Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Методическая разработка по теме: «Роль театрализованной игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

                                         Методическая  разработка  по теме:

     «Роль   театрализованной игры  в развитии связной речи у детей старшего дошкольного  возраста.

     

    Автор темы: Боброва   Тамара  Николаевна, воспитатель   1-й кв. категории, ГБДОУ 32.

     

    Цель: Совершенствовать  через театрализованную  игру  развитие связной речи у детей старшего   дошкольного возраста.

     

    Задачи:

                 -Совершенствование   лексико-грамматических   средств языка.

                  -Совершенствовать звуковую культуру речи.

                  -Развитие монологической и диалогической речи.

                  -Формирование игровой мотивации  детской речи.

                  -Развитие пантомимы.

                 -Создание на занятиях  благоприятной  психологической  атмосферы.

                 -Обогащение  эмоционально-чувственной  сферы ребёнка.

                  -Совершенствование  интонационной выразительности речи.

                 -Расширение кругозора и  представлений о мире.

                 - Способствовать  активному  вовлечению  в  совместную  деятельность  всех  участников                                                                                                                                                      образовательных   отношений  в условиях детского сада и семьи.

                 -Активно привлекать родителей  в подготовке  и проведении  театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов;  упражнять  в артикуляционных  и речевых  упражнениях.

                

    На первом этапе я проводила :

     

                    -Артикуляционную  гимнастику.

                    -Массаж ладоней.

                    -Знакомство с диалогом.

                    -Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.

    Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки»,  «Мы идём в лес»,  «Мы пришли в театр»  и другие.

    Проводила работу :

                    -По развитию  речевого  дыхания.

                    -Игры имитации.

     Дети учились понимать   выражения лица, жестов, движений  другого ребёнка.

    Проводила игры-этюды:

     

                     - «Угадай сказочного  персонажа»,  «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»-  дети- цветы, деревья, грибы, насекомые,  животные, предметы посуды, транспорта,  бытовые ситуации.

     Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.

               

    На   втором этапе  я проводила игры  и упражнения  на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.

     С   разными видами театров  делала этюды:

     

                     -В гости к бабушке.

                     -В гости к  сказочным героям.

                     - Упражняла в кукловождении  кукол  би-ба-бо.

                      - Игры-драматизации  по знакомым потешкам, стихам.

                      -В течении дня  и  в  режимных моментах провожу  подвижные и пальчиковые игры.

    Я создаю  условия  для реализации театрализованной  деятельности:  подбор игр, упражнений, для развития  дыхания, голоса, подвижности артикуляционного  аппарата,  мимической мускулатуры.

                   Имеется  в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.

      Проводится работа над  умением менять  силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак  «Перчатки»,  И. М. Новикова «Четыре времени года».

      Рассказывала   детям  об устройстве  театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.

    Знакомила  детей  с профессией  костюмера: « Костюмерная»,  «Театральные костюмы».

     Провожу игры на пластику-  «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».

        Проводится работа по содержанию сказок-  читаем  сказки и  совместно их анализируем:

     

                   - Работа над образами (даются  примеры  типичных  сказочных  выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся  песенки, четкая композиция  текста).

                   -Пересказываем сказки с использованием фигурок  настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.

                   -Провожу работу  по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки.  Это упражняет  в произношении трудных звуков  и совершенствует связную речь, помогает  освоить  разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения.  Увиденное и пережитое  в самостоятельной  театрализованной  деятельности  способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать  свои впечатления  в форме монологической  речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки.  Дети создают сценки и ведут роль  игрушечного  персонажа. Они  действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.

     Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок»,  « 12 месяцев»,  «Сказка о царе Салтане»  и другие.

     

    Родителей  подключаю к  изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов  для инсценировок.

    Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся  подбирать  простейшие  рифмы. Пересказываем  с детьми и делаем  игры-драматизации текстов.

    Этюды  на выразительность жестов:  «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.

    Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой»,  «Колобок и его друзья»,

    «Подарок для мамы» и другие.

    Рассказываем  сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча  князя  Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под  дождь»  и другие.

    И на последнем этапе формирую  четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем   путешествие по сказкам. 

    Мы с младшей группы показываем сказки  родителям.

     

     

     

       

                                                                                               1.

    Сценарий    « Сказка О царе Салтане,  о  сыне его  славном   и могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной     царевне  Лебеди.» 

     

    (Дети сидят на стульях)

     

    Ведущая:      Дорогие  дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе  мы вас  познакомим  с  творчеством

    А. С.  Пушкина. Более   200 лет   тому назад   родился   А.  С.  Пушкин,  но до сих пор  его сказками зачитываются  и  взрослые и дети.  Кажется, только начни  читать первые строки  и  герои  сказок тут же оживут.

     

    Ведущая:  Три девицы под  окном. Пряли поздно вечерком…

     

    Дети: Сказка о царе Салтане

     

                                           (Заранее приготовить 3  стула. Прялку)

                   Выходят три девочки, одетые в русские национальные  костюмы, садятся на стулья , прядут

                              И поют. 

                                                      Песня «Позолоченная прялица»:

     

    -Уж  ты прялица  кормилица  моя,

    Золотою краской выкрашу тебя.

    Буду прясть  да  попрядывать,

    По беседушкам   похаживать.

    Припев:

    Позолоченная  прялица, мы прядем, а нитка тянется.

    Нам работа наша нравится.

     

    1-я девочка: Ка бы я была царица,                         

                              То на весь крещеный мир

                               Приготовила  бы     пир.

     

    2-я  девочка:  Кабы я была царица,

                               То на весь бы мир одна

                               Наткала бы полотна.

     

    3-я  девочка: Кабы я была царица,

                             Я б для батюшки царя

                              Родила  богатыря.

     

    Рассказчик: Только вымолвить успела,

                           Дверь тихонько заскрипела,

                         И в светлицу   входит царь,

                             Стороны  той  государь.

     

    Царь:      Здравствуй, красная девица!

                    Говорю я, будь царица.

                       И роди богатыря

                       Мне к исходу сентября.

                   Вы ж, голубушки – сестрицы,

                    Выбирайтесь из  светлицы.

                     Поезжайте  вслед за мной,

                     Вслед  за  мной и за  сестрой.

                   Будь одна из вас  ткачиха,   а другая   повариха.

                                                                                         2.

