Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»
статья по логопедии на тему

Бондарь Наталья Петровна

 

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям:

 

- развитие фонематического восприятия;

- развитие речевого дыхания;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- развитие тонкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moego_vystupleniya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Тема выступления:

«Профилактика   нарушений  звукопроизношения»

Учитель-логопед: Бондарь Наталья Петровна,

высшая квалификационная категория

стаж работы: 7 лет

 

2013г.

Тема выступления «Профилактика нарушений звукопроизношения».

То, что это архиважное направление в дошкольном образовании, в полной мере подтверждает современная ситуация.

Вот данные статистики. Если раньше в 80-90 годы детей с речевыми нарушениями, поступающими в ДОУ было – 35%, то в настоящее время, эта цифра выросла в двое  - 72%.

Профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие речевого дыхания;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- развитие тонкой моторики пальцев рук.

Итак,  четыре основные  направления, которые необходимо включать в ежедневную профилактическую работу.

Начнем с последнего направления – развития тонкой моторики пальцев.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте необходимо развивать тонкие движения пальцев. Вопрос: «Для чего?»  Дело все в том, что наши руки имеют огромное представительство в коре головного мозга. Чтобы понять это на наглядном примере, я хочу предложить вашему вниманию ролик программы «Здоровье» с Еленой Малышевой (показ).

Итак, по мнению экспертов, самые большие зоны головного мозга отвечают за работу пальцев и кистей рук. Таким образом, развивая тонкие движения пальцев, мы тем самым развиваем данную зону мозга.

А как же это связано с развитием речи. Все очень просто. Двигательная зона, отвечающая за работу пальцев руки  и речевая зона, находятся рядом. И возбуждение  в двигательной зоне, в том случае, если мы что-то выполняем руками, распространяется на речевую зону. Таким образом, развивая руки – мы развиваем речь. А если  вспомнить, что период дошкольного детства  является сензитивным  для развития, как восприятия речи, так и активной речи, то становится понятным, почему так важны  и нужны пальчиковые гимнастики в детском саду.  Кроме того, есть еще одна  причина  для активных занятий с тонкой моторикой рук – это наблюдаемое моторное отставание у большинства современных детей.  Такие дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали мелкого конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Неловкость движений обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках. Такие дети не любят рисовать, лепить, апплицировать.

В настоящее время  нет недостатка в материалах по развитию пальцевой моторики. Есть множество детской, методической литературы, ресурсы интернета. Но я хочу обратить ваше внимание, вот на что. Зачастую при обследовании детей нуждающихся в специализированной логопедической  помощи выявляются дети с недостатками тонкой моторики. Они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, страдает переключаемость и амплитуда движений. Объяснить это можно, влиянием различных вредоносных факторов, но существует еще, на мой взгляд,  и педагогическая причина, которую в наших силах исключить.

Дело в том, что дети при  проведении пальчиковых игр, коллективно  выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев. Да и сами пальчиковые игры, особенно с речевым сопровождением, по набору движений достаточно однообразны (выполняются одни и те же движения, задействуются одни и те же мышцы).

Как это исправить? На мой взгляд, целесообразно наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневно проводить пальчиковую гимнастику. Обращаю ваше внимание на отличие пальчиковых игр от пальчиковой гимнастики, которая включает  в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук.

Представлю одну из них: (слайд)

Очень полезны комплексы самомассажа (показ). Этот комплекс предлагает нам Коноваленко Вилена Васильевна, логопед высшей категории, заслуженный учитель Кубани.

Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать комплексы самомассажа в стихотворной форме, это известные «Кошки-мышки», «Мышка- чистюля», «Дети любят всех зверей».

Достаточно эффективны растирания пальцев рук массажными рукавичками, щетками,  ипликатором Кузнецова, пластмассовыми ковриками «Травка», массажными мячами.

Не могу обойти вниманием – кинезиологические упражнения. Так как о их пользе известно уже около 2000 лет.

Данные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Кроме того межполушарное взаимодействие способствует лучшей компенсации разного рода нарушений.  Поэтому эти упражнения особенно показаны детям с речевыми нарушениями.

Какие упражнения  вы можете использовать: (фото)

- зеркальное рисование

- синхронное сжатие  бумаги

- синхронное описание кругов

- упражнение колечки

- упражнение лягушки

- Кулак – ребро – ладонь

- пение пальцами

- упражнения со спичками, счетными палочками

Использование вышеперечисленных упражнение позволит вам более комплексно  и эффективно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук  у детей.   Ведь известно, что - «мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный».

Следующее направление – развитие речевого дыхания.

Дыхание –  это основа речи. Несовершенства дыхания порождают несовершенства речи. Вот почему так важно научить ребенка правильно дышать.

Разделяют физиологическое дыхание и речевое дыхание.

                 Схема речевого дыхания:

                                                                                                     

           

Сначала  идет короткий глубокий вдох. Вдох происходит главным образом через рот.  Почему? Да потому, что путь при этом короче и шире, чем через нос, поэтому вдох происходит быстрее и незаметнее, затем следует пауза, и лишь потом длительный выдох. Почему длительный, потому что в этот момент осуществляется речевой акт – мы говорим на выдохе.

Таким образом, только правильное речевое дыхание обеспечит  правильное звукообразование, достаточную громкость речи, ее плавность и выразительность.

Данные упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультминутки, и конечно в непосредственно образовательную деятельность.

Следующий вид упражнений – это упражнения для выработки сильного плавного удлиненного выдоха. Какие правила нужно соблюдать?

- малышам до 3-х лет разрешается дуть через губы, сложенные трубочкой ( не следует сильно сжимать губы и надувать щеки);

- дети среднего и старшего возраста должны учиться делать полуулыбку и выдувать струю воздуха через маленькое окошечко, выдыхать надо плавно, пока не закончится воздух

- кроме того детей среднего и старшего возраста, можно учить дуть на язычок, направляя струю воздуха вниз для свистящих звуков, и вверх для шипящих и сонорных звуков;

- необходимо помнить, что дыхательные упражнения  надо выполнять строго дозировано, не более 4-5 раз, т.к. они могут привести к гипервентиляции легких и вызвать головокружение.

Теперь несколько слов об игровых упражнениях и  материале к этим играм. В основном это игры на поддувание.

Упражнение"Лети, бабочка" - используется штатив или обруч, на который прикрепляются  легкие бумажные разноцветные бабочки, птички, насекомые, снежинки, листочки, цветочки на ниточках (если использовать  материал по сезонам, то это уже решение задач познавательно-речевого направления, а если привлекать к изготовлению фигурок детей, то художественно-эстетического)

"Ветерок" - здесь можно использовать разнообразные предметы: султанчики с бумажными полосками, с елочным украшением «дождик», «фонтанчики», мелкие пластмассовые игрушки к которым крепятся перышки, нити,(например: попугай с хохолком, цыпленок с перышками на голове, кот с усиками и т. д.)

«Снег идет» - в этом упражнении использую «снежинки» из легкой бумаги, они могут быть как на ниточке, так и без нее, комочки ваты; очень нравится детям пособие "Метель" - берется  прозрачный пластмассовый сосуд с крышкой, в отверстие вставляется трубочка, на дно сосуда насыпается конфетти, ватные шарики, перышки. Дети дуют в трубочку, сдувая легкий материал, можно просто дуть на рой снежинок, или сдувать снежинки с разноцветной рукавички

.

"Перышко" - хорошо использовать перышки, окрашенные в разные цвета, это позволяет проводит упражнение, используя соревновательный компонент.

"Музыкальный пузырек" - для этой игры использую стеклянные пузырьки, которые оклеиваю цветными иллюстрациями, как в целях безопасности, так и в целях создания игровой ситуации (например, "музыка песка", "шум моря", "метель")

«Бульки», «Мыльные пузыри»;

«Футбол»- используется игровое поле, или тканевое полотно, расчерченное под футбольное поле.

         На данном этапе использую разнообразные дудочки, свистульки, воздушные шарики, надувные игрушки, игрушки-вертушки.

Летом для решения данных задач, можно использовать игры с водой, это те же упражнения на поддувание. Понадобятся различные кораблики, лодочки, плоты из спичек и щепок, уточки, рыбки, ореховая и яичная скорлупа, щепки.

       

     Последний этап – это формирование собственно речевого дыхания.

Существуют следующие виды упражнений:

1. Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э.

2. Длительное произнесение некоторых согласных звуков - С,З, Ж, Ш, Ф, Х.

3. Произнесение слогов на одном выдохе.

4. Произнесение слов на одном выдохе.

5. Произнесение фраз различной длины на одном выдохе.

6. Чтение стихотворений.

7. Пение песенок.

 Выполнение данных заданий,  вначале  необходимо проводить с опорой на картинки-символы, обозначающие определенный звук. Так как наглядность облегчает усвоение материала, делает его доступным и осознанным. Можно использовать картинки из сборника Зои Евгеньевны Агранович.  Кроме того, полезно проговаривать с детьми основные положения артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, отрабатывая  и закрепляя, тем самым правильное произнесение звука. Например, при длительном произнесении звука «С» говорим детям: «Поем песенку водички, губки улыбаются, язычок за нижними зубами, песенка холодная» выдуваем воздух на тыльную сторону ладони, это самое чувствительное место, или произнесение звука «Ш»: «Поем песенку змеи, губки круглые, видны зубки, язычок за зубами, песенка теплая».

