – повариха, портной, ткач, учитель, воспитатель, художник, певец, скрипач, пианист, продавец, писатель и т.д.)
  • «Назови ласково» (Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка, Анастасия -, Настя -, Елена, Лена -, Ирина, Ира -, Мария, Маша – и т.д.).
  • «Какая мама?» (моя мама добрая, заботливая, ласковая и т.д.).
  • «Назови лишнее слово»

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

  1. Развитие связанной речи.

Рассказать о своей маме (бабушке) по плану:

  • Как зовут
  • Сколько у неё детей (внуков)
  • Что она делает по дому
  • Любимое занятие
  • Как выглядит
  • Как ты ей помогаешь

Лексическая тема: «Наша Родина – Россия. Столица – Москва»

  1. Развитие общей моторики.

Поезжай за моря океаны

Надо всею землёй пролети

Есть на свете различные страны

Но такой, как у нас не найти

Глубоки наши светлые воды

Широка и привольна земля

И гремят, не смолкая, заводы

И шумят, расцветая поля…

Изображают руками мотор

«летят»

Развести руки в стороны

Качают головой

Приседают

Встают и руки в стороны

Стучат кулак о кулак

Плавные взмахи рук

  1. Развитие мелкой моторики.

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи.

Загибают по одному пальцу

На обеих руках

Изображают руками «ветки»

«гриб»

«лепят пироги»

Рисуют в воздухе круг

  1. Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика (по картинкам)

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Подобрать слова, в которых звук Л находится середине слова, в которых звук Л’ находиться в конце слова.
  • Игра «Хлопай – топай» (на слова со звуком Л – хлопаем, со звуком Л’ – топаем)
  • Разложить картинки – Р, Р’, Л, Л’.
  • Закрепление образа букв Л и Р, чтение слогов.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

Лида купила маргаритки.

  • «Чудесный мешочек»

 

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Знать название страны, столицы нашей страны. Познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы, некоторыми историческими фактами нашей страны, гербом, флагом, президентом.
  • «Подбери признак»: страна…, город…, улица…
  • Назови города России.
  • Объясни слова: отечество, Родина, Матушка, Россия.

  1. Развитие связанной речи.

Заучивание стихотворения П. Синявского

Если долго – долго – долго в самолете нам лететь,

Если долго – долго – долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру , где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Лексическая тема: «Наш край – Забайкалье. Столица – Чита. Домашний адрес»

  1. Развитие общей моторики.

Пришла весна с капелью звонкой.

Поют весёлые ручьи

И рада степь их песне тонкой

И ярче солнышка лучи

Вот журавлей даурских стая

По небу синему летит.

А хищная ворона злая

На них, нахмурившись, глядит.

Гусей косяк к реке спустился

И стала пестрою вода

Орёл на камни примостился,

И он мечтает иногда.

Марш

«волны»

Марш

«солнце»

Машут «крыльями»

Кружатся вокруг себя

Приседают

«волны»

Сидя на корточках

Руки за спиной

  1. Развитие мелкой моторики.

Забайкалье моё, край багуловых вёсен,

И хрустальных озёр и целебных ключей!

Ты раскинулось вольно меж берёзок и сосен,

Пропитавшись смолистым теплом кедрочей.

Ладошки вместе на каждое слово «пальцы здороваются»

Руки в замок, сжимаем и разжимаем пальцы

  1. Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Разложить картинки: Л – Р, Л’- Р’, Л’ – Л, Р – Р’, в начале, середине, конце слова.
  • Заменить Л на Р, лак-, лов, ложки, лама, ложь, жил, пил, укол, свалка, игла.
  • Вставить в слово звук Р(Л). Этот звук должен быть вторым.

Р: пуд- пруд, кот, кошка, тон, мак.

Л: газ- глаз, пот, сон, бок, пан.

  • Звукобуквенный анализ предложения:

Машка поливала маргаритки.

  • Заучивание стихотворения:

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Знать название нашего края, столицы. Познакомить с достопримечательностями, природой, гербом, флагом Забайкальского края и Читы.
  • Назвать улицы Читы, транспорт, который можно увидеть на улицах учреждения.
  • Назвать свой адрес и описать дорогу до детского сада.
  • Сказать как можно украсить город, сохранить его чистым и красивым.

  1. Развитие связанной речи.
  • Чтение стихотворений о Забайкальском крае, Чите Забайкальских поэтов.
  • Рассказы «Мой любимый город», «Моя улица»

Лексическая тема: «Весна, весенние. сельскохозяйственные работы»

  1. Развитие общей моторики.

