Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателяв подготовительной группе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михайлова Мария Валерьевна

Здесь подобран материал по лексическим темам: «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»; «ВЕСНА. ВРЕМЕНА ГОДА»; «КОСМОС»; «Цветы»; «ДЕНЬ  ПОБЕДЫ»; «НАСЕКОМЫЕ»; «Скоро в школу»; «ЛЕТО. ВРЕМЕНА ГОДА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_vesna_pd.gr_.docx89.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»

Существительные: папа, мама, баба, дед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, сирота.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная;

Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Маму я свою люблю,

я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

 воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

и ни разу, И ни разу

ни словечка не скажу.

Движения по тексту.

                                                                             

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Чей сегодня День рождения?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,50c5fmae51sqw5ek5

Первый мартовский цветок?

Для кого? Для кого?

Догадайтесь сами:

И пирог, и цветок

Мы подарим маме!

Пожимают  плечами;

прижимают ладони, «пекут пироги»;

соединяют кисти, изображая бутон;

разводят медленно пальцы рук;

повороты корпуса с приподнятыми плечами в одну и другую сторону;

соединяют ладони, затем разводят пальцы;

протягивают руки вперед.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)50c5fmae51sqw5ek5

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись маме»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Медленно широко зевнуть.

Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.

Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Скажи ласково». Мама – мамочка, мамуля, матушка; бабушка – бабуля, бабулечка, бабусенька; сестра – сестричка, сестренка.

2. «Какая, что делает?» Мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, красивая, строгая, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, моет. Бабушка –  … Сестра –  …

3. Беседа о «женских» профессиях. Дети рассматривают картинки с изображением мужчин и женщин одной профессии и отвечают на вопрос «Кто это?».  Учитель – учительница, художник – художница, продавец – продавщица, летчик – летчица, скрипач – скрипачка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка …

6. Развитие связной речи50c5fmae51sqw5ek5

1. «Что можно подарить маме и бабушке?» Составление предложений по образцу: «Маме и бабушке можно подарить много цветов и улыбок».

2. Составление творческих рассказов по теме «Мамочка моя», «Праздник мам», «Любимая бабушка».

3. Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений; отгадывание загадок по лексической теме. Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка».

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты “ковшом”).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

МОЯ СЕМЬЯ 
1. Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Лексическая тема: «ВЕСНА. ВРЕМЕНА ГОДА»

Существительные: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, половодье, верба, ольха, снегоуборочная машина.

Прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, нежный, красивый, пушистый, душистый.

Глаголы: убирать, обрезать, просыхать, наступать, таять, пригревать, копать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилететь, вить, выводить.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

  1. Развитие общей моторики

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

 (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

(Идут в противоположную сторону по кругу.)

(Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)

(Приседают, опускают руки, выдох.)

(Взявшись за руки, бегут по кругу.)

2. Развитие мелкой моторики

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают…

Соединяют вместе ладошки.

Медленно разводят пальцы в стороны.

Плавные движения пальцами рук.

Соединяют пальцы, смыкая ладошки.

Наклоняют сомкнутые ладони в стороны        

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежники»

Упражнение для челюсти «Медведь проснулся после зимней спячки»

Упражнение для щёк  «Исхудавшие за зиму зверята»

Упражнение для мимических мышц

«Люди радуются приходу весны»

«Ласково греет солнышко»

Спина ровная, наклоны головой в стороны.

Зевают 3 раза, широко открывая рот.

Втянуть обе щеки между зубами и удержать под счёт от 1 до 10.

Выразить мимикой радость.

Посмотреть на потолок, закрыть глаза, улыбнуться.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Упражнение «Разбери и раздели».  Слова: весна, сосулька, проталинка, ледоход, подснежник, почка, ручейки, гнезда, верба.

2. Упражнение на развитие фонематического слуха.

 Услышите не весенние слова, хлопайте в ладоши.

Ручей, проталина, сугробы, скворечник, листочки, почки, снежная баба, расцветают, прилетают, просыпаются, щебечут, замирают.

см. приложение

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1.   Скажите наоборот:  «Тепло – холодно; грязно - … ;  светло - … ;  день - … ;  утро - …»

2.   Установите  порядок:  «Утро после ночи, перед днём.  День после … , перед …  Вечер после … ,  перед  …          Ночь  после … ,  перед  …»

3. Игра «Подбери признак»

- Какое бывает весеннее небо? (голубое, серое, спокойное, сердитое)

- Какое бывает весеннее солнце? (теплое, ласковое, веселое)

- Какой бывает весенняя трава? (молодая, долгожданная, ранняя)

7. Развитие связной речи

1. Чтение литературных текстов о весне  (с обсуждением), отгадывание загадок.

2. Выучить названия времён года, весенних месяцев.

3. Составление рассказа. На доске картинки: весна, голубое небо, солнце яркое, ледоход, проталина, Подснежник, дерево с почками, летящая стая птиц.

По каждой картинке дети составляют предложение.

Наступила весна. На голубом небе белые облака. Яркое солнышко чаще появляется на небе. Больше становится проталин. Первоцвет, подснежник – первые весенние цветы. На реке начался ледоход. На деревьях появляются почки. Птицы прилетают с юга (из теплых стран).

Дополнительный материал:

1. Пальчиковая гимнастика

«ДРОЗД-ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

(Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.)

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

 Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.)

Зимой забываются.

(Снова машут сложенными накрест ладонями.)

2. Пословицы

В марте щука хвостом лед разбивает.

В марте курочка под порожком воды напьется.

Март с водою, апрель с травою.

3. Тексты для пересказа

Капельки, падающие с крыши, сверкают на солнце. А прислушаешься — и нежно звенят.

Капель с крыши бывает и в февральской оттепели. Но это еще не весна. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега — вот и наступила весна. Этот признак не обманет.

А вслед за проталинками появляются первые прилетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки. Словно ждали они этих проталинок.

По Н. Плавилыцикову

МАРТ

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.

По Г. Скрвбицкому

4. Загадки

Едва возвратится этот певец В свой, на шесте, деревянный дворец,

Как все понимают — весна наступает, И долгой зиме скоро будет конец. (Скворец)

Кто там с крыши надо мною Нависает в холода?

У кого это с весною С носа капает вода? (Сосулька)

Жил я посреди двора, Где играет детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик)

Первым вылез из темницы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник)

Эта гладкая дорога Пролежит совсем немного.

Как пройдет по ней весна, Вся разрушится она. (Лед)

Морковка бела, Всю зиму росла.

Солнышко пригрело, Всю морковку съело. (Сосулька)

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи.

На сугробах ломкие Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. (Весной)

Лексическая тема:   «КОСМОС»

Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр, невесомость, телескоп, астроном, орбита.

Прилагательные: первый, космический, солнечный, искусственный, орбитальный, лунный, земной, звездный. Глаголы: осваивать, запускать, летать, падать, приземляться, прилуняться.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки – в стороны, к плечам,

Дружно мы покажем вам!

Руки за голову, и, вот,

Наклоняемся вперёд!

Приседаем и встаём,

И ничуть не устаём!

Раз – прыжок, два – прыжок,

Ноги  ставим на носок.

О опять шагаем, руки поднимаем.

 Маршируют, идя по кругу.

Стоя на месте, выполняют движения.

Руки  - за голову, выполняют наклон вперёд.

Руки на поясе, приседают – встают.

Руки на поясе, поворачивают головой  

Руки на поясе, прыгают на правой ноге, затем – на левой ноге.

Руки на поясе, встают на носочки.

Маршируют, идя по кругу.

2. Развитие мелкой моторики

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем - сама не знает!

Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех), одновременно проговаривая двустишие.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка «Ракета»

«Космонавт светит фонариком»

Упражнение для языка и нижней челюсти

«Люк открыть - закрыть»        

Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.

Улыбнуться, водить острым языком

Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

см. приложение

Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1 Игра «Один – много». Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты, скафандр – скафандры, космический корабль – космические корабли.

2.    Сосчитайте до 5:  «Одна ракета, две ракеты, три … четыре … пять ракет;

Один космический корабль, два космических корабля, три … четыре … пять космических кораблей».

3. Игра «Посчитай-ка от 1 до 5 и обратно» Слова: Звезда, Планета, ракета 

7. Развитие связной речи

1. Беседа «День космонавтики». Рассказать детям о значении покорения космоса, его героях – космонавтах. Чтение литературных текстов, отгадывание загадок, объяснение пословиц по лексической теме. B. Баруздин «Первый в космосе». К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы).

Дополнительный материал:

1. Игра «Космонавт»

Раз-два, стоит ракета.                              (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.                        (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца                     (круг руками)
Космонавтам нужен год.                         (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно                   (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет                       (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею                               (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет .                             (поднимают руки вверх и машут)

2. Загадки.

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.  (Звёзды)

 В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект -….    (Комета)

 Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический … (Метеорит)

 Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.  (Солнце)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …   (Луна)

 Планета голубая, Любимая, родная,

Она твоя, она моя, А называется…    (Земля)

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

3. Игра «Составь предложение»

         РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТАТЬ, В.

         КОСМОНАВТ, В, ЛЕТАТЬ, КОСМОС.

         КОСМОНАВТ, НА ЛЕТАТЬ, РАКЕТА.

4. Выучить стихотворение:

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

5. Развитие общей моторики.

ИГРА «Космонавты»

К полету мы готовы,  вращают кистями перед грудью и произносят: «Р-р!»

Заводим мы моторы.

Ввысь, ракета, лети,      соединяют ладони перед собой, как бы образуя нос

На орбиту выходи.    ракеты, и легко, на носках бегают врассыпную по залу.

Вокруг планеты облетели

И опять на землю сели.    Останавливаются и приседают на колени,  соединенные руки держат над головой.

Лексическая тема: «Цветы»

Существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

Глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки...

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы приехали сюда,

Ходим за цветами.

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами.

Дети стоят в кругу.

Идут к центру круга.

Расходятся,

Бегут друг за другом

«Едут».

Ходят.

Останавливаются и лицо «подставляют» солнцу.

2. Развитие мелкой моторики

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,3abl03jhtxck5t155

Головками качают.

Ладони соединены в форме тюльпана.

Пальцы медленно раскрываются,

плавно покачиваются, затем они

медленно закрываются. Кисти рук

покачиваются.

3. Развитие мимических мышц

Упражнение для мимических мышц:

«Цветы улыбаются солнцу»

«Солнышко спряталось за тучку»

«Солнышко опять ласково светит и греет цветочек»

Улыбнуться

Выразить огорчение

Выразить радость5p0u55a1ki5hrnjp5

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

  1. «Повтори»
  2. «Назови первый звук, последний, раздели на слоги»

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...        Корень — ...        Василек — ...

Лист — ...        Гвоздика — ...        Лепесток — ...

Тюльпан — ...        Цветок — ...        Ромашка — ...

2. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами -           действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ... Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) — ...

3. Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).

4. «Вспомни и назови» -  Игра с мячом. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть различные цветы и места, где они растут. Следит за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Садовый цветок— роза. Полевой цветок — василек.

5. «Назови ласково» -  Игра с мячом. Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет любой цветок и его признак, например: «Белая ромашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот цветок и признак ласково: «Беленькая ромашечка», и возвращает мяч воспитателю. Игра продолжается.

6. «Скажи наоборот» -  Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним), и возвращает мяч воспитателю. Игра продолжается. Например: Крупный цветок. — Мелкий цветочек.

7. «Посчитай» - Воспитатель выставляет на доску пары картинок с изображениями цветов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На садовой клумбе выросли одна лилия и две розы».

6. Развитие связной речи

 1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

2. Объяснить ребенку значение сложного слова «садовод».

3. Пословицы, поговорки

Весна красна цветами, а осень снопами.

Чтение стихов о цветах.

4. Заучивание стихотворения «Одуванчик».

5. Чтение литературных текстов:

А. Ерицай «Первые дни мая».

С. Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Лексическая тема «ДЕНЬ  ПОБЕДЫ»

Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, самолёт, корабль, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.

Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Нет на свете Родины красивей —

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Дети шагают на месте.

Изображают «богатырей».

 Шагают на месте и широко разводят руки.

                                                                           

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Не допустят к нам войну,

Защитят свою страну:

Пограничник, вертолётчик,

Врач военный и танкист,

А ещё – десантник, лётчик,

снайпер и артиллерист.

Обе ладони от себя.

Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)50c5fmae51sqw5ek5

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Медленно широко зевнуть.

Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.

Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)

«Кто лишний».

Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.

Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.

«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.

«Измени по образцу 2».

Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)

«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный, …

«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»

«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.

6. Развитие связной речи50c5fmae51sqw5ek5

Чтение с обсуждением «Сыновья» В.Осеевой. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

«Я сегодня медсестра»  (с опорой на мнемотаблицу)

Я сегодня медсестра, Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом, Раны смазываю йодом.

Витамины дам по штучке: Курам, уткам, кошке, Жучке.

А колючему ежу Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра, Я сегодня медсестра.

Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Существительные: стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка.

Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, опасный.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Вертится, как вертолёт:

Вправо – влево, назад – вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травку покушали,

Тишину послушали…

Руки развести в стороны.

Соединить пальцы обеих рук в «бинокль».

Руки в стороны, повороты корпусом

Руки на поясе, наклоны по тексту.

Руки вдоль туловища, поднимают плечи.

Руки на поясе, прыгают  на месте.

Имитация движений.

Приложить ладони к ушам.

2. Развитие мелкой моторики

Насекомые сидят,

И на нас они глядят:

Пчела, мошка, комар, гусеница, оса,

Муха, бабочка,  жук, кузнечик, стрекоза!

Сидят, руки лежат  на столе.

Соединить пальцы в «бинокль».

Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ

«Комарик – жук»

Упражнение для языка

«Червяк лезет через щель»

Произносить попеременно звуки [з] – [ж].

Зубы «заборчиком», между зубами проталкивать вперёд язык.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1)   Назовите насекомое на этот звук: «[п] – пчела;  [м] - муравей, муха, мошка; [б] – бабочка; [к] – кузнечик, комар, клещ;  [г] – гусеница; [ж] – жук, жужжелица; [ш] – шмель; [о] – оса; [с] – стрекоза, саранча; [у] – улитка».

2)   Разделить слова на слоги: «Жук, клещ, шмель, му-ха, пче-ла, о-са, ко-мар, мош-ка,

му-ра-вей, ба-боч-ка, куз-не-чик, стре-ко-за, са-ран-ча, у-лит-ка».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Закончить предложение:  

«Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка летает, а улитка …  Кузнечик прыгает, а мошка …   Улитка ползает, а комар …»

2. Игра: «Хорошо – плохо»

Назови, какую пользу приносят насекомые:

  • людям: пчелы дают мед, воск;
  • лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
  • животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.4f0pqvu4tz5jb15b5

Назови, какой вред наносят насекомые:

  • людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
  • лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
  • животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

3. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.4f0pqvu4tz5jb15b5

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют …пестрокрылой;

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …большеглазой;

У жука длинные усы, поэтому его называют … длинноусым.

4. Упражнение «Назови ласково». Паук — паучок

Комар — ...        Таракан — ...        Пчела — ...

Стрекоза — ...        Жук — ...        Муха — ...

5. Упражнение «Подскажи словечко».

У стрекозы не глаза, а глазищи. У муравья не ножки, а .... У таракана не усы, а .... У бабочки не крыло, а ....

Божья коровка выглядит не маленьким жучком, а огромным жучищем; таракан — ..., а паук — ....

6. Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения
по образцу.
Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — ... лапки,... голова.        У комара — лапки,... голова.

У таракана — ... лапки,... голова.        У паука — ... лапки,... голова.

6. Развитие связной речи

1. Прочитать и обсудить басню И.А. Крылова  «Стрекоза и муравей».

2. Чтение стихотворений, отгадывание загадок  о насекомых   

И. Репин «Стрекоза».

С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).

В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

3. Пословицы, поговорки

Осенняя муха сильнее кусает.

Где муха ни летала, а к пауку попала.

Пчелка мала, а и та работает.

4. Скороговорки

У осы — не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Лексическая тема: «Скоро в школу»

существительные: школа, школьник, директор, завуч, педагог, учитель, учащийся, первоклассник, портфель, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ручка, линейка, ластик, доска, мел, звонок, урок, перемена, задание, выходные, будни, утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето, каникулы, поведение, уважение, прилежание, культура, осанка, голова, глаза, уши, нос, рот, шея, туловище, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и ар.;

глаголы: учиться, слушать, запоминать, писать, читать, знать, решать, получать, отвечать, уважать, ходить, сидеть, дышать, соблюдать и пр.,

прилагательные: первый, осенний, школьный, долгожданный, прилежный, внимательный, аккуратный, послушный, взрослый, детский, праздничный, радостный и пр.,

наречия: скоро, долго, быстро, медленно, рано, поздно, прилежно, хорошо, отлично и лр.

местоимения: мы, вы, ты, он, она, оно, они, наш.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

День стоял веселый, осень на дворе

Мы шагали в школу утром в сентябре.

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

 Выполнение движений по тексту.

2. Развитие мелкой моторики

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Грозят указательным пальчиком правой руки.)

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Открыть широко рот и удержать под счет до 10.

«Улыбка» — «Рупор» («Бублик»).

Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя). Мы похлопаем губами (пя-пя-пя). «Чашечка»

4. Развитие мимических мышц

Проснулся первого сентября Витя и испугался.  

На улице светло: «Я опоздал в школу».

Но видит — все еще спят.

«Никуда я не опоздал», — обрадовался Витя.

Испуг

Огорчение

Удивление

Радость

5. Развитие фонетико-фонематического восприятия

См. приложение

6. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Посчитай» - Воспитатель  выставляет на доску пары картинок с изображениями школьных принадлежностей и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «К школе нужно приготовить одну ручку и две тетради».

2. «Четвертый лишний» - Найти лишнюю картинку и объяснить, свой выбор. (Например, три изображения школьных принадлежностей, одно — инструмента.)

Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

Мячик, ластик, пенал, линейка.

Ученик, ученица, учитель, воспитатель.

3.  «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (тетрадь, тетрадочка)

4.  «Скажи наоборот». Тупой — острый, длинный, толстый, умный, высокий, веселый.

5. «Подбери признак». Карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточенный. (Линейка, пенал, тетрадь.)

6. Упражнение «Из чего какой?» Закончи предложения по образцу. Образец: Карандаш из дерева (какой?) — деревянный.

Ножницы из металла (какие?) — ....        Линейка из пластмассы (какая?) — ....

Портфель из кожи (какой?) — ....        Ластик из резины (какой?) — ....

7. Упражнение «Скажи наоборот». Составь предложения по образцу. Образец: Таня
оставила ножницы в стакане.
Таня достала ножницы из стакана.

Таня положила линейку под букварь.        Таня оставила альбом на столе.

Таня спрятала ластик за стакан.        Таня поставила портфель под стол.

8. Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения.

Кисточка рисовала Лену.        Ручка написала письмо Тане.

Учебник учится по Саше.        Букварь читает Олю.

Пенал положил Сашу в портфель.        Вова резал бумагой ножницы.4akw0p45d1bzx5fw5

7. Развитие связной речи

   1. Заучивание пословиц и поговорок:

Ученье свет, а неученье тьма.

Без муки нет науки.

«Книга — друг человека»;

«Кто много читает, тот много знает».

2.  Чтение литературных текстов:

Л.Н. Толстой «Филипок»,  

А.Л. Барто «Первый урок»,

З.Н. Александрова «В школу».

Л. Пантелеев «Буква ТЫ».

3. Составление рассказа по представлению «Как я буду учиться в школе».

Дополнительный материал:

1. Текст для пересказа: ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать — будешь много знать».

Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А. Шанько

2. Загадки:

Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

(Карандаши)

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят.

 (Буквы)

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

На черном поле —

Скок-поскок —

Гуляет

Зайчик-белячок.

(Доска и мел)

Лексическая тема: «ЛЕТО. ВРЕМЕНА ГОДА»

Существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния.

Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный.

Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем летом мы играть.

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И цветочки собирать!

Стоя в кругу, хлопают в ладоши.

Берутся за руки, делая взмахи  вверх – вниз    

Имитация действий.

Руки на поясе – прыгают, затем делают круговые движения  кулачками перед собой.

«Бегут» на месте, затем руки – в стороны, смотрят вверх – «загорают».

Наклоняются, «собирают» цветочки.

2. Развитие мелкой моторики

Мы под  солнышком шагаем,

Солнца лучики считаем:

«Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять».

Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по столу.

Наложить правую ладонь на левую, пальцы широко развести.

Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мышц шеи

«Ветерок качает цветы»

Развитие речевого дыхания и голоса

«Песенка  солнышка»

Упражнения для языка

«Качели»

«Гребём веслом»

Спина прямая, наклоны головой в стороны  

«А – У – И»   3 раза

 Движения языком вверх – вниз          

Движения языком в стороны        

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1)   Назовите последний звук: «Май, пей, пой, лей, мой, твой, вой, свой, попугай, сарай – [й]».

2)   Разделить слова на слоги: «Май, лей-ка, май-ка, зай-ка, ска-мей-ка, се-мей-ка, по-пу-гай».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Какое лето?»  Тёплое, жаркое, знойное, дождливое, прохладное, ветреное, красное, зелёное, весёлое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

2. «Что делают летом?»   Отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, уезжают, играют, катаются, веселятся, резвятся.

3. «Летние виды спорта» Футбол, волейбол, баскетбол, плавание,  гребля, лёгкая атлетика, бадминтон, теннис, метание копья, метание молота, стрельба из лука.

6. Развитие связной речи

1. Проведение беседы «Времена года. Лето». Называние летних примет (в неживой природе, в живой природе, в жизни человека). Разучивание стихов, загадок о лете.

2. Приметы лета:

        -в неживой природе (день становится длиннее, солнце ярко светит и греет, становится жарко, зеленеют листья на деревьях, распускаются летние цветы, в лесах много ягод...);

-        в живой природе (появляется много летающих и ползающих насекомых, птицы высиживают и выкармливают птенцов, у многих диких животных появляются детеныши...);

-        в жизни человека (люди надевают легкую одежду и обувь, ухаживают за посадками в садах и огородах, дети играют в мяч, катаются на велосипедах, купаются и загорают на реке...).10pq1bg5bnm15vmz5

3. Чтение рассказов, заучивание стихотворений о лете.

4. Объяснение пословиц и поговорок о лете: «Летний день — за зимнюю неделю»; «Лето — при- пасиха, а зима — подбериха»; «Лето собирает, а зим.а поедает».

«В гостях у Лета». Составление рассказов по представлению («Летом на реке», «Летом в лесу»...).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями подготовительной логопедической группы

Взаимодействие учителя – логопеда  с воспитателями старшей логопедической группы по месяцам (с октября по май) составлено в соответствии с программой Н.В. Нищевой. Содержание: Еженедельные задани...

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя подготовительная группа

Здесь подобран материал по лексическим темам:  «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы»; «НОВЫЙ  ГОД»; «ЗИМНИЕ   ЗАБАВЫ»...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - подготовительная группа

В тетради собраны игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики; для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей подготовительной к...

Взаимодействие учителя -логопеда с воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями  подготовительной группы. Данный материал представлен в виде бланков , по которым воспитатель в вечернее время может закрепить пройденный логопедом...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы. Зима.

В группе комбинированной направленности особое внимание  должно уделяться коррекционным процессам.Воспитатели под руководством учителя-логопеда ведут планомерную работу по развитию всех компонент...

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...