 (показ картинок символов)    

Какие еще приемы можно использовать? Например,  пропевание  гласных и произнесение согласных звуков, полезно сочетать с движениями:

- рисование дорожки "в воздухе"; (фото)

- наматывание клубочка ниток; (фото)

- выполнение физических упражнений (наклоны, повороты, приседания, движения рук через стороны вверх);

 

При произнесении слогов и слов на  одном выдохе, можно использовать

- "ходьбу" пальчиками по игровому полю, с использованием фигур пальчикового театра(фото);

- поочередное соединение и поднимание пальцев рук, упражнения типа «Пальчики здороваются», «Солнышко», «Игра на рояле» (фото).

 Третье направление – развитие артикуляционной моторики.

Довольно часто мне приходиться убеждать родителей  в эффективности ежедневной артикуляционной гимнастики. Я прибегаю к сравнению с лечебной гимнастикой, ведь когда у людей возникают проблемы со здоровьем, например, получили травму руки или ноги, они обращаются к доктору и  он, как один из методов воздействия  назначает им курс лечебной гимнастики,  для того чтобы разработать мышцы, вернуть им прежнюю ловкость и подвижность. В случае с органами речи, происходит тоже самое. Для правильного четкого артикулирования, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи -  губы, язык, мягкое нёбо.

Работу по развитию органов артикуляционного аппарата я рекомендую начинать со знакомства с органами речи. Для этого  можно использовать игровые  стихотворения, например, «сказочка – указочка» (буклет)(Автор О.И.Крупенчук). Оно легко запоминается и очень нравится детям. Можно для этой цели использовать «Сказки о веселом язычке» - это артикуляционные комплексы, объединенные одной игровой ситуацией (буклет), наглядное пособие «Жил-был язычок»(показ), можно даже изготовить специальных кукол (фото), если вы этим увлечетесь по- настоящему. Такие пособия вызовут живой интерес, повысят активность, инициативу детей.

Затем можно переходить к разучиванию комплекса артикуляционной гимнастики. Замечу, что педагогам нашего учреждения я рекомендую использовать основной комплекс артикуляционной гимнастики, куда мною  включены упражнения, отрабатывающие основные движения и положения губ и языка. Самое главное – выполнять упражнения правильно, так как требует  того методика (показ видеоматериала).

Для детей младшего возраста артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, это те же «Сказки о веселом язычке» (подборка данных артикуляционных комплексов в приложении).

При выполнении движений не надо прилагать лишние мышечные усилия, движения выполняются «мягким» языком и расслабленными губами. Дети не должны делать лишние движения - напрягать мышцы шеи, округлять глаза, поднимать плечи и голову.

 При проведении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки – образы. Такие картинки позволяют повысить интерес, устойчивость внимания к выполнению упражнений (показ).

Очень полезно дополнять артикуляционную гимнастику комплексом самомассажа  лица. Самомассаж  снимает напряжение в мышцах, улучшает кровообращение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Лучше всего выполнять комплексы самомассажа перед артикуляционной гимнастикой. Мне нравится комплекс Ольги Игоревны Крупенчук, он в стихотворной форме и достаточно эффективен. Есть другие комплексы – проще и короче. Например, такой:

Самомассаж проводиться 2-4 пальцами обеих рук, равномерно с двух сторон.

(выполняется чистыми  теплыми руками, поглаживания легкие, плавные)

- движения кончиками пальцев обеих рук  от середины лба к вискам;

- от середины лба до ушных раковин;

- от середины лба до ушных раковин и далее через щеки к подбородку;

- от бровей к волосистой части головы;

- от  спинки носа к ушным раковинам;

- от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

- круговые движения по всей поверхности щек.

Затем вместо поглаживаний используйте легкие постукивания пальцев

Очень важным направлением в профилактической работе считаю развитие фонематического восприятия. Известно, что вся речевая система формируется под контролем фонематического слуха. А если по каким-то причинам этот механизм поврежден или не полностью сформирован, то можно ждать нарушений в развитии речи. Дети с недостаточностью фонематического слуха слышат все звуки окружающего мира, но способность

различать звуки родного языка у них нарушена. Слова «крыша» и «крыса» будут звучать для таких детей одинаково, а словосочетание «Мишина машина» превратится в «мыши на машине». Чтобы представить в полной мере, что ощущает ребенок, у которого не сформирован механизм фонематического восприятия, я предлагаю вам вспомнить себя, когда вы  учили иностранный язык в школе. Казалось, вы уже знаете много иностранных слов, можете составлять предложения, читаете, но как только вы слышите разговорную речь иностранцев, вы понимаете, что ничего нельзя разобрать. Примерно, тоже самое чувствует ребенок с проблемами фонематического восприятия.  Конечно, и  в ваших группах есть дети с недостаточностью фонематического слуха. Беда в том, что чаще всего мы обращаем внимание на эту проблему  уже в старшем дошкольном возрасте.

Как же предупредить речевые нарушения, обусловленные  недостаточностью фонематического слуха. Необходимо  в системе выполнять несложные, но очень эффективные упражнения, которые были разработаны  Татьяной Александровной Ткаченко – ведущим российским специалистом в области развития фонематического слуха и восприятия. Хочу также сказать, что эта работа  не может быть скоротечной. Она требует систематичности, многократности повторений, терпения и упорства. Поэтому задания необходимо разнообразить, чтобы формирование было более прочным, а процесс менее утомительным.

Вся  работа по формированию фонематического восприятия строится поэтапно (на слайде)

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

                 Итак, первый этап – узнавание неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей сначала развивают умение сосредотачиваться на звуке. Так эта способность не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни. А потом детей учат узнавать и различать неречевые звуки.

Какие игровые задания можно использовать: упражнение «Чудо - звуки» (прослушивание аудиозаписей природных звуков), «Угадай, что звучало» (прослушивание бытовых шумов), «Шумящие коробочки» (используются коробочки с различными наполнителями), «Волшебная палочка» (извлечение звуков из окружающих предметов), «Где позвонили» (определение направления звука), «Подбери картинку» (подбор соответствующей картинки на определенный звук) и т.д. Хочется сказать, что предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для игровой импровизации.

В зависимости от возраста и уровня развития  слухового восприятия продолжительность, как этого этапа, так и последующих  может быть различной. Важно помнить одно правило, если большинство детей  вашей группы узнают и различают неречевые звуки, могут четко определить источник звучания, только в этом  случае можно говорить о переходе ко второму этапу развития фонематического слуха – различению одинаковых звукокомплексов.

На этом этапе мы учим детей различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни  и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Кроме того  мы развиваем эмоциональную выразительность, способность передавать то или иное настроение голосом.

Это упражнения: "Три медведя" (где одна и та же реплика  произносится различным по высоте голосом), «Угадай, кто позвал» ( дети отгадывают кто их позвал по имени), "Далеко - близко", "Тихо - громко"(эти упражнения говорят сами за себя), "Оживим картинки", «Кто сказал:«Мяу» (детям предлагают сказать один и тот же звук, но с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски) и т. д.

Следующий этап – формирование умения различать слова, близкие по звуковому составу. Это упражнения типа: «Верно – не верно», когда ребенку

слова «банан», и красную, если неправильный вариант «баман, «панан», «банам» и т.д.  В другом упражнении предлагается повторить похожие слова, в начале по 2 слова, затем по 3слова в названном порядке, например: моток-каток, батон – бутон, или мак – бак – так и т.п. «Четвертый лишний» - дети должны  назвать  слово, которое отличается о других. Вариант: канава – канава – какао – канава. Упражнение «Доскажи словечко» - дети должны выбрать из трех предложенных слов, то, которое рифмуется.

    Потом мы учим детей воспроизводить на слух слоговые ряды, со сменой ударного слога та-та-та, та-та-та, та-та-та, слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными та-то-ту, и более сложное задание , воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и разными согласными: та-ка-па.

    Последующий – дифференциация звуков. В начале дифференцируем гласные звуки – а, и, у, о, э, ы, затем согласные звуки. Согласные звуки лучше простые по артикуляции: п, б, м, н, т, д, в, ф, к, г, х. На этом этапе хорошо использовать картинки – символы, о которых я говорила выше. Упражнения: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…», «Хлопни-топни», «Замени звук»(дифференциация звуков)

     Последний этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

 И вот на этом только этапе, мы можем предлагать детям задания типа, «Подбери картинку на заданный звук», «Назови первый звук в слове», «Назови слово на заданный звук», «Угадай слово»(звуковой синтез), «Измени звук в слове» и т.д.

          В заключении хочу сказать, что неслучайно эта работа строится поэтапно, от простого к сложному. Только прохождение всех этапов, может послужить успешному формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей. И конечно, если в группе у вас есть дети, испытывающие трудности на занятиях по грамоте, индивидуальную работу с ними вы должны начать с первого этапа, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.

На этом я хочу закончить свое выступление.  Надеюсь, что информация была для вас  интересной, а главное полезной.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации на тему:"Организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству."

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные сов...

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии....

Методические рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.

Методические рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.Родителей часто волнуют вопросы: «Что надо делать ,чтобы  ребенок начал вовремя говорить?», «Если развитие ...

Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»

Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей  и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...