Хорошо весной, я знаю

Я с друзьями птиц встречаю

Лодочки в реке пускаю

С папой грядки я копаю

С мамочкой цветы сажаю

Марш

Машут «крыльями»

Ладони сложены лодочкой

«копают»

«цветок»

  1. Развитие мелкой моторики.

Стало солнце пригревать

Стали капельки стучать.

Капля- раз, капля – два,

Капли медленно сперва

Поскорее, поскорее,

Всё быстрее и быстрее

А потом, а потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Побежали ручейки,

Их попробуй догони!

«Солнце»

Ладошки прижать к столу, пальчиками начать потихоньку стучать, убыстряя темп,

ладони не отрывать.

Стучать ладонями по столу

  1. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Назвать слова на звуки В, Ш, Л’, Б’ и т.п.
  • Игра «Дин – дон»
  • Выкладывание букв из палочек, закрашивание буквы В.
  • Звукобуквенный анализ:

Марина победила лень.

Коньки – огоньки.

  • Игра «Математическая грамота»

ПЫЛ+Ь=, ТРОН+Ь=, УДАР+Ь=, ЖАР+Ь=, СТАН+Ь=, КОН+Ь=, СТАЛ+Ь=.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать весенние приметы.
  • Подобрать родственные слова к слову земля, хлеб.
  • «Узнай профессию», работает на тракторе- , на комбайне-, пашет землю-, разводит овец-, выращивает хлеб-.
  • Образование относительных прилагательных. Поле на котором выращивают рожь (ржаное поле), выращивают пшеницу…, колос пшеницы…,мука из пшеницы…, ржи, гречихи, риса, хлеб из пшеницы, ржи.
  • Объяснить пословицу:

С хлебом русский человек- богатырь из века в век.

Не всякий хлеб пашет – да всякий его ест.

 

  1. Развитие связанной речи.
  • Составить рассказ о весне (по приметам)
  • Чтение литературных произведений о сельскохозяйственном труде («Колхозный календарь», «Расти колосок», «Хлеб созрел»).

Лексическая тема: «Весна (перелётные – зимние птицы, животные весной, насекомые»

  1. Развитие общей моторики.

Вылез мишка из берлоги

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошёл

И на пятачках потом,

На качельках покачался

И к лисичке он подкрался

Я рыжая лисица, я бегать мастерица

Я зайку догоняла!

 И в ямку – бух!

Ходьба на внешней стороне стопы

С носочка на пяточку

Изображают лисицу

Изображают зайца

присели

  1. Развитие мелкой моторики.

Раз и два – звенят капели

Три- четыре- мы запели

Пять и шесть- летят скворцы

К нам летят скворцы – певцы

Семь и восемь песни льются

Девять десять все смеются.

Пробежали пальцами от кисти к плечу

Поладить ладонью

Пошлёпать ладошкой

Круговые движения кулачком

Постукивание кулачками

  1. Развитие мимических мышц.

Возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Повтор буква Ь – дарит мягкость в конце слова, в середине между согласными является разделительным. Анализ: анализ, коньки, скамья.
  • Гласные буквы Я (буква, слог и слово), Ю (слог, буква), - дарят мягкость согласным. Выкладывание букв из счетных палочек.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

Я люблю … (дети последнее слово предложения сами).

  • Дифференциация букв А –Я, У – Ю. Игра «Хлопни – топни» (на слова с буквой А- хлопать, с буквой Я- топать, аналогично У- Ю)
  • Замени А на Я (мал – мял, мать -), У на Ю (лук- ,тук -)

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать птиц, которые прилетают весной ласково.
  • «Улетают – не улетают»- дети взмахивают руками, если птица перелетная. Взрослый называет птиц.
  • Рассказать что делают весной животные(медведь просыпается, заяц меняет шубу, строят жилища, у них появляются дети). Назвать жильё и детёнышей (медведь – берлога – медвежонок и т.д.)
  • Весной появляются (просыпаются) насекомые. Соглас существительных  с числительными (5 бабочек, 3 муравья  и т.д. цифры на карточках)
  • Игра с мячом - «классификация» (птицы – животные – насекомые)

  1. Развитие связанной речи.
  • Составить рассказ о появившихся весной насекомых, животных или птицах.
  • «Угадай по описанию».

Лексическая тема: «Космос»

  1. Развитие общей моторики.

Чтобы в космос полететь

Надо силу нам иметь

Будем мы тренироваться

Будем силы набираться

Раз- два- три – присядем мы!

