Главные вкладки

    Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_korrekts._raboty.docx23.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика коррекционной работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня) в процессе обучения пересказу

     Вопросы методики обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи, с учетом специальных задач коррекционной работы, еще не широко освещены в специальной литературе. Недостаточно разработаны такие вопросы, как использование занятий по пересказу для формирования у детей навыков планирования развернутых высказываний,  усвоения грамматических основ родного языка, вопросы дифференцированного подхода к детям в процессе обучения.

    Логопедическая работа по обучению пересказу детей с ОНР (III уровня) в старшей группе  строится  на основе программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаний к ней, где приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь - ноябрь) дети  овладевают  навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде   (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов- описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-май), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей.

    При проведении занятий по обучению пересказу перед логопедом стоят следующие задачи:

    • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения,
    • формирование навыков построения связных развернутых высказываний,
    • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,
    • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления),
    • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

                 Обучению детей пересказу предшествует  подготовительная работа                 (I период первого года обучения). Подготовительные занятия  направлены на овладение детьми рядом языковых (лексических, синтаксических) средств построения связных сообщений, формирование направленного восприятия речи педагога, навыков контроля за собственными высказываниями, а также составления краткого описания предмета. Эти навыки используются затем детьми в процессе обучения пересказу.

            В коррекционно-логопедической работе по обучению пересказу  используется следующая схема:

    1. выбор текстов для пересказа;
    2. подготовительная работа;
    3. непосредственное обучение пересказу.

             Большое значение необходимо придавать  выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

            Предпочтение желательно отдавать текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с четким делением на фрагменты (эпизоды). Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

        Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух, иногда трех занятиях (в зависимости от объема текста и возможностей детей).

    В общую структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений; чтение и разбор текста - 1-е занятие; пересказ текста детьми; упражнения на усвоение и закрепление языкового материала; анализ детских пересказов - 2-е занятие.

            Цель подготовительных упражнений - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения - уточнение значения отдельных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте и другое).

    Текст произведения прочитывается детям двукратно. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений (нужным словом или словосочетанием). Для этого, как правило, отбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображенной обстановки, тех или иных действий. Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия.

            Помимо этого проводится специальный лексический разбор текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядного материала), при котором внимание детей сосредотачивается на языковом материале произведения. Сюда входит выделение из текста и воспроизведение в ответах детей слов-определений, сравнительных конструкций, а также языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов и др. Практика показывает, что целенаправленный разбор лексического материала необходим как самостоятельный элемент занятия при обучении пересказу. Такой разбор способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.

                На чтение и разбор текста отводится отдельное занятие. Второе занятие (с интервалом после первого не более 2-х дней) начинается с повторного чтения произведения с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению.

                  В процессе обучения пересказу возможно использование вспомогательных методических приемов, облегчающих составление последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения дети учатся адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Вместе с тем предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста, когда поочередно каждый ребенок пересказывает по одному из последовательных фрагментов рассказа, к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом.

    С учетом выявленных речевых и психологических особенностей детей,  применяется также ряд специальных вспомогательных и активизирующих приемов работы: составление пересказов по мультфильмам, рисование на сюжет пересказываемого произведения, а также приемы обучения пересказу с опорой  на условную наглядную схему сюжетного действия и другое.

    Наблюдения в процессе занятий показывают, что прием использования «детского рисунка» можно считать весьма эффективным при обучении пересказу. После пересказа текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Затем дети самостоятельно составляют  фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок. Опора на рисунок делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным и информативным.

                Демонстрационное панно также можно использовать многопланово: для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, для иллюстрирования ребенком пересказа товарища или своего пересказа и т.п. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий.

    Также на начальном этапе обучения пересказу эффективно  использование упражнений по восстановлению деформированного текста, как правило, нелитературного. Для этого подбирается короткий рассказ из 3-4 предложений. Деформированный текст для восстановления дается детям после второго чтения рассказа.

    В III периоде обучения начинается обучение пересказу по плану. Выбор формы плана (цитатный, вопросительный, повествовательный, назывной) зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

    Часто при обучении пересказу используется зрительная или вербальная опора. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей; помогает более точно воспроизводить последовательность событий.

            В III периоде обучение пересказу сочетается с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества. При этом используется образец рассказа педагога, а затем предваряющий вопросный план.

    Специальное внимание в процессе занятий уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

              В процессе коррекционной работы большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. При анализе отмечаются такие качества составленного пересказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту; использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

                В процессе обучения используются различные виды пересказа: коллективный (с обсуждением вариантов фраз); выборный (пересказываются отдельные фрагменты), по цепочке; с элементами драматизации.

            Малогрупповой метод проведения занятий в процессе обучения пересказу позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа.

    Список литературы:   

     1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

     2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, под редакцией Балобанова и др. - Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2002.

     3.Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

     4.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

    5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

    При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

    Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

    Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

    Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

    Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

    Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

    Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....