Формирование связной речи (по методике Т.А.Ткаченко)
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал основан на методике Т.А.Ткаченко.  Подробно описаны этапы коррекционной работы, каждому заданию соответствует  картинная и лексическая подборка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachenko_t.a.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи»

Слайд 2

Речевые недостатки дошкольников 4—5 лет с ОНР: ограниченный словарный запас; грамматически неправильное построение фразы; фонетико-фонематическое несовершенство; нарушения внимания и словесно-логического мышления; трудности овладения связной речью, что выражается в диапазоне от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей;

Слайд 3

РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Слайд 4

ОБРАЗЕЦ: Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу по­дарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.

Слайд 5

РАССКАЗ РЕБЁНКА С ОНР 5 ЛЕТ Снежинка пошла... пинёс (принёс) деитьки (девочке)... и снежинка... вода. Он налил воду и пинёс воду... налил ее и потом... сяпка (шапка). Снежинки... он пинёс ... атаяли (растаяли)... письли ... а вода. Он снегабилать (собирать)... показал и водиська (водичка) полилась.

Слайд 6

Принципы формирования связной речи (по Т.А Ткаченко) Учёт вспомогательных средств: Наглядность , при которой или по поводу которой происходит речевой акт. Моделирование плана высказывания

Слайд 7

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Слайд 8

1.Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность : предметы, объекты и действия с ними. План высказывания: порядок действий, производимых на глазах детей.

Слайд 9

РАССКАЗ «ДЕЖУРНЫЕ» Имена действующих лиц заменяются именами детей группы. Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.

Слайд 10

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны. Усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

Слайд 11

Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».

Слайд 13

ВОПРОСЫ (В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.) Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша? И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

Слайд 14

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . Наглядность: действиями на фланелеграфе с предметными картинками. План рассказывания: обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе .

Слайд 15

4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания ;

Слайд 17

Образец: РАССКАЗ «ПЕТЯ И ВОЛКИ» Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Слайд 18

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику?

Слайд 19

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами. Усложнение : достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.

Слайд 21

ВОПРОСЫ Куда пошли Катя и Вова? — За чем они пошли в лес? — Что дети увидели в дупле? — Где было дупло? — Почему дети испугались? — К кому побежали Катя и Вова? — Что дед Егор нёс на плече? — Куда пошли Катя, Вова и дед Егор? — На кого нацелил ружьё дед Егор? — Что он крикнул? — Кто вышел из дупла? — Почему Катя и Вова засмеялись?

Слайд 22

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий (дети наблюдают, как правило, конечный этап действий); Моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

Слайд 24

РАССКАЗ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА» Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бро­дили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа на­шёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстро­ился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька ! — говорит ему Лена. — Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

Слайд 25

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Когда это было? — Куда пошли Лена и Серёжа? — Кто они друг другу? — Кто стар­ше? — Кто младше? — Сколько грибов собрала Лена? — Сколько грибов собрал Серёжа? — Почему Серёжа расстроился? — Что сказал Серёжа? — Почему он так сказал? — Что ему было обидно? — Что Лена сказала брату? — Почему она так ска­зала? — Ей действительно было тяжело? — Поняла Лена обиду брата? — Стала она смеяться над ним? — Позаботилась Лена о братике? — Что сказал Серёжа сестре? — Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? — Заботливой сестрой оказалась Лена? — Какая ещё девочка Лена? — Как лучше учить другого человека: добром или злом? — Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку? — За что Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?

Слайд 26

7.Составление рассказа по одной сюжетной картине. Усложнение: отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

Слайд 28

ВОПРОСЫ К СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Когда это было? — Где это случилось? — С кем играла девочка Таня? — Кто забрал у Тани мяч? — Хорошо поступил мальчик Витя? — Почему Таня заплакала? — С чем играл другой мальчик, Андрей? — Что он протянул Тане? — Что сказал Андрей? — Кто поступил как настоящий друг? — Как поступил Андрюша? — Кто поступил по-доброму? — С кем девочка Таня будет дружить? — Кому Таня даст свои игрушки?

Слайд 29

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «ДРУЗЬЯ» Образец рассказа дается в случае затруднений. Летом на поляне играли трое друзей — Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбе­гал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий воз­душный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь!»

Слайд 30

8.Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств. Используются схемы для составления описательных рассказов Т.А.Ткаченко

Слайд 34

9.Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Слайд 35

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».

В статье представлен анализ норм осуществления связного высказывания для детей различных возрастных групп, этапы коррекционной работы по развитию связной речи. Так же предлагаются  наиболее эффек...

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко

Призентация  о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....

Методика формирования связной речи В.П. Глухова.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Несформиров...

Современные методики и технологии по формированию связной речи.

В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использ...