Консультация для воспитателей ДОУ « Методика формирования связной речи у дошкольников».
консультация (старшая группа)

Горкина Светлана Сергеевна

 Детский сад развивает все детские способности и наклонности, в том числе и способность,владеть речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей  ДОУ  « Методика формирования связной речи у дошкольников».

Составитель: Горкина С.С., воспитатель высшей категории,пгт. Пышма

МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7»

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, в том числе и способность, владеть речью. Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений,  дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове.

Из выше сказанного следует, о необходимости   формирования   связной речи детей дошкольного возраста. Ведь связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких-то фактах.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту. А монологической речи детей надо учить, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Начинать учить монологу в школе поздно. Тем ответственнее задача воспитателя детского сада, который должен  приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу – описанию, повествованию, рассуждению.

По мнению Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с  каким- нибудь вопросом или сообщением.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

 Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи А.К.Бондаренко, О.С.Ушаковой разработано много дидактических игр: «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин»,  «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Следуя методике игр О.С.Ушаковой , всем пришлась по душе игра «Картинка», на развитие навыков общения и познания.

Цель игры: научить ребенка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего. С детьми заранее была проведена беседа, где дети были    художниками ,  и надо нарисовать  картину – пейзаж. Каждый ребенок задумывает персонаж для картины. Далее взрослый  говорит: «Я солнышко, я хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» ребенок отвечает, например: «Я облачко». Далее он берет рукой, другого ребенка и приглашает в пейзаж, который придумывает себе персонажа картинки (я дерево, я домик и т.д.). Игра идет до тех пор, пока все дети не войдут в воображаемую картинку.

Полезно  использовать   подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать  речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведется уже на втором году в процессе чтения и разучивания потешек. С четырех лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на шестом году жизни – короткие рассуждения. Монологическая речь требует от ребенка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними.

Методами обучения монологической речи являются пересказ и сочинение (придумывание детьми рассказов и сказок).

 Воспитателю необходимо овладеть методами обучения монологической речи, а именно:

-научиться слушать детей,

-научиться помогать  им  пересказывать, рассказывать, сочинять.

Работа над монологической речью в средней, старшей, подготовительной группах отличается, прежде всего, сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду»). Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологической речи является опора на словесный образец. Дополнительным приемом – опора на реальные предметы, на картинки.

Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольника.

Пересказ - творческое воспроизведение литературного образа. Для овладения пересказом необходимо ряд умений, которыми детей специально обучают. Прослушать произведение, понять его содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связанно передавать текст.

Пересказ положительно влияет на связанность детской речи, а также способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Все исследователи  по этому вопросу (Тихеева, Бородич) подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Требования к детскому пересказу: полнота передачи произведения, последовательность изложения, точность словаря, выразительность речи, культура изложения. Произведения для пересказа должны отвечать требованиям: воспитательная ценность, доступность по содержанию и размеру, выразительность языка, ярко выраженные черты характеров героев, понятные мотивы их поступков.

Помощь детям в пересказывании художественного произведения осуществляется словесными приемами - вопросами: направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы), подсказывающими, наводящими, прямыми, вопросами поисковыми, вопросами – указания. Пересказыванию должно предшествовать чтение детям данного текста. На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное  пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесенной самим воспитателем).

Например:

В: Петушок, петушок, золотой… Что? Что у него золотое?

Р: …гребешок.

В: …золотой гребешок, маслена … Что? Что у него маслена?

Р: …головушка. и т.д.

Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребенок повторил этот ответ. От речевого развития ребенка зависит, сколько раз надо прочесть ему произведение, чтобы он смог договаривать концы фраз, произносимых воспитателем. Первую потешку ему надо услышать, 5 или 10 раз, прежде чем он начнет узнавать ее, запомнит отдельные слова. Но вторую потешку или маленький стишок усвоит гораздо быстрее первого, если, конечно, с ним целенаправленно занимаются.

Детям четвертого года жизни воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими вопросами. При пересказе желательно, чтобы ответы детей были, возможно, ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы воспитателя должны помогать  им  как можно полнее использовать слова  из текста.

Детей пятого года начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? зачем? для чего? как? каким образом?

По программе, начиная со 2-ой младшей группы, предлагается использовать методические приемы:

1) различные заместители для обозначения персонажей речи (круг, треугольник, квадрат, различной величины и длины). Учим планировать и составлять планы своих рассказов (Мама – коза Большой треугольник с козлятами маленькие треугольники);

2) еще можно использовать иллюстрации и ребенок, глядя на нее, пересказывает сказки;

3) в старшей группе при пересказе используем пространственные модели, наглядные модели-планы;

4) в подготовительной группе используем и пространственные, и схематические модели, т. е. сами дети составляют план  логически.

Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

Распространенной  моделью  является  круг  Н.Г. Смольниковой, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов, словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это может быть геометрические формы: кружок- начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник- концовка; функции заместителей детям объясняются Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и , наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

К примеру,  в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает  следующие стилизованные изображения: «зеркало» — внешний вид животного; «человек» — какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» — чем питается животное; «домик» — где оно живёт; «коляска» — как называются детеныши; «ухо» — как животное подает голос. Предполагается, что к моменту работы над связным речевым высказыванием дети научились правильно конструировать доступные их возрасту фразы.

Модели можно также использовать при составлении загадок об игрушках и предметах.

Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала.

Методические разработки А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой,   в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на признаки.

В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение.

Таким образом, метод моделирования можно использовать при различных видах обучения детей рассказыванию в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Методика обучения пересказу строится с учетом возрастных особенностей детей от их уровня. При этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зеленый кружок, солнце - желтое) или двух(волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнце.

На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

В старшей группе детям предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели. Эти модели являются наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.

Важное  значение в системе обучения имеет рассказывание по картине: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет свою цель – обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя. Важно  использовать разнообразные игровые приемы: «расскажем кукле», «что мы расскажем собачке» и т. д. Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован (Как будто это мы гуляем. Как будто это наш котенок.). В среднем возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

В этот же раздел работы включается проведение с детьми бесед на интересующие их темы, свободное обсуждение событий, происходящих дома и в детском саду. Обучая детей рассказыванию на темы из личного  опыта, воспитатель заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учить пользоваться точными словами и словосочетаниями.

В подготовительной группе детей обучают творческому рассказу. Ребенок этого возраста вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно - словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

К семи годам каждый ребенок должен овладеть диалогической и монологической речью (уметь отвечать на вопросы и задавать их, составлять небольшие рассказы по картине, на сюжет, предложенный воспитателем, последовательно рассказывать об увиденном ). У детей должно быть сформировано умение говорить не торопясь, громко, но без напряжения, выразительно.

Ткаченко Т.А. представляет методические рекомендации по формированию связной речи в виде системы из десяти видов рассказывания: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (что сначала, что потом, логопед даёт образец, ребёнок воспроизводит, опираясь на максимальную наглядность – натуральные предметы); составление рассказа по следам  продемонстрированного действия; составление рассказа на основе конструирования; пересказ сказки с наглядной опорой или с экспериментированием; пересказ рассказа с использованием игрушек (придумывание логопедом сюжета, показ, анализ); пересказ рассказа с использованием магнитной доски (передвижение предметных картинок по доске); пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ рассказа по сюжетной картине (Картины с проблемным сюжетом); составление рассказа по одной сюжетной картине (без образца) с сюжетом, близким детям.

Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Например, схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и… (отправились в лес). Идут девочки и ... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и  (пошел дождь). Девочки… (испугались) и… (спрятались под дерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

Это задание помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.  При  такой методике , постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Синквейн – это нерифмованное  стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать,  объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый детский сад

Мы — дружные!

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»

Какие они? (прекрасные, озорные)

Что они делают? (играют, шалят, радуют)

Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)

Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).

Для родителей по данному вопросу предлагайте краткие рекомендации, советы по организации домашних заданий, проведению наблюдений в природе, домашнее чтение детям в виде книжки – раскладушки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Методика формирования связной речи В.П. Глухова.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Несформиров...

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста...

Методика формирования связной речи у детей в ДОУ

материал разработан для семинара. в помощ педагогам и воспитателям, где подробно описываются методы и приемы формирования связной речи детей....

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Презентация "Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ...