Методика формирования связной речи В.П. Глухова.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Комкова Елена Юрьевна

        Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому основной задачей для дальнейшего успешного обучения детей в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной речи. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного  возраста существуют разные авторские методики.

Одна из них методика Глухова В. П. Методика представлена  обследованием связной речи.  Где  Глухов В. П. предлагал наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_osobennost_metodiki_gluhova.doc83 КБ
Файл svyaznaya_rech_gluhov.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

       Методика формирования связной речи В.П. Глухова.

                                учитель-логопед МБДОУ ДС №10 «Светлячок» Комкова Е.Ю.

        Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому основной задачей для дальнейшего успешного обучения детей в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной речи. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного  возраста существуют разные авторские методики.

Одна из них методика Глухова В. П. Методика представлена  обследованием связной речи.  Где  Глухов В. П. предлагал наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

  •  составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
  •  составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
  •   пересказ текста;
  •  составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
  •  сочинение рассказа на основе личного опыта;
  •  составление рассказа-описания.

Методика включает комплекс заданий:

• Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

• Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

 Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

• Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

• Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

• Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

• Задание 6. Составить описательный рассказ.

 Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки, так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Комплексное обследование по методике Глухова В. П. позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

     Методика формирования связной речи по Глухову разделена на три периода.       В I периоде первого года обучения (сентябрь - ноябрь месяцы) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во втором периоде (декабрь- март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде (апрель - июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений из собственного опыта.

        Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др. Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец ) - к самостоятельным; от высказываний с опорой  на наглядность - к высказываниям по собственному замыслу. 

        Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа которая включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Для упражнений используются картинки двух видов:

1 вид картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие; Мальчик бежит; Девочка читает книгу; Мальчик забивает гвоздь молотком

  •  картинки 2 вида с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. 

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

        При подборе картинок следует также учитывать упражнения в составлении ряда последовательных предложений путем распространения начальной структуры  П + С. Например:

Девочка рисует - Девочка рисует домик - Девочка рисует домик красками.

        В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с "двойной предикативностью". Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми (например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету" - с употреблением вспомогательного вопроса: "Где сидит дедушка и что он делает?" ); сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую ( Заяц любит морковку, а белка любит орехи" и т.п.). Упражнения в составлении таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических игр (например, игрового занятия "Кто что любит?" о домашних и диких животных и др. ).

        К числу упражнений, проводимых с применением игровых приемов, относится также игра - упражнение "Будь внимателен", когда дети "по цепочке" составляют ряд предложений, различающихся какой-либо деталью; от детей требуется заметить это отличие и внести соответствующие изменения в ответ, составленный предыдущим ребенком.

          Девочка собирает | ягоды ( землянику, малину );

         Ребята собирают  |  цветы, грибы и т.д.            

        От составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем - по двум ). Например, по картинкам: "Девочка", "лейка", "клумба с цветами";  "Мальчик", "кубики", "домик";  "Мальчики", "скворечник на дереве" и др.

        Из опыта работы логопедов-практиков можно рекомендовать и другие варианты работы по формированию навыков составления отдельных высказываний.

  • Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)
  • Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов. (Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).
  • Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами, дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)
  • Отбор слов из названных логопедом, и составить с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
  • Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.

        Помимо этого, в содержание подготовительной работы входит ряд развивающих  речевых игр и упражнений

 К числу таких упражнений можно отнести следующие.

                1. Лексические упражнения:

  • упражнения "Подбери слово", подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета

Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: "Узнай, о чем это"

     Предлагаемые слова           Картинки с изображением предметов                                                

  • деревянный ( каменный ),                          

       одноэтажный                                    д о м

  • деревянный, красный                   к а р а н д а ш
  • круглый, резиновый                         м я ч  
  • Игра-упражнение "Скажи по-другому", "А как наоборот?", подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия  где детям предлагается подобрать к данным словам слова с противоположным значением и др.
  • Упражнение: "Определи, о ком так можно сказать" (с использованием соответствующих предметных картинок ).                                      

     Предлагаемые пары слов:

     храбрый - трусливый ( лев - заяц );

     большой (ая) - маленькая (ий) / слон - мышь;  ворона- воробей /;

  • подбор родственных слов, вариативных по значению ( река - речка - реченька;  лес- лесник - леший и др. ).

          2. Лексико-грамматические упражнения.

  • Упражнения "Закончи фразу"  Дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой ).
  • Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: "Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.  

 составление предложений по данным словам 

   упражнение в составлении предложений по данному слову ( предложно-падежной конструкции ): "Под деревом" - "на дереве";

  •  Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы ("Подумай и ответь!"). Предлагаемые вопросы:

    "Куда можно повесить пальто?"  ( Образец ответа );  "Пальто можно повесить в / на... ");

  Упражнения для развития "поэтического слуха",  в т.ч. в подборе рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе. Приводим пример: упражнение "Давай вместе расскажем веселые стихи" (дополнение предложений нужными по смыслу словами-антонимами ). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение Д.Чиарди "Другое эхо".

 "А нам с тобой пришел черед            Скажу я слово

 Сыграть в игру “Наоборот.                  “потерял”.

 Скажу я слово “высоко”,                      Ответишь ты...

  А ты ответишь... ( н и з к о ).               (“Нашел!”)                                                              

  Потом скажу я: “Далеко”,                   Теперь: “Начало”,

  И ты ответишь... ( б л и з к о).             - я скажу,                                                          

 “Скажу теперь я: “Потолок”,            “Нет,- скажешь ты...    

  А ты ответишь... ( п о л ).                    (“Конец!”)                                                                                                

     

    Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических ) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний

   

   Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Особая роль отводится обучения пересказу  в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями  

Большое внимание  следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

    В общую структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста

        На первом году обучения отрабатываются следующие грамматические структуры:  а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;

 б) осложненные конструкции - с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;

 в) сложносочиненные предложения с союзами "и", "а" и сложноподчиненные с придаточными времени ( с союзом "когда"), изъяснительными (с союзом "что"), причины, определительными ( с союзом "который").

      На втором году обучения дети  овладевают  навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места ( с союзом "где" ), условия ( с союзом "если" )  и др.

        Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста.

        При подготовке к занятиям необходимо тщательное изучение текста, выбранного для пересказа, четкое определение отрабатываемых языковых средств в соответствии с периодом обучения.

    Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР.

        В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  •  Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета ("Семья", "Игры на детской площадке", "Зимние развлечения" и др. ).
  • Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины ("Ледоход", "Река замер-зла", "Мост через реку" и др. из тематических серий картин О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
  •  Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Гриб", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева ( серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий - составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена  ( серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова, сюжетные серии из пособия Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше и др. ).
  •  Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий ( по опорным вопросам
  •  Описание пейзажной картины.

        Последние два вида занятий также проводятся на втором году обучения.

 

         Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики.

        В III периоде первого года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. 

                             Обучение рассказу-описанию.

         Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

         С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:  подготовительные упражнения к описанию предметов;  формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;  описание предметов по основным признакам;  обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

         Во втором и третьем периодах первого года обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога ( по вопросам ), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям ( по предваряющему плану, затем - с опорой только на данный образец )

        Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов ( например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.

        Начиная с третьего периода первого года обучения следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа-описания. Проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа ("О чем мы скажем вначале?", "Что скажем об этом предмете, какой он?", "Чем закончим рассказ?" ). В дальнейшем  ребенку предлагается перед составлением описания сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему.

               Обучение рассказыванию с элементами творчества.

         Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму

        Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему 

        В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).

        Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится, в основном, на втором году обучения. Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера

        В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;  составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика формирования связной речи В . П. Глухова

Слайд 2

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания

Слайд 3

Методика включает следующий комплекс заданий : • Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию) . • Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал : Три картинки "девочка", "корзинка", "лес". • Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. • Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. • Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. • Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал : детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки, так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов .

Слайд 4

В I периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).

Слайд 5

По картинкам первого вида: субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит; субъект – действие (типа: Девочка катается на велосипеде ); субъект - действие – объект ( Девочка читает книгу ); субъект- действие - объект - орудие действия ( Мальчик забивает гвоздь молотком ). По картинкам второго вида: Субъект - действие - место действия (орудие, средство действия ): Ребята играют в песочнице; Дети катаются с горки на лыжах.

Слайд 6

Игра «Будь внимателен»

Слайд 7

Составление предложений по двум предметным картинкам Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в кепке ест сочное сладкое яблоко

Слайд 8

Восстановление различного рода деформированных предложений (живет, в, лиса, лесу, густом); (жить, в, лиса, лес, густой); (Лиса... в густом лесу.); (...живет в густом лесу) (Лиса живет в густом...). Восстановление предложений со смысловой деформацией Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки Отбор слов из названных логопедом, и составить с ними предложения Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, книжку.

Слайд 9

Лексические упражнения: Упражнения "Подбери слово", «На что похоже» подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: "Узнай, о чем это" Предлагаемые слова Картинки с изображением предметов деревянный ( каменный ), одноэтажный д о м деревянный, красный к а р а н д а ш круглый, резиновый м я ч Лексико-грамматические упражнения. Упражнения "Закончи фразу" Дополнение предложений нужным по смыслу словом ( лексемой, словоформой ) . Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: " Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.  составление предложений по данным словам  упражнение в составлении предложений по данному слову ( предложно-падежной конструкции ): "Под деревом" - "на дереве"; Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы ( "Подумай и ответь!"). Предлагаемые вопросы: "Куда можно повесить пальто?" ( Образец ответа ); "Пальто можно повесить в / на... ");  Упражнения для развития "поэтического слуха"

Слайд 10

Обучение рассказыванию

Слайд 11

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста...

Методика формирования связной речи у детей в ДОУ

материал разработан для семинара. в помощ педагогам и воспитателям, где подробно описываются методы и приемы формирования связной речи детей....

Презентация "Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ...

Презентация "Методика формирования связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирования связной речи у детей с ОВЩ...

Консультация для воспитателей ДОУ « Методика формирования связной речи у дошкольников».

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, в том числе и способность,владеть речью....