Раз- два – руки согнуть

Три- четыре –разогнуть.

Раз – два – стоит ракета

Три – четыре – самолёт

Раз – два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз – два – три – четыре –

Руки выше, плечи шире!

Марш

«крыша»

«крылья»

  1. Развитие мелкой моторики.

Мышки в космос летят

И друг дружке говорят

Высота! Красота!

Нет ни кошки, ни кота

А на земле малышки

Играли в кошки - мышки.

«мышка» на обеих руках

Руки вверх затем в стороны

«кошка»

Правая рука - «кошка»

Левая рука – «мышка»

  1. Развитие мимических мышц.

Мы будем космонавтами

Видим нашу землю с высоты

Пора возвращаться

Полёт прошел успешно.

Радость

Удивление

Огорчение

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Буква Е выкладывание из палочек, названые слова с буквы Е, закрепление правила – буква Е дарит мягкость согласным.
  • Звукобуквенный анализ предложения:

В лесу темно. Дети пошли в лес.

  • Закрепление: Е, Ю, Я – пишутся после мягких согласных. Игра «Сели – встали»(на У – стают, на Ю – садятся: стул, юла, люк, лук и т.д. на А- -Я и Э – Е аналогично).
  • Игра «Дин – дон» на различие твердых – мягких согласных.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Повторить название всех планет (Солнце – звезда, Луна – спутник земли), космонавтов.
  • «Скажи наоборот»: далеко – близко, высоко - , улететь - , взлететь - , темно- , ярко-.
  • Придумать предложение с парами слов: Земля и Солнце, космонавт и станция.
  • Что общего и чем отличаются солнце и лампа.
  • Подобрать родственные слова к словам космос, звезда, земля.

 

  1. Развитие связанной речи.
  • Составить фантастический рассказ (сказку). Как я летал на Марс (Луну) и т.д.

Лексическая тема: «Речные, аквариумные рыбки, обитатели морей и океанов»

  1. Развитие общей моторики.

Наши руки – волны в море

Разгулялись на просторе.

Наши руки – рыбок стая

Плывет, устали не зная.

Наши руки – крабик с домом

Ползает по дну морскому.

Наши руки – как кораллы

Разрослись на дне морском.

А теперь мы поскакали-

Как коньки морские стали.

Руки в стороны, «волны»

Ладони «лодочкой»

Изображают рыб

Растопырили пальцы правой руки

          Накр.её ладонью лев. руки, шевелят пальцами

Руки вверх, покачиваются

  1. Развитие мелкой моторики.

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре. Пять.

«рыбка»

«рыбка» каждой рукой

«птичка»

Сжимают и разжимают кулаки

Загибают пальцы по одному

  1. Развитие мимических мышц.

Опосредованная гимнастика.

  1. Развитие фонетико - фонематических процессов.
  • Буква Е – выкладывание из палочек, чтение слогов с ней. Закреплени – буква Е обозначает мягкость согласных.
  • Звукобуквенный анализ:

Олени живут в лесу.

  • Замени Э на Е: мэ – ме, нэ – не и т.д. в кругу с мячом.
  • Игры на различие твердых и мягких согласных звуков: «сели» на твердый звук, «встали» на мягкий, посчитать количество твердых и мягких звуков в слове, заменить твердые на мягкие (дом – домик, кот – котик)
  • «Чудесный мешочек», выкладывание слогов из букв.

  1. Развитие лексико – грамматических процессов.
  • Назвать аквариумных, речных, морских рыб, обитателей морей и океанов, самых опасных обитателей моря.
  • Чем отличается море и река, река и озеро?
  • «Подбери признак», «Подбери действие» (рыба какая?, что умеет делать рыбка?  Осьминог, медуза и т.д.)
  • «Чей хвост?»,  «чей плавник?»,  «чья голова?», «чьё туловище?» (щучья, щучий, щучье и т.д.)
  • Соглас. Числительные с существительными «Сосчитай» (до 5)

  1. Развитие связанной речи.
  • Составление описательного рассказа.
  • Заучивание и развитие просодики

-Рыбонька – рыбка, золотой хвостик!

-Где ты бывала, что ты видала?

-Плавала в речке, плавала в пруду, видела я камешки, тинушку траву.

Видела улиток, водоросль траву и красивых рыбок, лилии в пруду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь логопеда и воспитателя

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников...

взаимосвязь логопеда с воспитателями (по Нищевой)

позволит вам без затруднений взаимодействовать с воспитателями....

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...

Методическая разработка "Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя"

Данное пособие облегчит работу специалиста и воспитателя ГКН...