     

                                                                        

    Рассказчик:  Царь  недолго  собирался

                             В  тот  же вечер обвенчался.

     

     

    Рассказчик: В те поры война была.

                           Царь Салтан  с женой  простился.

                          На добра коня садился.

                          Ей наказывал себя

                            Поберечь его любя.

     

                              (Царь  царицу  обнимает и садится на коня  и уезжает под музыку

                                 Царица машет платочком   и уходит  в сторонку).

     

    Рассказчик:  Между тем, как царь далеко,

                              Бьется  долго и жестоко.

                              Сына бог им дал в аршин.

                              Шлет с письмом она гонца,  ( Выходит царица с ребенком  покачивая, в руке сверток-письмо).

                              Чтоб обрадовать  отца.

     

                               (Выбегает гонец   и царица отдает ему письмо  и уходит, а гонец  остается,

     Ткачиха, повариха и баба Бабариха    выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.

    Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником  и машут на него.

    Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.

     Царица вышла, а тетки  выглядывают и хихикают противно.

     

    Боярин  выходит с указом:

                                                    Объявляю царску  волю.

                                                    И читаю вслух указ.

                                                     И царицу, и приплод

                                                      Тайно бросить в бездну вод.        (царица плачет).

     

    Рассказчик: И царицу в тот же час

                            В бочку с сыном посадили,

                             Засмолили, покатили.

                            И пустили в Окиян-

                               Так велел-де царь Салтан.

      (Выходит  Море.   Музыка   Н. А. Римского –Корсакова «Море»)

    Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.

                         Останавливается   в средней  волне).

     

    Царевич:   Ты, волна, моя волна.

                          Ты гульлива  и вольна.

                          Плещешь  ты куда захочешь,

                          Ты морские камни точишь.

                           Топишь берег ты земли,

                            Поднимаешь  корабли-

                           Не губи ты нашу душу;

                            Выплесни ты нас на   сушу!

      (Под музыку  бочка убегает)

     

     

     

     

     

                                                                              3.

    Рассказчик: И послушалась  волна;

                              Тут же на берег она

                             Бочку вынесла  легонько

                             И отхлынула   тихонько.-                         волны присели.

                             Вышли на берег  к дворцу.

     

                   (Лебедь плавает и коршун  над ним машет крыльями)

     

    Царевич рассказывает матери:

                                           Что я слышу?  Будто стон…

                                            Что  там в море среди волн?

                                               Бьется лебедь- так и плещет.

                                               Воду вкруг  мутит и хлещет.

                                               Коршун  когти  распустил,

                                               Клюв кровавый  навострил!

                                               Не  бывать такому делу.

                    

                   ( натягивает лук  и коршун отступает , улетает).

     

    Лебедь:  Ты царевич  мой спаситель,

                         Мой  могучий  избавитель.

                         Отплачу тебе  добром.

                        Сослужу тебе потом.

     

    ( Море уходит и  лебедь улетела, город  выдвинуть на передний план).

    (Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).

     

    Рассказчик: Вот   открыл  царевич  очи,

                            И дивясь пред   собой.

                            Видит город  он  большой.

                              Мать и сын идут к ограду.

                           Оглушительный трезвон

                              Поднялся со всех сторон.

     

    (  Бояре, рассказчики, и   другие дети  машут шапками и кланяются шапками царю)

     

    Рассказчик:  Все их громко величают.

                             И  царевича венчают.

                              Княжей шапкой и главой

                               Возвышают над  собой.

     

     

                          Общий танец  «Русская пляска».

                                (После пляски не уходят).

     

    Ребенок:  И среди своей  столицы, с разрешения царицы,

                           В тот же день стал княжить он                             (Руки)

                            И нарекся   князь  Гвидон.

     

    Все дети: Князь  Гвидон!  Князь Гвидон!

                      Шлем тебе мы все поклон!                       ( Все разошлись на места, готовится корабль)

     

                                                                                   4.

     

                                                                                        

    Ребенок: Ветер по морю гуляет

                       И кораблик подгоняет.

                        Он бежит  себе в волнах,

                        На раздутых парусах.                  (появляется кораблик)

     

    1-й корабельщик:  Корабельщики дивятся,

                                      На кораблике толпятся.

                                        На знакомом  острову

                                       Чудо видят наяву.

     

    Мать царевича: Царь  Гвидон  зовет  их в гости.

                                   Их он кормит и поит ,

                                     И  ответ держать  велит.

     

    2-й  корабельщик  Гвидону:

                                              Мы объехали весь  свет,

                                                 Торговали соболями.

                                              Черно-бурыми  лисами.

                                               А теперь наш вышел срок.

                                               Едем  прямо на восток.

                                               Мимо острова  Буяна

                                                В царство славного  Салтана.

     

    Князь Гвидон:  Добрый путь вам господа!

                                  По морю, по Окияну.

                                  К славному царю Салтану.

                                    От меня ему  поклон.                       (корабль  уехал за ширму)

     

      Лебедь белая плывет    под музыку.   Царевич подходит к берегу.

     

    Лебедь: Здравствуй, князь ты мой  прекрасный!

                      Что ты тих, как день  ненастный?

                        Опечалился  чему?

     

    Князь: Грусть –тоска  меня съедает,

                   Одолела  молодца.

                   Видеть  я  б  хотел отца.

     

    Лебедь:  Вот в  чем   горе?

                      Будь, же  князь ты   комаром.

     

    (Лебедь машет крыльями, а  князь одевает нос  и крылья  за ширмой)

     

    Ребенок:  Тут  он в  точку  уменьшился,

                         Комаром   оборотился.

                           Полетел  и   запищал.

                           Судно  на  море  догнал.                                  -----пошел корабль и  комар бежит  за  ним  и садится

                           Потихоньку   опустился  на корабль                                                        на корабль.

                             И  в  щель  забился.

     

     

                                     ( Приплыл корабль)

                                                                                                         5.

    Ребенок:  Царь  Салтан  гостей   сажает                        

                        За  свой  стол  и вопрошает:

                       Ой  вы,  гости- господа,

                          Долго ль ездили?  Куда?

     

    Корабельщики:            Мы объехали весь  свет.

                                             За  морем  житье  не худо.

                                             В  свете  ж  вот  какое  чудо:

                                             В море остров , а  на нем

                                              Новый   город  со  дворцом

                                              И  сидит в  нем князь  Гвидон.

                                              Он   прислал тебе  поклон.

     

                                       (Корабль уплывает).

     

    Ребенок:  Чуду  царь   Салтан   дивится,

                          А  комар-то  злится,  злится.

     

                              ( комар вбегает, летит,  пищит,  тетки   выглядывают  с  разных  сторон  дома.

                                    Комар жалит  повариху и  она закрывает голову   руками---ох, ох, ох.

                                    Комар   обегает  круг  и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).

    3 тетки бегут за ним и кричат:

                                          Распроклятая   ты, мошка. Мы  тебя!!!

     

    Рассказчик: А он в окошко.

                           Да спокойно в свой  удел 

                            Через  море  улетел.              (  уходит за ширму переодеваться).

     

                                    Музыка   «Плывет   белая лебедь»

     

    Рассказчик:  Снова   князь у  моря  ходит,

                              С  синя  моря  глаз  не сводит.

                              Глядь  по  верх   текучих  вод ,

                              Лебедь  белая  плывет.

     

    Лебедь:  Здравствуй,   князь ты  мой  прекрасный!

                      Что ты тих, как день ненастный?

                         Опечалился   чему?

     

    Князь  Гвидон:   Грусть- тоска меня  съедает,

                                    Чудо- чудное завесть  мне  б  хотелось.

                                    Где-то  есть  ель  в  лесу.

                                     Под  елью  белка.

                                      Диво право не безделка.

                                      Белка  песенки  поет.

                                      Да  орешки  все  грызет.

                                    А  орешки  не простые.

                                     Все  скорлупки  золотые.

                                    Ядра чистый  изумруд.

    Лебедь:  Свет  о  белке  правду  бает.

                            Это чудо знаю я.

                         Полно князь, душа моя.

                        Не печалься, рада службу.

                             Оказать  тебе  я в дружбу.                   (Князь отвернулся и лебедь уплыла).

                                                                                       6.

     

    Выбежали белочки.  Танец белочек.   « Во саду ли в  огороде».

    Князь: ( Удивился) Ну спасибо!

     

    Ребенок:   Ветер по морю  гуляет.

                        И  кораблик   подгоняет.

                        Он  бежит себе  в  волнах.

                       На  раздутых  парусах.                    (едет  кораблик).

     

    Князь  Гвидон:  Чем вы, гости, торг ведете?

                                  И  куда теперь плывете?

     

    Корабельщики:  Мы  объехали весь свет,

                                    Торговали мы  конями,

                                    Все  донскими  жеребцами,

                                    А теперь нам вышел срок.

                                    И  лежит наш  путь   далек.

                                    Мимо острова  Буяна,

                                     В  царство славного Салтана.

                      

    Князь:        Добрый  путь вам, господа,

                         По  морю,  по  Окияну.

                       К славному   царю Салтану.

                         Да скажите:  князь  Гвидон

                         Шлет  царю-де  свой  поклон.                            ( корабль уплыл, появилась лебедь)

     

    Ребенок:  Гости   князю  поклонились.

                        Вышли вон  и в  путь пустились.

                      К  морю князь-  а лебедь  там.

                      Уж   гуляет  по  волнам.

     

    Князь:   Помоги!  Душа  ведь  просит.

                   Так и  тянет,  и  уносит  в царство

                    Славного   Салтана.                                     (Лебедь брызгает. крыльями  машет, Гвидон убегает за

                                                                                                      Ширму, переодевается  в  муху).

     

    Ребенок:  В  муху  князь  оборотился.

                          Полетел и опустился

                          Между  моря и небес

                          На  корабль и  в  щель залез.              ( Плывет кораблик, за ним летит муха).

     

    Салтан   сидит   на троне, ткачиха с поварихой   злыми жабами глядят.

     

    Салтан:  ОЙ,  вы гости,  господа,

                      Долго  ль  ездили?  Куда?

                    

     

    Корабельщики:   

     

    1-й  кор-к:   Мы  объехали  весь свет.

                           За  морем  житье  не худо.

                            В  свете ж  вон  какое  чудо.

     

    2-й кор-к: Остров на море  лежит.  Град на острове   стоит.

                                                                                                           7.

       3-й  кор-к:  Ель  растет  перед    дворцом.

                             А под ней  хрустальный дом.

     

    4-й  кор-к:  Изоб нет ,    везде  палаты.

       Все:                   А  сидит  в нем  царь Гвидон.

                         Он  прислал  тебе  поклон.                   ( Кланяются)

     

    Салтан:  Если только  жив я буду,

                     Чудный  город  навещу.

                    У   Гвидона   погощу.        (  корабль уплыл,  а  муха  сидит  в  стороне)

     

    Ткачиха:  Что тут дивного?

                      Ну вот. Белка камушки  грызет.

                        Мечет золото  и  в  груды

                        Загребает  изумруды.

     

    Повариха:   Этим нас  не  удивишь.

                           Правду  ль  нет  ли  говоришь?

                           В  свете  есть  иное  диво:

                            Море  вздуется   бурливо.

                           Закипит,  поднимет вой,

                           Хлынет  на берег   пустой,

                          Разольется в шумном беге,

                         И  очутятся  на  бреге,

                          В чешуе, как жар горя ,

                          33  богатыря.

     

    Бабариха:   Все  красавцы удалые,

                           Великаны   молодые,

                            Все равны,  как  на  подбор,

                            С ними  дядька  Черномор.

                             Это диво,  так уж  диво,

                             Можно  молвить справедливо!

     

    Ребенок:  Диву  царь  Салтан  дивиться,

                      А  Гвидон- то  злится, злится.

                      Зажужжал он  и  как раз

                      Тетке сел на левый глаз.    ( ткачиха  закрывает глаз)

     

    Все   кричат:  Лови, лови,  да дави его, дави!

                            Вот  ужо! Постой   немножко!   Погоди!!

     

    Ребенок:  А князь в окошко, да спокойно в свой удел

                          Через море улетел.

     

    Лебедь:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                        Что ты  тих, как  день ненастный!

                       Опечалился   чему?

     

    Князь Гвидон: Грусть- тоска  меня  съедает,

                               Диво б дивное хотел

                              Перенесть  я  в мой  удел.

     

    Лебедь:  А  какое ж  это диво?

                                                                                            8.                                                                                             

    Князь Гвидон: Где-то вздуется  бурливо  Окиян,

                                Подымет вой,

                                Хлынет на берег   пустой,

                                Расплеснется  в шумном  беге

                                 И  очутятся  на бреге

                                   В  чешуе,  как  жар горя,

                                   Тридцать три  богатыря.

                                 Все красавцы молодые,

                                 Великаны   удалые.

                                 Все  равны, как  на подбор,

                                С ними дядька  Черномор.

     

    Лебедь:  Не печалься  же,  ступай,

                      В  гости  братцев  поджидай.

                                                                          Князь уходит. Танец богатырей.

     

    Черномор:  Лебедь нас к тебе  послала

                           И  наказом   наказала  славный  город   твой  хранить,

                           И  дозором   обходить.

                                                                                      ( Идет  корабль)

     

    Ребенок:   Ветер по морю   гуляет

                           И   кораблик   подгоняет,

                        Он  бежит  себе  в волнах,

                          На  поднятых   парусах.

                           Мимо  острова  крутого,

                           Мимо города  большого

                            Пушки с пристани  палят,

                           Кораблю  пристать  велят.

     

     

    Гвидон:  Чем  вы,  гости,  торг  ведете?

                       И  куда  теперь  плывете?

     

     

    Корабельщики:   Мы объехали весь  свет,

                                    Торговали   мы булатом,  чистым  серебром и златом.

                                    И  теперь  нам  вышел  срок,

                                   А лежит наш   путь  далек,

                                   Мимо  острова  Буяна,

                                   В  царство славного  Салтана.

     

    Князь:   Добрый путь вам господа.

                      По  морю, по Окияну.

                     К  славному  царю  Салтану.

                     Да скажите  ж  князь Гвидон

                      Шлет-де  свой  царю поклон.

     

                                                                            (  Корабль уплыл. Лебедь появилась).

     

      Ребенок:  К морю князь, а лебедь там,

                          Уж  гуляет по волнам.

     

     

                                                                                          9.

    Князь:    Душа- де просит…

                      Так и тянет  и уносит

                      В царство славного  Салтана.

                                                                                     ( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).

     

    Ребенок:  Шмелем   князь оборотился,

                        Полетел, зажужжал, судно на море  догнал.

                        Потихоньку  опустился  на корму

                         И  в щель забился.

                                                                                                              (Приготовить трон)

    Ребенок:  Царь  Салтан  сидит в палате

                      На престоле и в венце,

                      С грустной думкой на лице.

                     А ткачиха    с поварихой,

                      С сватьей  бабой  Бабарихой

                      Около царя сидят четырьмя

                       Все три  глядят.                                      

     

    Царь:  Ой вы,  гости- господа,

                 Долго   ль   ездили?  Куда?

                   Ладно  ль за  морем ,  иль худо?

                   И  какое в свете чудо?

     

    Корабельщики:  Мы объехали весь свет.

                                    За морем  житье  не  худо,

                                    В  свете ж вот  какое    чудо:

                                                                                              (  перебивают тетки)

     

     

    Тетки:    Остров на море  лежит,

                   Град на острове   стоит.

                 Каждый день идет там диво:

                Море  вздуется   бурливо,

                  Закипит,   поднимет  вой,

                 Хлынет на берег   пустой,

                  Расплеснется    в   скором   беге

                 И  останутся  на  бреге 

                Тридцать три богатыря

                  В чешуе огнем  горя.

     

    Бабариха   усмехнувшись говорит:

                              Кто нас этим   удивит?

                        Люди из моря выходят

                     И  себе  дозором  бродят!

                   Правда бают  или  лгут ,

                   Дива я не вижу тут.

                      В свете есть такое  диво,

                      Вот идет  молва   правдиво.

                   За морем  царевна есть,

                Что не можно глаз  отвесть.

                  Днем свет божий   затмевает,

                  Ночью  землю освещает,

                Месяц   под  косой  блестит,

                 А  во лбу  звезда горит.  Молвить   можно справедливо – Это диво, так  уж   диво.

                                                                                                             10.

    Князь- шмель:     под музыку.

                              Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей   красный круглый нос.

     

    Бабариха:   Помогите, ради  бога!

                         Караул!  Лови, лови!

                          Да дави его ,  дави!

                         Вот  ужо!   Подожди немножко!

                                      Погоди!!!

                                                                                        (   Шмель улетает, переодевается)

    Ребенок:А шмель в  окошко

                     Да спокойно в свой удел

                     Через море  улетел.

     

    Лебедь  князю:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                                   Что  ж  ты  тих, как  день ненастный?

                                  Опечалился  чему?

     

    Князь Гвидон:  Грусть- тоска   меня  съедает

                                 Люди женятся,  гляжу.

                                 Не  женат  лишь  я хожу.

     

    Лебедь:   А кого же на  примете  ты  имеешь?

     

    Князь:  Да на свете   говорят  царевна  есть,

                    Что не можно  глаз отвесть.

     

    Лебедь:  Да, такая есть есть девица.

                     Но жена  не  рукавица,

                      С белой ручки не стряхнешь,

                      Да за  пояс  не заткнешь.

     Услужу тебе советом-

      Слушай обо  всем   об  этом.

     

    Ребенок:  Князь готов  душою страстной

                       За царевною  прекрасной

                         Хоть  пешком  идти  отсель

                         Да   за  тридевять  земель.    

        

    Лебедь:  Знай, близка  судьба твоя.                        ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму

                      Ведь царевна  эта- я.                               и  быстро переодевается  в царевну).

     

     

                         (  Царь царевну   обнимает,

                           К  белой груди  прижимает.)-------------действия.

                    

     

    Князь:    А  теперь пойдем скорей  к милой  матушке   моей.

     

    Ребенок:    Вспомнил царь, что в гости  обещался.

                         А до  селе  не   собрался.

                          Тут   уж  царь  не утерпел,

                          Снарядить он  флот велел.

            И  вот в лазоревой  дали  показались корабли.  Князь  Гвидон  тогда  вскочил. Громогласно сообщил.

                

                                                                                                   11.

     

    Гвидон:   Матушка моя родная  и  ты княгиня  молодая,

                     Посмотрите-ка  туда.

                      Едет  батюшка  сюда.

     

    Царь Салтан:  Что я  вижу?   Что такое?

                                  Как?    И  дух мой  занялся.

                                 Обнимаю  я царицу  и  сынка,

                                     И  молодицу.

     

    Князь Гвидон:  Ну, садимся все   за стол и веселый   пир  пошел.  Танцуют все.

                                         

                                                        Музыка минусовка  « Вдруг, как в сказке  скрипнула дверь».

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx28.34 КБ

    Предварительный просмотр:

                                         Методическая  разработка  по теме:

     «Роль   театрализованной игры  в развитии связной речи у детей старшего дошкольного  возраста.

    Автор темы: Боброва   Тамара  Николаевна, воспитатель   1-й кв. категории, ГБДОУ 32.

    Цель: Совершенствовать  через театрализованную  игру  развитие связной речи у детей старшего   дошкольного возраста.

    Задачи:

                 -Совершенствование   лексико-грамматических   средств языка.

                  -Совершенствовать звуковую культуру речи.

                  -Развитие монологической и диалогической речи.

                  -Формирование игровой мотивации  детской речи.

                  -Развитие пантомимы.

                 -Создание на занятиях  благоприятной  психологической  атмосферы.

                 -Обогащение  эмоционально-чувственной  сферы ребёнка.

                  -Совершенствование  интонационной выразительности речи.

                 -Расширение кругозора и  представлений о мире.

                 - Способствовать  активному  вовлечению  в  совместную  деятельность  всех  участников                                                                                                                                                      образовательных   отношений  в условиях детского сада и семьи.

                 -Активно привлекать родителей  в подготовке  и проведении  театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов;  упражнять  в артикуляционных  и речевых  упражнениях.

                 

    На первом этапе я проводила :

                    -Артикуляционную  гимнастику.

                    -Массаж ладоней.

                    -Знакомство с диалогом.

                    -Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.

    Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки»,  «Мы идём в лес»,  «Мы пришли в театр»  и другие.

    Проводила работу :

                    -По развитию  речевого  дыхания.

                    -Игры имитации.

     Дети учились понимать   выражения лица, жестов, движений  другого ребёнка.

    Проводила игры-этюды:

                     - «Угадай сказочного  персонажа»,  «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»-  дети- цветы, деревья, грибы, насекомые,  животные, предметы посуды, транспорта,  бытовые ситуации.

     Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.

               

    На   втором этапе  я проводила игры  и упражнения  на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.

     С   разными видами театров  делала этюды:

                     -В гости к бабушке.

                     -В гости к  сказочным героям.

                     - Упражняла в кукловождении  кукол  би-ба-бо.

                      - Игры-драматизации  по знакомым потешкам, стихам.

                      -В течении дня  и  в  режимных моментах провожу  подвижные и пальчиковые игры.

    Я создаю  условия  для реализации театрализованной  деятельности:  подбор игр, упражнений, для развития  дыхания, голоса, подвижности артикуляционного  аппарата,  мимической мускулатуры.

                   Имеется  в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.

      Проводится работа над  умением менять  силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак  «Перчатки»,  И. М. Новикова «Четыре времени года».

      Рассказывала   детям  об устройстве  театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.

    Знакомила  детей  с профессией  костюмера: « Костюмерная»,  «Театральные костюмы».

     Провожу игры на пластику-  «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».

        Проводится работа по содержанию сказок-  читаем  сказки и  совместно их анализируем:

                   - Работа над образами (даются  примеры  типичных  сказочных  выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся  песенки, четкая композиция  текста).

                   -Пересказываем сказки с использованием фигурок  настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.

                   -Провожу работу  по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки.  Это упражняет  в произношении трудных звуков  и совершенствует связную речь, помогает  освоить  разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения.  Увиденное и пережитое  в самостоятельной  театрализованной  деятельности  способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать  свои впечатления  в форме монологической  речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки.  Дети создают сценки и ведут роль  игрушечного  персонажа. Они  действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.

     Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок»,  « 12 месяцев»,  «Сказка о царе Салтане»  и другие.

    Родителей  подключаю к  изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов  для инсценировок.

    Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся  подбирать  простейшие  рифмы. Пересказываем  с детьми и делаем  игры-драматизации текстов.

    Этюды  на выразительность жестов:  «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.

    Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой»,  «Колобок и его друзья»,

    «Подарок для мамы» и другие.

    Рассказываем  сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча  князя  Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под  дождь»  и другие.

    И на последнем этапе формирую  четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем   путешествие по сказкам.  

    Мы с младшей группы показываем сказки  родителям.

       

                                                                                               1.

    Сценарий    « Сказка О царе Салтане,  о  сыне его  славном   и могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной     царевне  Лебеди.»  

    (Дети сидят на стульях)

    Ведущая:      Дорогие  дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе  мы вас  познакомим  с  творчеством

    А. С.  Пушкина. Более   200 лет   тому назад   родился   А.  С.  Пушкин,  но до сих пор  его сказками зачитываются  и  взрослые и дети.  Кажется, только начни  читать первые строки  и  герои  сказок тут же оживут.

    Ведущая:  Три девицы под  окном. Пряли поздно вечерком…

    Дети: Сказка о царе Салтане

                                           (Заранее приготовить 3  стула. Прялку)

                   Выходят три девочки, одетые в русские национальные  костюмы, садятся на стулья , прядут

                              И поют.  

                                                      Песня «Позолоченная прялица»:

    -Уж  ты прялица  кормилица  моя,

    Золотою краской выкрашу тебя.

    Буду прясть  да  попрядывать,

    По беседушкам   похаживать.

    Припев:

    Позолоченная  прялица, мы прядем, а нитка тянется.

    Нам работа наша нравится.

    1-я девочка: Ка бы я была царица,                          

                              То на весь крещеный мир

                               Приготовила  бы     пир.

    2-я  девочка:  Кабы я была царица,

                               То на весь бы мир одна

                               Наткала бы полотна.

    3-я  девочка: Кабы я была царица,

                             Я б для батюшки царя

                              Родила  богатыря.

    Рассказчик: Только вымолвить успела,

                           Дверь тихонько заскрипела,

                         И в светлицу   входит царь,

                             Стороны  той  государь.

    Царь:      Здравствуй, красная девица!

                    Говорю я, будь царица.

                       И роди богатыря

                       Мне к исходу сентября.

                   Вы ж, голубушки – сестрицы,

                    Выбирайтесь из  светлицы.

                     Поезжайте  вслед за мной,

                     Вслед  за  мной и за  сестрой.

                   Будь одна из вас  ткачиха,   а другая   повариха.

                                                                                         2.

                                                                         

    Рассказчик:  Царь  недолго  собирался

                             В  тот  же вечер обвенчался.

    Рассказчик: В те поры война была.

                           Царь Салтан  с женой  простился.

                          На добра коня садился.

                          Ей наказывал себя

                            Поберечь его любя.

                              (Царь  царицу  обнимает и садится на коня  и уезжает под музыку

                                 Царица машет платочком   и уходит  в сторонку).

    Рассказчик:  Между тем, как царь далеко,

                              Бьется  долго и жестоко.

                              Сына бог им дал в аршин.

                              Шлет с письмом она гонца,  ( Выходит царица с ребенком  покачивая, в руке сверток-письмо).

                              Чтоб обрадовать  отца.

                               (Выбегает гонец   и царица отдает ему письмо  и уходит, а гонец  остается,

     Ткачиха, повариха и баба Бабариха    выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.

    Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником  и машут на него.

    Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.

     Царица вышла, а тетки  выглядывают и хихикают противно.

    Боярин  выходит с указом:

                                                    Объявляю царску  волю.

                                                    И читаю вслух указ.

                                                     И царицу, и приплод

                                                      Тайно бросить в бездну вод.        (царица плачет).

    Рассказчик: И царицу в тот же час

                            В бочку с сыном посадили,

                             Засмолили, покатили.

                            И пустили в Окиян-

                               Так велел-де царь Салтан.

      (Выходит  Море.   Музыка   Н. А. Римского –Корсакова «Море»)

    Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.

                         Останавливается   в средней  волне).

    Царевич:   Ты, волна, моя волна.

                          Ты гульлива  и вольна.

                          Плещешь  ты куда захочешь,

                          Ты морские камни точишь.

                           Топишь берег ты земли,

                            Поднимаешь  корабли-

                           Не губи ты нашу душу;

                            Выплесни ты нас на   сушу!

      (Под музыку  бочка убегает)

                                                                              3.

    Рассказчик: И послушалась  волна;

                              Тут же на берег она

                             Бочку вынесла  легонько

                             И отхлынула   тихонько.-                         волны присели.

                             Вышли на берег  к дворцу.

                   (Лебедь плавает и коршун  над ним машет крыльями)

    Царевич рассказывает матери:

                                           Что я слышу?  Будто стон…

                                            Что  там в море среди волн?

                                               Бьется лебедь- так и плещет.

                                               Воду вкруг  мутит и хлещет.

                                               Коршун  когти  распустил,

                                               Клюв кровавый  навострил!

                                               Не  бывать такому делу.

                     

                   ( натягивает лук  и коршун отступает , улетает).

    Лебедь:  Ты царевич  мой спаситель,

                         Мой  могучий  избавитель.

                         Отплачу тебе  добром.

                        Сослужу тебе потом.

    ( Море уходит и  лебедь улетела, город  выдвинуть на передний план).

    (Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).

    Рассказчик: Вот   открыл  царевич  очи,

                            И дивясь пред   собой.

                            Видит город  он  большой.

                              Мать и сын идут к ограду.

                           Оглушительный трезвон

                              Поднялся со всех сторон.

    (  Бояре, рассказчики, и   другие дети  машут шапками и кланяются шапками царю)

    Рассказчик:  Все их громко величают.

                             И  царевича венчают.

                              Княжей шапкой и главой

                               Возвышают над  собой.

                          Общий танец  «Русская пляска».

                                (После пляски не уходят).

    Ребенок:  И среди своей  столицы, с разрешения царицы,

                           В тот же день стал княжить он                             (Руки)

                            И нарекся   князь  Гвидон.

    Все дети: Князь  Гвидон!  Князь Гвидон!

                      Шлем тебе мы все поклон!                       ( Все разошлись на места, готовится корабль)

                                                                                   4.

                                                                                         

    Ребенок: Ветер по морю гуляет

                       И кораблик подгоняет.

                        Он бежит  себе в волнах,

                        На раздутых парусах.                  (появляется кораблик)

    1-й корабельщик:  Корабельщики дивятся,

                                      На кораблике толпятся.

                                        На знакомом  острову

                                       Чудо видят наяву.

    Мать царевича: Царь  Гвидон  зовет  их в гости.

                                   Их он кормит и поит ,

                                     И  ответ держать  велит.

    2-й  корабельщик  Гвидону:

                                              Мы объехали весь  свет,

                                                 Торговали соболями.

                                              Черно-бурыми  лисами.

                                               А теперь наш вышел срок.

                                               Едем  прямо на восток.

                                               Мимо острова  Буяна

                                                В царство славного  Салтана.

    Князь Гвидон:  Добрый путь вам господа!

                                  По морю, по Окияну.

                                  К славному царю Салтану.

                                    От меня ему  поклон.                       (корабль  уехал за ширму)

      Лебедь белая плывет    под музыку.   Царевич подходит к берегу.

    Лебедь: Здравствуй, князь ты мой  прекрасный!

                      Что ты тих, как день  ненастный?

                        Опечалился  чему?

    Князь: Грусть –тоска  меня съедает,

                   Одолела  молодца.

                   Видеть  я  б  хотел отца.

    Лебедь:  Вот в  чем   горе?

                      Будь, же  князь ты   комаром.

     

    (Лебедь машет крыльями, а  князь одевает нос  и крылья  за ширмой)

    Ребенок:  Тут  он в  точку  уменьшился,

                         Комаром   оборотился.

                           Полетел  и   запищал.

                           Судно  на  море  догнал.                                  -----пошел корабль и  комар бежит  за  ним  и садится

                           Потихоньку   опустился  на корабль                                                        на корабль.

                             И  в  щель  забился.

                                     ( Приплыл корабль)

                                                                                                         5.

    Ребенок:  Царь  Салтан  гостей   сажает                        

                        За  свой  стол  и вопрошает:

                       Ой  вы,  гости- господа,

                          Долго ль ездили?  Куда?

    Корабельщики:            Мы объехали весь  свет.

                                             За  морем  житье  не худо.

                                             В  свете  ж  вот  какое  чудо:

                                             В море остров , а  на нем

                                              Новый   город  со  дворцом

                                              И  сидит в  нем князь  Гвидон.

                                              Он   прислал тебе  поклон.

                                       (Корабль уплывает).

    Ребенок:  Чуду  царь   Салтан   дивится,

                          А  комар-то  злится,  злится.

                              ( комар вбегает, летит,  пищит,  тетки   выглядывают  с  разных  сторон  дома.

                                    Комар жалит  повариху и  она закрывает голову   руками---ох, ох, ох.

                                    Комар   обегает  круг  и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).

    3 тетки бегут за ним и кричат:

                                          Распроклятая   ты, мошка. Мы  тебя!!!

    Рассказчик: А он в окошко.

                           Да спокойно в свой  удел  

                            Через  море  улетел.              (  уходит за ширму переодеваться).

                                    Музыка   «Плывет   белая лебедь»

    Рассказчик:  Снова   князь у  моря  ходит,

                              С  синя  моря  глаз  не сводит.

                              Глядь  по  верх   текучих  вод ,

                              Лебедь  белая  плывет.

    Лебедь:  Здравствуй,   князь ты  мой  прекрасный!

                      Что ты тих, как день ненастный?

                         Опечалился   чему?

    Князь  Гвидон:   Грусть- тоска меня  съедает,

                                    Чудо- чудное завесть  мне  б  хотелось.

                                    Где-то  есть  ель  в  лесу.

                                     Под  елью  белка.

                                      Диво право не безделка.

                                      Белка  песенки  поет.

                                      Да  орешки  все  грызет.

                                    А  орешки  не простые.

                                     Все  скорлупки  золотые.

                                    Ядра чистый  изумруд.

    Лебедь:  Свет  о  белке  правду  бает.

                            Это чудо знаю я.

                         Полно князь, душа моя.

                        Не печалься, рада службу.

                             Оказать  тебе  я в дружбу.                   (Князь отвернулся и лебедь уплыла).

                                                                                       6.

    Выбежали белочки.  Танец белочек.   « Во саду ли в  огороде».

    Князь: ( Удивился) Ну спасибо!

    Ребенок:   Ветер по морю  гуляет.

                        И  кораблик   подгоняет.

                        Он  бежит себе  в  волнах.

                       На  раздутых  парусах.                    (едет  кораблик).

    Князь  Гвидон:  Чем вы, гости, торг ведете?

                                  И  куда теперь плывете?

    Корабельщики:  Мы  объехали весь свет,

                                    Торговали мы  конями,

                                    Все  донскими  жеребцами,

                                    А теперь нам вышел срок.

                                    И  лежит наш  путь   далек.

                                    Мимо острова  Буяна,

                                     В  царство славного Салтана.

                       

    Князь:        Добрый  путь вам, господа,

                         По  морю,  по  Окияну.

                       К славному   царю Салтану.

                         Да скажите:  князь  Гвидон

                         Шлет  царю-де  свой  поклон.                            ( корабль уплыл, появилась лебедь)

    Ребенок:  Гости   князю  поклонились.

                        Вышли вон  и в  путь пустились.

                      К  морю князь-  а лебедь  там.

                      Уж   гуляет  по  волнам.

    Князь:   Помоги!  Душа  ведь  просит.

                   Так и  тянет,  и  уносит  в царство

                    Славного   Салтана.                                     (Лебедь брызгает. крыльями  машет, Гвидон убегает за

                                                                                                      Ширму, переодевается  в  муху).

    Ребенок:  В  муху  князь  оборотился.

                          Полетел и опустился

                          Между  моря и небес

                          На  корабль и  в  щель залез.              ( Плывет кораблик, за ним летит муха).

    Салтан   сидит   на троне, ткачиха с поварихой   злыми жабами глядят.

    Салтан:  ОЙ,  вы гости,  господа,

                      Долго  ль  ездили?  Куда?

                     

    Корабельщики:    

    1-й  кор-к:   Мы  объехали  весь свет.

                           За  морем  житье  не худо.

                            В  свете ж  вон  какое  чудо.

    2-й кор-к: Остров на море  лежит.  Град на острове   стоит.

                                                                                                           7.

       3-й  кор-к:  Ель  растет  перед    дворцом.

                             А под ней  хрустальный дом.

    4-й  кор-к:  Изоб нет ,    везде  палаты.

       Все:                   А  сидит  в нем  царь Гвидон.

                         Он  прислал  тебе  поклон.                   ( Кланяются)

    Салтан:  Если только  жив я буду,

                     Чудный  город  навещу.

                    У   Гвидона   погощу.        (  корабль уплыл,  а  муха  сидит  в  стороне)

    Ткачиха:  Что тут дивного?

                      Ну вот. Белка камушки  грызет.

                        Мечет золото  и  в  груды

                        Загребает  изумруды.

    Повариха:   Этим нас  не  удивишь.

                           Правду  ль  нет  ли  говоришь?

                           В  свете  есть  иное  диво:

                            Море  вздуется   бурливо.

                           Закипит,  поднимет вой,

                           Хлынет  на берег   пустой,

                          Разольется в шумном беге,

                         И  очутятся  на  бреге,

                          В чешуе, как жар горя ,

                          33  богатыря.

    Бабариха:   Все  красавцы удалые,

                           Великаны   молодые,

                            Все равны,  как  на  подбор,

                            С ними  дядька  Черномор.

                             Это диво,  так уж  диво,

                             Можно  молвить справедливо!

    Ребенок:  Диву  царь  Салтан  дивиться,

                      А  Гвидон- то  злится, злится.

                      Зажужжал он  и  как раз

                      Тетке сел на левый глаз.    ( ткачиха  закрывает глаз)

    Все   кричат:  Лови, лови,  да дави его, дави!

                            Вот  ужо! Постой   немножко!   Погоди!!

     

    Ребенок:  А князь в окошко, да спокойно в свой удел

                          Через море улетел.

    Лебедь:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                        Что ты  тих, как  день ненастный!

                       Опечалился   чему?

    Князь Гвидон: Грусть- тоска  меня  съедает,

                               Диво б дивное хотел

                              Перенесть  я  в мой  удел.

    Лебедь:  А  какое ж  это диво?

                                                                                            8.                                                                                              

    Князь Гвидон: Где-то вздуется  бурливо  Окиян,

                                Подымет вой,

                                Хлынет на берег   пустой,

                                Расплеснется  в шумном  беге

                                 И  очутятся  на бреге

                                   В  чешуе,  как  жар горя,

                                   Тридцать три  богатыря.

                                 Все красавцы молодые,

                                 Великаны   удалые.

                                 Все  равны, как  на подбор,

                                С ними дядька  Черномор.

    Лебедь:  Не печалься  же,  ступай,

                      В  гости  братцев  поджидай.

                                                                          Князь уходит. Танец богатырей.

    Черномор:  Лебедь нас к тебе  послала

                           И  наказом   наказала  славный  город   твой  хранить,

                           И  дозором   обходить.

                                                                                      ( Идет  корабль)

    Ребенок:   Ветер по морю   гуляет

                           И   кораблик   подгоняет,

                        Он  бежит  себе  в волнах,

                          На  поднятых   парусах.

                           Мимо  острова  крутого,

                           Мимо города  большого

                            Пушки с пристани  палят,

                           Кораблю  пристать  велят.

    Гвидон:  Чем  вы,  гости,  торг  ведете?

                       И  куда  теперь  плывете?

    Корабельщики:   Мы объехали весь  свет,

                                    Торговали   мы булатом,  чистым  серебром и златом.

                                    И  теперь  нам  вышел  срок,

                                   А лежит наш   путь  далек,

                                   Мимо  острова  Буяна,

                                   В  царство славного  Салтана.

    Князь:   Добрый путь вам господа.

                      По  морю, по Окияну.

                     К  славному  царю  Салтану.

                     Да скажите  ж  князь Гвидон

                      Шлет-де  свой  царю поклон.

                                                                            (  Корабль уплыл. Лебедь появилась).

      Ребенок:  К морю князь, а лебедь там,

                          Уж  гуляет по волнам.

                                                                                          9.

    Князь:    Душа- де просит…

                      Так и тянет  и уносит

                      В царство славного  Салтана.

                                                                                     ( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).

    Ребенок:  Шмелем   князь оборотился,

                        Полетел, зажужжал, судно на море  догнал.

                        Потихоньку  опустился  на корму

                         И  в щель забился.

                                                                                                              (Приготовить трон)

    Ребенок:  Царь  Салтан  сидит в палате

                      На престоле и в венце,

                      С грустной думкой на лице.

                     А ткачиха    с поварихой,

                      С сватьей  бабой  Бабарихой

                      Около царя сидят четырьмя

                       Все три  глядят.                                      

    Царь:  Ой вы,  гости- господа,

                 Долго   ль   ездили?  Куда?

                   Ладно  ль за  морем ,  иль худо?

                   И  какое в свете чудо?

    Корабельщики:  Мы объехали весь свет.

                                    За морем  житье  не  худо,

                                    В  свете ж вот  какое    чудо:

                                                                                              (  перебивают тетки)

    Тетки:    Остров на море  лежит,

                   Град на острове   стоит.

                 Каждый день идет там диво:

                Море  вздуется   бурливо,

                  Закипит,   поднимет  вой,

                 Хлынет на берег   пустой,

                  Расплеснется    в   скором   беге

                 И  останутся  на  бреге  

                Тридцать три богатыря

                  В чешуе огнем  горя.

    Бабариха   усмехнувшись говорит:

                              Кто нас этим   удивит?

                        Люди из моря выходят

                     И  себе  дозором  бродят!

                   Правда бают  или  лгут ,

                   Дива я не вижу тут.

                      В свете есть такое  диво,

                      Вот идет  молва   правдиво.

                   За морем  царевна есть,

                Что не можно глаз  отвесть.

                  Днем свет божий   затмевает,

                  Ночью  землю освещает,

                Месяц   под  косой  блестит,

                 А  во лбу  звезда горит.  Молвить   можно справедливо – Это диво, так  уж   диво.

                                                                                                             10.

    Князь- шмель:     под музыку.

                              Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей   красный круглый нос.

    Бабариха:   Помогите, ради  бога!

                         Караул!  Лови, лови!

                          Да дави его ,  дави!

                         Вот  ужо!   Подожди немножко!

                                      Погоди!!!

                                                                                        (   Шмель улетает, переодевается)

    Ребенок:А шмель в  окошко

                     Да спокойно в свой удел

                     Через море  улетел.

    Лебедь  князю:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                                   Что  ж  ты  тих, как  день ненастный?

                                  Опечалился  чему?

    Князь Гвидон:  Грусть- тоска   меня  съедает

                                 Люди женятся,  гляжу.

                                 Не  женат  лишь  я хожу.

    Лебедь:   А кого же на  примете  ты  имеешь?

    Князь:  Да на свете   говорят  царевна  есть,

                    Что не можно  глаз отвесть.

    Лебедь:  Да, такая есть есть девица.

                     Но жена  не  рукавица,

                      С белой ручки не стряхнешь,

                      Да за  пояс  не заткнешь.

     Услужу тебе советом-

      Слушай обо  всем   об  этом.

    Ребенок:  Князь готов  душою страстной

                       За царевною  прекрасной

                         Хоть  пешком  идти  отсель

                         Да   за  тридевять  земель.    

         

    Лебедь:  Знай, близка  судьба твоя.                        ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму

                      Ведь царевна  эта- я.                               и  быстро переодевается  в царевну).

                         (  Царь царевну   обнимает,

                           К  белой груди  прижимает.)-------------действия.

                     

    Князь:    А  теперь пойдем скорей  к милой  матушке   моей.

    Ребенок:    Вспомнил царь, что в гости  обещался.

                         А до  селе  не   собрался.

                          Тут   уж  царь  не утерпел,

                          Снарядить он  флот велел.

            И  вот в лазоревой  дали  показались корабли.  Князь  Гвидон  тогда  вскочил. Громогласно сообщил.

                 

                                                                                                   11.

    Гвидон:   Матушка моя родная  и  ты княгиня  молодая,

                     Посмотрите-ка  туда.

                      Едет  батюшка  сюда.

    Царь Салтан:  Что я  вижу?   Что такое?

                                  Как?    И  дух мой  занялся.

                                 Обнимаю  я царицу  и  сынка,

                                     И  молодицу.

    Князь Гвидон:  Ну, садимся все   за стол и веселый   пир  пошел.  Танцуют все.

                                         

                                                        Музыка минусовка  « Вдруг, как в сказке  скрипнула дверь».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

    Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования театрализованных игр

    Особое место в формировании связной речи у детей с ОНР занимают театрализованные игры. Театрально - игровая деятельность формирует умение слушать, отвечать и спрашивать, обогащает детей новыми знаниям...

    Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....