Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мозгова Валерия Валерьевна

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника." В данной разработке используются упражнения для повторения и закрепления звуков и букв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетрадь

 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя

в подготовительной группе.

Тема на неделю:

 «Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника.»

 

Выполнил (а):

Учитель – логопед

Мозгова В.В.

Цель:

 Расширить и уточнить представления о профессиях людей, работающих в детском саду.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать предметный словарь, словарь действий; повторять подбирать к действию объект, а к объекту действие; продолжать образовывать существительные единственного во множественное число; закреплять написание пройденных букв, слогов, слов; учить составлять рассказ по плану.

2. Воспитательные: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

3. Развивающие: развитие общей, артикуляционной моторики; мелкой моторики рук; развитие правильного дыхания и голоса; развитие фонематического слуха.

Оборудование и материалы: предметные картинки профессий людей; картинки предметов для каждой профессии, плакат для составления рассказа по плану, мягкий мячик, тетради, ручки цветные, простой карандаш.

1.Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Вспоминаем, как работает дворник у нас на территории детского сада:

1. Представили, что за окном время года – ЛЕТО. Руки: одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметаем тротуар».

2.  Время года – ЗИМА. Руки в том же положении, только теперь (обхватывают лом). Все помнят, что такое лом? «Колем лед».

3. Время года – ЗИМА. Руки в том же положении (обхватывают черенок лопаты). Что такое лом? «Сгребаем снег».

Выполнение движений по тексту.

2.Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

  1. В детском саду есть много профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки с большим.

И полезных, и приятных,

Соединять пальцы левой руки с большим.

Воспитатель, повар, прачка, логопед -учитель,

Завхоз, бухгалтер, заведующий, сторож, но не строитель…

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Сразу всех не называю,

Сжимать-разжимать кулаки.

Вам продолжить предлагаю.

Вытянуть руки вперед ладонями вверх.

  1. Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

3.Развитие артикуляционной моторики (со всей группой)

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц

Имитация жевания.

Упражнения для губ и щек

Малыш плачет. Сомкнутые губы вытянуть вперёд хоботком, а затем возвратить в нормальное положение и открыть рот. (УА – УА – УА). Повторять упражнение 3 раза.

Малыши учатся жевать. Надули щеки и имитируем жевание. 10 жеваний.

Упражнения для языка

Младший воспитатель дал нам запеканку с вкусным варением. Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю в том же направление. Поменять направление (справа – налево). Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу в одну сторону и в обратную сторону. Повторить 3 раза.

  1. Развитие артикуляционной моторики (индивидуально)

Проконтролировать каждого ребёнка, выполняющего упражнения по рекомендации логопеда, перед зеркалом.

5. Развитие речевого дыхания и голоса.

Представили, что мы на музыкальном занятие. 1. Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).

2. Упражнение на ослабление голоса. Вспоминаем ноты на музыкальном занятии (до – ре – ми – фа – соль – ля – си), теперь каждую пропеваем в такой последовательности: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.

 Представили, что мы на физкультурном занятие на улице. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м». Повторять 1,5 мин.

  1. Пластические этюды.

Образные перевоплощения. Изобразить воспитателя, который заплетает косичку плачущей девочке. Изобразить воспитателя, который собирает башню из конструктора с шаловливым мальчиком. Изобразить дежурных (мальчика и девочку), которые помогают младшему воспитателю накрывать на стол и убирать со стола.

  1. Лексическая тема.

        Побеседовать с детьми о детском саде. Для чего нужен детский сад? Чем там можно заниматься? Спросите, что ему нравится в детском саду делать? Проговорите названия профессий людей, работающих в детском саду: заведующий, воспитатель, логопед, помощник воспитателя, психолог, медсестра, повар, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, методист, завхоз, кастелянша, дворник, социальный педагог. Заучите с ребенком имя и отчество воспитателей, логопеда и помощника воспитателя. Спросить, знает ли кто, как зовут воспитателей из других групп. Спросить, знают ли они, какие предметы необходимы для каждой профессии? (выставляются картинки)

8. Формирование графомоторных навыков.

1. Рисуем по клеточкам. Отработка упражнений в выбранных ранее тетрадях.

                       2. Закрепляем написание буквы в тетрадях.

9. Развитие фонетико – фонематических процессов.

1. Закрепление понятий: согласный твёрдый, обозначаем синим цветом; согласный мягкий – зелёным; гласные буквы на письме - красным цветом. Закрепляем понятие - парные. Повторяем, что такое: слог, слово, предложение, рассказ. (Слог - слияние нескольких звуков, где есть обязательно одна гласная; слово – слияние слогов или одного слога; предложение – несколько слов, связанных по смыслу (закрыв глаза, мы можем представить картинку), здесь же уточняем правила, написания предложения (Предложение всегда пишется с большой буквы, состоит из слов ( значит слова пишутся отдельно друг от друга – пропускаем одну клеточку), имена, города, названия рек и озёр мы пишем только с большой буквы, в конце всегда стоит точка (восклицательный знак, вопросительный знак), рассказ – несколько предложений, которые связанные по смыслу.

2. Закрепляем на письме звукослоговые схемы слов.                 сад

3. Игра «Поймай звук». Выделить звуки Б, Б*, П, П*, В, В* из ряда других звуков хлопком по очереди: ба, ма, от, би, по, ва, га, ам, ит, пы… .

4. Дидактическая игра «Где находится звук?»:

1. звук Б/Б* в словах: бухгалтер, кабинет, бутон, бинокль, батон, кабачок, кабан, куб…

               2. звук П/П*: логопед, повар, прачка, группа, пион, колпак, пушка, перец, тапок…

    3. звук В/В*: воспитатель, заведующая, дворник, волк, ловушка, ватрушка, вилка, ваза…

5. Дидактическая игра «Замени звонкий звук Б, Б* на глухой звук П, П*»:

Бас –                            бар -                    бух -                    быль -                булька -           блеск -

Балка –                       бочка -                белить -              блошки -           бел -

Бетон -                        бить -                  бабочка -            бравый -           робот -

6.Игровое упражнение «Назови второй слог в словах»:

Няня                Повар              дворник          сад

Няня                прачка             шляпа                

завхоз             садик               двор            

7.Дидактическая игра «Замени первый звук на звук П или Б»:

                         Ведро -                винт –                  вилка -                 вить -                 сорт -                   торт -

                         Речка -                 мышка –

10. Развитие лексико - грамматических процессов.

       1. Закрепить названия профессий людей, работающих в детском саду.

2. Игра «Назови профессии один – они – много»: повар – повара – поваров, няня, воспитатель, медсестра, заведующий, прачка, логопед…

3. Игра «Отгадай профессию»» 1. Кто учит слушать музыку, петь, танцевать? 2. Кто руководит работой детского сада? 3. Кто учить детей правильно и красиво говорит, читать, писать? 4. Кто лечит детей и следит за их здоровьем? 5. Кто учит детей прыгать, бегать? 6. Кто чистит, режет, варит, готовит есть? 7. Кто стирает, сушит, гладит? 8. Кто воспитывает детей, учит рисовать, лепить, считать, вырезать, клеить? 9. Кто убирает, моет, вытирает пыль, помогает воспитателю?

         4. Показать картинки (предоставленные логопедом) с изображением шприца, термометра, поварешки, гантели, пианино, зеркала, книжки. И предложить детям определить, представителю какой профессии и для чего нужны эти предметы, отвечая полным предложением. Например: Медсестре нужен шприц.

Шприц- медсестре

Пианино- музыкальному работнику

Зеркало- логопеду

Игрушки- воспитателю

Кастрюля- повару

  1. Игра «Кто где работает?».

Вспомнить помещения, в которых работают люди, каждой профессии в детском саду.

Один ребёнок бросает другому мяч и называет помещение детского сада, ребенок, который поймает мяч должен ответить человек какой профессии там работает и что делает, например :  

Где работает повар? (повар работает на кухне) что делает повар?  (повар готовит еду).

Ответы должны быть полными!

Где работает прачка, завхоз, медсестра, логопед, воспитатель, заведующая, музыкальный руководитель?

      6. Назови лишнее слово:

1.  Воспитатель, завхоз, заведующий, повар - заведующий (звук В*);

2. Воспитатель, нянечка, повар, логопед, крановщик.

     7. Дидактическая игра «Скажи наоборот», чтобы слово начиналось со звука В ил В*:

Нижний –              грустный -                     мир -                   утро -                    правда -

Внизу -                   низкий -                         друг -                  ответ -

11. Развитие связной речи (предварительная работа).

1. Составление рассказа о профессии по плану… (предоставляется плакат).

   2. Раскрасьте рисунок, побеседуйте по рисунку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ САД. Продолжаем знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.

БЕСЕДА  ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.  Задачи: Пополнять и активизировать словарь на основе углубления зн...

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя подготовительная группа

Здесь подобран материал по лексическим темам:  «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы»; «НОВЫЙ  ГОД»; «ЗИМНИЕ   ЗАБАВЫ»...

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателяв подготовительной группе

Здесь подобран материал по лексическим темам: «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»; «ВЕСНА. ВРЕМЕНА ГОДА»; «КОСМОС»; «Цветы»; «ДЕНЬ  ПОБЕДЫ»; «НАСЕКОМЫЕ»; «Скоро в школу»; «ЛЕТО. ВРЕМЕНА Г...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - подготовительная группа

В тетради собраны игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики; для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей подготовительной к...

Взаимодействие учителя -логопеда с воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями  подготовительной группы. Данный материал представлен в виде бланков , по которым воспитатель в вечернее время может закрепить пройденный логопедом...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы. Зима.

В группе комбинированной направленности особое внимание  должно уделяться коррекционным процессам.Воспитатели под руководством учителя-логопеда ведут планомерную работу по развитию всех компонент...

Методическая разработка НОД учителя-логопеда с детьми подготовительной группы "Фруктовые истории"

В методической разработке НОД "Фруктовые истории" показано использование современных образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда ДОО. Таких как: Световые столы, "Фиолетовый лес&q...