Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения  для артикуляционных мышц.  Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и  научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышц

речевого аппарата

                                                                                                                                 Учитель-логопед  

                                                                                                  Ольга Николаевна Бельды

 .

        Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упражнения  для артикуляционных мышц.  Выполняя движения плавно , ритмично, соблюдая одинаковое положение органов справа и слева, ребенок не только укрепит свои мышцы, отвечающие за работу речевых органов, но и  научится правильному звукопроизношению. Вашему вниманию предлагаются базовые артикуляционные упражнения.

        Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно  и , желательно,  перед зеркалом, чтобы ребенок видел свою артикуляцию.

*****

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.

 Передние верхние и нижние зубы обнажены.

           Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
          Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

           Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
          Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

             Подражаю я слону -
            Губы хоботом тяну.
             А теперь их отпускаю
             И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

              Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
             А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

              На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
             И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

               Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

              Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
             И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

               Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
              И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

               Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
             Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

             Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
            Ну-ка, горка, поднимись!

              Мы помчимся с горки вниз.
            Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек»

Эти волшебные трудные звуки.

Игры для развития речевого слуха

Составитель  О.Н.Бельды , учитель-логопед

                Мы, взрослые , не задумываемся, над тем, как звучат слова, а сразу воспринимаем его образ. А дети, которым предстоит окунуться в звуковое многобразие, далеко не всегда могут распознать слова, которые отличаются одним звуком или слогом.

                Фонематический или речевой слух - это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков-слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно общаться.

                Сформированное фонематическое восприятие ребёнка-это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, легкости овладения грамматическим строением языка, гарантия успешного освоения письма и чтения.

                Игры, которые мы предлагаем, помогут вашему ребенку научиться не только слышать звуки родного языка, но и научат его правильному восприятию.

Правильно или нет?

Выберите любую картинку,  воспользуйтесь иллюстрациями из детских книг, энциклопедий.

Показывайте ребенку картинку и сами называйте предмет, но хитрите-заменяйте первую букву (лобака, мобака, хобака, собака, фобака). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения слова.

Одинаковый звук

Предложите ребенку внимательно послушать и угадать ,какой одинаковый звук есть в словах:

-шуба, кошка, мышь;          

  -чай, дочь, мяч;

-борщ, ящик, щавель;            -коза, знак, избы.

Звуки шутят

Читая знакомые произведения, умышленно заменяйте звуки в словах. Например:

-Хвост с узорами, сапоги со шторами.(Русская народная песенка)

-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.(Русская народная песенка)

-Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет мед. (А. Пушкин)

-На пушистых детках снежною каймой

 Распустились кисти белой бахромой. ( С. Есенин)

-Эй,не стойте слишком близко.

 Я тигренок, а не миска. ( С. Маршак)

-Где обедал воробей? В зоопарке у дверей.(  С.Маршак)

                             

 «Кот и Кит» (Б. Заходер)

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот-огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ  всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану.

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор-

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

-Кис, кис!-Он охотно спрыгнет вниз.

Буква заблудилась

-Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

-Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

-На виду у детворы крысу красят маляры.

-Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

-Писем мы не написали: тучку целый день искали.

-Сидит на грядке крепко оранжевая кепка.

-Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

-Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая , пушки.

-Жучка будку не доела, неохота, надоело.

-Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки.

-Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

-На поляне весной вырос зуб молодой.

-На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

-Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

-Мишка дров не напилил-печку кепками топил.

Хитрые загадки или загадки-

         Все дети  любят отгадывать загадки, особенно те, ответы к которым можно подобрать с помощью рифмы. Предложите малышам отгадать загадки, в которых не стоит доверять рифме.

-Над лесной поляной долго слышался кошмар:

 Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… (филин).

-К цветку приставишь ухо,а в нем жужжит, поет

 Старательная …(пчела) и собирает мед.

- Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…(павлин).

-По сосне, как барабан, застучал в лесу…(дятел).

-Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая…(белка).

Загадки про сказочных героев

-Он пиявок добывал,

 Карабасу продавал,

 Весь пропах болотной тиной,

 Его звали …(Дуремар).

-В Простоквашино он жил

 И с Матроскиным дружил.

 Простоват он был немножко,

 Звали песика…(Шарик).

-Он гулял по лесу смело,

 Но лиса героя съела.

 На прощанье спел бедняжка.

 Его звали …(Колобок)

-Бедных кукол бьет и мучит,

 Ищет он волшебный ключик.

 У него ужасный вид,

 это доктор…(Карабас).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для родителей «Я со звуками дружу и красиво говорю»

Слайд 2

Заборчик Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.

Слайд 3

Трубочка В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.

Слайд 4

Заборчик - Трубочка Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.

Слайд 5

Окошечко Рот открою я немножко, г убы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят и в окошечко глядят.

Слайд 6

Лопатка Мы копали, мы устали, Язык в лопатку превращали. Пусть язык наш отдохнёт, И опять копать начнет.

Слайд 7

Иголочка Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.

Слайд 8

Часики Ходит мятник в часах: Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?

Слайд 9

На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели.

Слайд 10

Хомяк Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках.

Слайд 11

Чистим зубки Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Слайд 12

Горка Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!

Слайд 13

Загони мяч в ворота Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, Мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем, Мяч в ворота забиваем.

Слайд 14

Вкусное варенье Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.

Слайд 15

чашечка Будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

Слайд 16

Пароход Пароходик небольшой, Зато смелый он какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

Слайд 17

Маляр Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад.

Слайд 18

Барабанщик В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, « Д-д-д-д » застучали.

Слайд 19

Лошадки Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.

Слайд 20

Грибок Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы вырос наш грибок, Подними вверх язычок.

Слайд 21

Гармошка На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем.

Слайд 22

Использованные источники Стихотворный текст: Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика - СПб.: ЛИТЕРА, 2005 http://nsportal.ru/smirnova-elena-borisovna " http://www.logoped.ru/rubcof01.htm http://1logoped7gruppa.ucoz.ru/index/artikuljacionnaja_gimnastika_v_stikhakh/0-41 В презентации использовались картинки из следующих источников: Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003. Детское лото в картинках. М., 2008 «Мозаика – Синтез» - лопатка З.Петрова. Обложка книги «Качели» - качели http:// images . yandex . ru / - гармошка, маляр, пароход, горка, чистим зубки, окошечко http://gallery.forum-grad.ru/ - чашечка prodfood.ru – вкусное варенье http://lifehamster.ucoz.ru/- хомяк http://wiki.syktsu.ru/ - барабанщик iohanga.ru – иголочка suveni.ru – труба logolife.ru – индюшка - болтушка http://www.moi-detki.ru/ - грибок авторские фотографии – заборчик, лошадка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффекти...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

                    Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование тради...

Консультация для родителей "Развитие мышц артикуляционного аппарата"

Данные рекомендации предназначены родителям детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения произносительных возможностей речевого аппарата....

Развитие мышц речевого аппарата

Развитие мышц речевого аппарата....

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания.

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания...