Методическая разработка на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Федотова Анна Владимировна

 В методической разработке «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста» представлена собственная педагогическая практика, которая используется в работе с детьми.

Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным воспитателям и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ddtt.docx62.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 156 «Волжаночка»

Международный фестиваль профессионального мастерства
среди педагогических работников
«Педагогические чтения»

Номинация: «Методическая разработка»

Методическая разработка на тему:

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель

Федотова Анна Владимировна

г.Ульяновск

2025г.

Аннотация

 В методической разработке «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста» представлена собственная педагогическая практика, которая используется в работе с детьми.

Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным воспитателям и родителям. Совместная деятельность педагога с детьми отражает все виды детской деятельности с указанием цели. В данной разработке представлен перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах  в подготовительной к школе группе, перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе, художественный материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры по правилам дорожного движения.

 Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МБДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Первым учителем, который помогает решать эту проблему -воспитатель детского сада.

Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.

Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Формы

работы

С

е

н

т

я

б

р

ь

Знакомство с макетом части города,

Формирование способности ориентироваться на макете

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

дорожные знаки,

бумага, маркер

Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть

Составление плана части города.

Закрепление понятия

«план

местности»

Дидактическая игра

«Да, нет»

Подвижная игра: «Путешествие на машинах»

О

к

т

я

б

р

ь

Формирование знаний о поведении на остановках

общественного транспорта

и в обществен-ном

транспорте

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре

Чтение литературы

«Уроки вежливости»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

водитель, пассажир, остановка общественного транспорта

Игра-инсценировка «Я-культурный пассажир»

Дидактическая игра: «Вопросы и ответы»

С/р игра «Автобус»

Подвижная игра: «Добеги до знака».

Н

о

я

б

р

ь

Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предписывающие знаки)

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки.

атрибуты к с/р игре

Прогулка  к дорожным знакам

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД

Игра «Знаки заблудились»

Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения»

Сюжетно - ролевая игра: «ГИБДД»

Раскраски «Дорожные знаки»

Д

е

к

а

б

р

ь

Ознакомление детей с запрещающими знаками

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

запрещающие знаки

Рассматривание запрещающих знаков

Пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность», «движение запрещено» и т.д.

Игра

«Научим Незнайку ПДД»

Рисование дорожных знаков.

Составление рассказа по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина).

 Дидактическая игра: «Весёлый жезл»

Я

н

в

а

р

ь

Ознакомление детей с информационно-указательными

знаками

Макет части города,

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

информационно-указательные

знаки, куклы.

Рассматривание информационно-

указательных знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть

Игра

«Путешествие Лёлика и

Болика»

Аппликация «Информационно-

указательные знаки»

Ф

е

в

р

а

л

ь

Ознакомление детей со

знаками сервиса

Макет части города

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

знаки сервиса

Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть

Игра

«Собери знак»

Подвижная игра: «Тише едешь дальше будешь». 

Просмотр презентации: «Загадки улицы».

Творческая мастерская (торцевание): 

«Светофор».

М

а

р

т

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД

Макет части города,

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств, дорожные знаки, атрибуты к с/р игре

Формирование навыков и привычек безопасного поведения

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть.

Игра

«Оцени поступок»

Рисование
«На экскурсии»

Сюжетно - ролевая игра: «Водители».

Подвижная игра: «Ловкий пешеход».

А

п

р

е

л

ь

Закрепление и систематизация ПДД

Схема

микро-района,

маркеры,

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж,

модели транспортных средств,

дорожные знаки

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра

«Умники и умницы»

Просмотр презентации «Безопасная дорога»

Решение проблемных ситуаций «Нарушители».

Дидактическая игра: «Законы улиц и дорог».

М

а

й

По схеме макета микрорайона

научить

определять

безопасный

маршрут от

дома до сада.

Формировать у детей целостное восприятие

окружающей дорожной среды.

Воспитывать наблюдательность,

дисциплинированность.

Схема

микрорайона,

маркеры,

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж,

модели транспортных средств,

дорожные знаки, атрибуты к с/р игре

Закрепление ПДД, знание своего адреса детьми

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Разработка

безопасного

маршрута

от дома до

садика

Инсценировка «Я иду в детский сад»

Сюжетно – ролевая игра «Улица»

Просмотр мультфильма

 «Смешарики. Азбука безопасности».

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах  в подготовительной к школе группе

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Формы работы

С

е

н

т

я

б

р

ь

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Слайды, магнитная доска,  макеты светофора и дороги.

Показ слайдов, Знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой)

Использование материалов Уголка ПДД

Дидактическая игра «Найди безопасный путь до детского сада»

Драматизация сказки «Веселый светофор»

Дидактическая игра: «Улица города».

О

к

т

я

б

р

ь

Расширение знаний о предупреждающих знаках (опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем)

Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.

Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике.

Воспитывать культуру поведения, наблюдательность

Предупреждающие знаки, версты, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога, альбом «ПДД»

Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин.

Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.

Встреча с работниками ГИБДД.

Демонстрационный материал – слайды.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.

Проблемная  ситуация «Научим Лунтика правилам дорожного движения»

Отгадывание загадок о ПДД

Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»

Рассматривание альбома: «Правила дорожного движения»

Н

о

я

б

р

ь

Закрепить знания о запрещающих знаках, учить отличать их от других знаков.

Развивать воображение, умение применять знания на практике.

Воспитывать

культуру поведения, уважительное отношение к ПДД

Слайды, раздаточный материал. Карандаши,  мозаика, атрибуты к с/р игре

Беседа, вопросы, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент.

Запрещающие знаки: въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.

Использование макета прилегающей территории и наглядного материала Уголка ПДД

Рисование карандашами,

 раскраски.

Выкладывание мозаикой  запрещающих дорожных знаков

Сюжетно – ролевая игра: «Автомобили на дороге»

Д

е

к

а

б

р

ь

Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро.

Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Развивать умение работать с планом-схемой.

Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, карандаши, иллюстрации

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в метро»

Рассматривание иллюстраций

Рисование на тему: «Поездка в метро»

Проблемная ситуация: «Случай на дороге»

Я

н

в

а

р

ь

Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовых зданий в ближайшем окружении. Учить работать с макетами

Макеты детского сада, школы, больницы,  магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, слайды.

Экскурсия на прилегающие  к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками, беседы

Названия близлежащих улиц

Составление маршрутов до детского сада, школы, больницы, магазина на стенде в Уголке ПДД

Строительство и обыгрывание территории детского сада

Ф

е

в

р

а

л

ь

Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.

Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам.

Воспитывать дисциплинированность на дороге

Конверт с картой-схемой маршрута.

Карточки с дорожными знаками, кроссворд.

Рассматривание иллюстраций, плакатов,

дидактические игры по правилам

Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса

Дидактическая игра «Найди что лишнее»,

Психогимнастика «Походка и настроение»

Составление кроссвордов, загадок.

Дидактическая игра: «Безопасный город»

М

а

р

т

Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать

умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации.

Изображения спец. транспорта, разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта, карандаши, атрибуты к с/р игре

Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД.

Специальный транспорт, проблесковый маячок, употреблять в речи название специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные.

Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз»

 Использование макетов и моделей спец.машин Уголка ПДД

Рисование на тему «Машины бывают разные»

Сюжетно-ролевая игра «Гараж»

А

п

р

е

л

ь

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта;

со знаком «скользкая дорога».

Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;

Закреплять знания о дорожном движении;

Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.

Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И.Лешкевича

Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.

Сюжетно – ролевая игра: «Юный инспектор»

Проведение эксперимента-«Скользкая дорога»

Составление коллективной сказки «Как зайчонок учил правила дорожного движения»

Подвижная игра: «Пешеходы и автомобили»

М

а

й

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски , кисти, бумага

Подготовка команд: название, эмблема, девиз, приветствие

Закрепление  понятий в соответствии со стандартом обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.

 Настольно – печатная игра: «Знаки на дороге»

Интеллектуальная игра-викторина «Что, где, когда?»

Дидактическая игра: «Играй да смекай!»

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»

Художественный материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Загадки

Пешеходам объясняет,

Как дорогу перейти.

Он сигналы зажигает,

Помогая нам в пути. (Светофор)

 

У него сигналов три.

Ты сигналы назови. (Красный, желтый, зеленый)

 

Какой у светофора свет

Нам говорит: «Прохода нет»? (Красный)

 

У светофора свет горит —

«Вперед идите» — говорит. (Зеленый)

 

У светофора свет горит —

«Приготовьтесь» — говорит? (Желтый)

 

Машины грохочут,

Несутся вперед,

По тротуарам ходит народ. (В городе)

 

Не торопится, идет

По тропинке пешеходной,

Неширокой, но свободной.

Кто же это?.. (Пешеход)

 

Я с окошками, как дом.

Есть колеса в доме том.

Домик мой катается,

В нем двери открываются. (Автобус)

 

Он по рельсам идет,

Пассажиров везет. (Электропоезд)

 

Я и вечером и днем

За рулем да за рулем. (Водитель)

 

Грузы я возить привык,

Я тяжелый ... (грузовик).

 

Жарким днем, в полдневный зной

Улицы полью водой. (Поливальная машина)

 

По этой дорожке идет пешеход,

Машин не боится, идет он вперед. (По тротуару)

 

Их, конечно, видел ты,

Стекло очищают от снега, воды. (Дворники на стеклах)

 

Одноногий и трехглазый,

Вы его узнали сразу! (Светофор)

 

Почему зимой машины

Поменяли свои шины? (Чтобы не скользить)

 Эту ленту не возьмешь

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)

Никогда я не сплю,

На дорогу смотрю.

Подскажу, когда стоять,

Когда движенье начинать. (Светофор)

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать. (Тротуар)

 Что за транспорт такой

Что везет тебя домой.

Он бежит туда-сюда,

Упираясь в провода. (Троллейбус)

 Под ногами у Сережки

Полосатая дорожка.

Смело он по ней идет,

А за ним и весь народ. (Зебра)

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать. (Дорожные знаки)

Две дороги долго шли

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали,

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место, Всем нам интересно.

(Перекресток)

Стихи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ПДД

С. Михалков «Моя улица»

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

 

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

 

С. Михалков «Велосипедист»

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед,

Я знаю — скоро поворот.

 

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Качусь на холостом ходу,

У пешеходов на виду.

 

С. Маршак «Милиционер»

В снег и дождь,

В грозу и бурю

Я на улице дежурю.

Мчатся тысячи машин

ЗИСы, ЗИМы, М-один,

Пятитонки и трамваи.

Я проезд им разрешаю.

Если руку подниму —

Нет проезда никому.

 

С. Маршак «Мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и громко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

 

А потом ты покатился

И назад не воротился,

Покатился в огород,

Докатился до ворот.

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Хлопнул, лопнул — вот и все!

 

В. Головко «Правила движения»

Правила движения,

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Пони и котята.

Вам, ребята, тоже

Все их надо знать.

 

С. Яковлев «Читает книжку глупый слон»

Читает книжку глупый слон

На самой мостовой,

И невдомек ему, что он

Рискует головой.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора:

Нужно правила движения

Выполнять без возражения.

Это всем вам подтвердит

Добрый доктор Айболит.

 

Н. Кончаловская «Самокат»

Пристают к отцу ребята:

«Подари нам самокат!»

Так пристали, что отец

Согласился наконец.

Говорит отец двум братцам:

«Сам я с вами не пойду,

Разрешаю вам кататься

Только в парке и в саду».

На бульваре старший брат

Обновляет самокат.

Младший брат не удержался

И по улице помчался.

Он летит вперед так скоро,

Что не видит светофора...

Вот без тормоза, один,

Он попал в поток машин.

Так и есть! — шалун споткнулся,

Под машину подвернулся,

Но водитель был умелый,

У мальчишки ноги целы.

Жив остался в этот раз —

Слезы катятся из глаз.

Полюбуйтесь-ка, ребята.

На владельца самоката:

Он не бегает, сидит,

У него рука болит.

Ты имеешь самокат —

Так иди с ним в парк и в сад,

Можно ездить по бульвару,

По дорожке беговой,

Но нельзя по тротуару

И нельзя по мостовой.

 

Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой махнул.

 

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

 

Не волнуется народ —

Через улицу идет.

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

 

О. Бедарев «Если бы...»

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет: —

На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

 

— Мне наплевать на красный свет!

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

— Где захочу, там перейду!

 

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза —

Разиню пощади!..

 

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!» —

И как попало ездить стал.

Ушел бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

 

Да... там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

 

Сигналы, крики то и знай:

Машины — прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

 

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой,

Висит трехглазый светофор

И знает правила шофер.

 

В. Берестов «Это еду я бегом!»

Это еду я бегом!

Мчат колеса

По дороге.

Над дорогой

Мчатся ноги.

Это еду я бегом!

Это я бегу

Верхом!

Я и сидя

Бегу!

И сижу

На бегу!

И машину качу,

И качусь,

Куда хочу!

 

Я. Пишумов «Все мальчишки, все девчонки»

Все мальчишки, все девчонки

Со двора бегут за мной.

Что за голос громкий-громкий

Раздается с мостовой?

Ой, смотрите-ка — машина!

Говорящая машина!

Звучный голос у машины,

У машины легковой!

А машина разъезжает

И прохожим разъясняет...

Нет, не правила сложения,

Не таблицу умножения —

Объясняет нам машина

Правила движения!

* * *

Юрка живет на другой стороне.

Он машет рукой через улицу мне.

«Я сейчас!» — кричу я другу

И к нему лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга,

Юрка в страхе крикнул: «Ой!»

И откуда, и откуда

Появился самосвал?

Просто чудом, просто чудом

Под него я не попал!

У шофера грозный взгляд:

«Ты куда? Вернись назад!

Твой приятель подождет.

Посмотри, где переход».

 

Машина моя

Машина, машина, машина моя!

Работаю ловко педалями я.

Машину веду у всех на виду.

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

 

Машина, машина, машина моя!

Шофер невелик и сама ты мала.

И нас постовой не пустит с тобой

Проехать по улице, по мостовой.

 

Машина, машина, машина моя!

Когда-нибудь станешь мала для          меня.

А я подрасту и тогда поведу

Большую машину у всех на виду.

 

Машины

На улице нашей

Машины, машины.

Машины малютки.

Машины большие.

 

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

 

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

 

У каждой машины

Дела и заботы.

Машины выходят

С утра на работу.

 

Песенка о правилах

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья.

Знай всегда их назубок.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

Пословицы и поговорки

Тише едешь – дальше будешь

Опасайся бед, пока их нет

Гляди в оба, да не разбей лоба

Ехал прямо, да попал в яму

Дорога – хоть кубарем ступай (гладкая, ровная)

Езжай куда думаешь и думай куда едешь

Кто знает дорогу, тот не спотыкается

Красен обед – едоками, а дорога ездоками

Осторожность – мать безопасности

Осторожность – не трусость

Прежде чем войти, подумай о выходе

Не ищи пути с непутѐвым

Знай правила движенья как таблицу умножения

Сидя на колесе, думай, что под колесом

Дидактические игры по ПДД  для старших дошкольников

«Играй да смекай!»

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы сизображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете —

В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Здесь дорожные работы —

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведёт

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нём всегда свободная.

(Знак «Подземный переход».)

У него два колеса и седло на раме,

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено».)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле —

Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещён».)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.    (Знак «Пункт первой медицинской помощи».)

Этот знак на переезде —

В непростом, заметим, месте.

Тут шлагбаум не стоит,

Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже,

Так что будь настороже.   (Знак «Железнодорожный переезд

без шлагбаума».)

«Безопасный город»

Цель игры:  дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

 Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек. Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик.

 Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде — на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией. Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания — нужно пропустить один ход. Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина — в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

 

«Вопросы и ответы»

Цель:  закрепить  знания  о  ПДД,  дорожных  знаках,  поведения  на  улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход  игры:  Воспитатель  делит  детей  на  две  команды,  задает  вопросы,  дети

отвечают,  за  правильный  ответ  вручается  фишка.  Побеждает  команда,

набравшая большее количество фишек.

1.  Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2.  Где можно гулять детям? (во дворе)

3.  Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4.  Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5.  Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6.  Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7.  На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)  

8.  С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9.  Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10.  Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11.  Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12.  Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13.  Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14.  Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

«Да, нет»

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант:

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги?

У него есть руки, ноги?

Есть фонарики – три глаза?!

Он включает все их сразу?

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет?

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой?

А на жѐлтый мы пойдѐм?

На зелѐный - запоѐм?

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да?

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно?

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да!

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

«Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес квыполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут идобраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, вчасовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — доречного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

«Игра в мяч»

Цель:  закрепить  знания  детей  о  правилах  дорожного  движения,  дорожных

знаках.

Материал: мяч.

Ход  игры:  Воспитатель  с  мячом  встает  в  центр  круга  и  бросает  ребенку  мяч, одновременно  задавая  вопрос.  Тот  отвечает  и  бросает  мяч  воспитателю.  Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

«Кто отличник-пешеход?»

Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Ход игры:

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.

«Научим Незнайку ПДД»

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали — не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом скондуктором. За что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. Вконце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

«Пешеходы и водители»

Цель:  обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах,  закрепить

представления  детей  о  назначении  светофора,  прививать  устойчивую

мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку

в пространстве.

Материал:  дорожные знаки, светофор, рули,  сумки с ирушками, стол, талоны,

вывеска  «Магазин  игрушек»,  игрушки,  коляски,  куклы,  удостоверения  –

зеленый кружок из картона. Дети  в  форме  инспекторов  ГИБДД  (фуражка,  накидка  с  буквами  инспектор ГИБДД  или  значка  ГИБДД),  дети  –  пешеходы,  дети  –  водители,  ребенок  –продавец игрушек.

Ход игры: Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены  на  права  шофера  и  получить  автомобиль.  Ребята  -  водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы  направляются  в  магазин  игрушек  за  покупками.  Затем  с  куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:

- На какой свет могут двигаться машины?

- На какой свет двигаться нельзя?

- Что такое проезжая часть?

- Что такое тротуар?

- Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие  экзамен  получают  удостоверения  (зеленый  кружочек)  и  талоны;

члены  комиссии  поздравляет  их.  Водители  направляются  к  стоянке

автомобилей,  садятся  в  них и едут к регулированному  перекрестку. Пешеходы

из  магазина  тоже  идут  к  этому  перекрестку.  У  перекрестка:

-  Внимание!  Сейчас  начнется  движение  по  улицам.  Следите  за  светофором,

(подключается  светофор,  едут  автомобили,  идут  пешеходы.  Смена  сигналов.)

игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Методическая разработка НОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Автор: Суханова Елена Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Участие в районном конкурсе Сковородинского района, по профилактике детского  дорожно-транспортного  травматизма....

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»

Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...

Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»

Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей  и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...