«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кузминкова Любовь Григорьевна

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем дошкольном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции речевых нарушений у каждого дошкольника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Подготовила: учитель-логопед Кузминкова Л.Г.

Калуга

2015 год.

                      Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем дошкольном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции речевых нарушений у каждого дошкольника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи.

Поэтому я в своей работе использую самые разнообразные методы и средства для развития речевых возможностей ребенка. Мною была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Её можно проводить как на образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с тяжелыми нарушениями речи, подчиняются лексическим темам и включают в себя:

артикуляционную гимнастику

пальчиковые игротренинги

динамические паузы

самомассаж рук

самомассаж лица

дыхательную гимнастику

кинезиологические упражнения.

Пальчиковые игротренинги.

Пальчиковые игротренинги.

             В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например,«Сорока – белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали взаимосвязь двигательных и речевых центров в коре головного мозга.

          Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Поэтому пальчиковые игротренинги должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением. Содержание пальчикового игротренинга согласуется с лексической темой, изучаемой в группе на данной неделе. Мы совместно с воспитателями разработали картотеку для удобства в практической работе «Игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики».

Динамическая пауза.

Динамическая пауза – это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи — двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Динамические паузы мы используем в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки.

Массаж и самомассаж.

Ещё одна нетрадиционная форма, используемая в работе: массаж и самомассаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция.

Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы — при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение – при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием старшего возраста направить внимание не столько на техническую сторону выполнения задания, сколько на контроль выполненной работы.

Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно). Используются упражнения с нетрадиционным материалом: катание грецкого ореха, шарика, мяча, цилиндра, катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плоскости и др.

С детьми старшего дошкольного возраста самомассаж мы проводим 2 раза в день, причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Мы используем его и в качестве физкультминутки на занятиях, на прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 2 — 3 минуты, 2 — 3 повторения. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение можно сопровождать стишками или счетом.

Таким образом наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

А теперь более подробно познакомим с различными видами коррекционного воздействия по стимуляции речевых центров вне занятий.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы. Состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Мы учитываем доступность выполнения упражнений, возраст дошкольников, уровень подготовки, частоту и тяжесть лор — заболеваний (например, дыхательная гимнастика не выполняется, если у ребёнка имеется мед.отвод по ЛОР заболеванию), сложность речевых и медицинских диагнозов.

Я подбираю и планирую, упражнения и игры по формированию правильного дыхания, провожу обучающий этап (индивидуальный или подгрупповой). Воспитатели, закрепляют изученные упражнение во время ежедневной дыхательной гимнастики, как элемент утренней гимнастики и на музыкальных занятиях (в тесной связи с музыкальным руководителем).

Работа над формированием правильного дыхания ведётся в нашей группе систематически, с постепенным усложнением. В старшей группе мы работаем с дыхательной гимнастикой по программе «Старт». В подготовительной группе упражнения будут усложняться, запланированы упражнения для развития грудобрюшного типа с включением элементов дыхательной гимнастики А. И. Стрельниковой. Остановимся на дыхательных упражнениях, проводимых нами в старшей группе.

Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме, разбита на три комплекса. Все они связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определённые мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе — восстанавливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением тонуса определённых мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Ещё одной неотъемлемой частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы языка.

Принцип отбора артикуляционных упражнений зависит от особенностей структуры дефекта звукопроизношения, его причины возникновения. Наиболее тщательно отрабатываются те движения, которые нуждаются в исправлении и необходимы для постановки звука. Подбор артикуляционных упражнений осуществляет логопед. Логопед проводит индивидуальное постепенное обучение каждому упражнению. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата с помощью игровых упражнений артикуляционной гимнастики. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе, обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Например: движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка — образ, которая удерживает внимание ребёнка. Мы также создали картотеку упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребёнка, определяется логопедом. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, поэтому мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы.

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:

путешествие Весёлого Язычка (комплекс игровых упражнений, связанных темой, сочетающий в себе движения языка, рук и ног, фонационную ритмику). Этот интересный комплекс является итоговым, объединяет в себе все хорошо изученные упражнения артикуляционной гимнастики

биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти). Но эти упражнения доступны не всем детям. Например: детям с дизартрией сложно скоординировать несколько движений одновременно, с ними мы используем эту форму в подготовительной группе, когда уровень подвижности артикуляционного аппарата улучшается. Подгруппа детей с дислалией может выполнять её в старшей группе

«Театр пальчиков и языка» — интересный лексический материал объединяет движения артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Мы используем эту форму в подготовительной группе.

Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

Совместно с воспитателями в своей работе используем самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей. Мы стали использовать нетрадиционные: кинезиологические упражнения (по методике А.Л. Сиротюку). Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные нетрадиционные упражнения повышают стрессустойчивость, синхронизуют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения проводим индивидуально и с подгруппой детей ежедневно по 3-5 минут (утром или между занятиями). Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения, выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключительно речевого и зрительного контроля), подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников предполагает активное участие в этом процессе родителей. Родители нашей группы всегда в курсе того, что изучают и чем занимаются дети. Различные формы работы с родителями (родительские собрания с показом занятий, элементов оздоровительной работы день открытых дверей, индивидуальные беседы и консультации по интересующим вопросам, тренинги, практикумы, информационные стенды, анкетирование) позволяют повысить их грамотность в области коррекционной педагогики, пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе. Нетрадиционные методы логопедического воздействия включены в работу  и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи. 

В работе используются учебно-методический комплект Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е.Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №72 г.Калуги

Консультация

«Речевое дыхание- основа правильной речи»

Подготовила: учитель-логопед Кузминкова Л.Г.

                   Правильное дыхание — основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия.

Физическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох — пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5).

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях.

Много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятны слова, окончания проглатываются.

Детям в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят.

Если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Из–за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным.

Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Если ребенок во время речи выдыхает воздух в щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Различают 3 типа дыхания: грудное, диафрагменное и смешенное — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Дыхательная функция нуждается в тренировке.

Ставить дыхание нужно, позанимавшись снятием мышечных напряжений. Восстановленное дыхание, переставшее быть ключичным, ведет автоматически к понижению голоса.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот; «Бегемотик», «Жемчуг».

Второй этап. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.

Третий этап. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Комар», «Жуки», «Рычалки».

Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки и скороговорки.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка — популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи — короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.

Пение — форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Необходимо соблюдать следующие условия:

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;

- темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;

- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- не заниматься после еды;

- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

- не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;

- не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;

- дозировать количество и темп проведения упражнений.

- начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;

- выполнять упражнения по подражанию;

- проводить тренировки пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным;

- следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; «уронить» плечи; лицо неподвижное, ленивое;

- можно выполнять упражнения на первых порах с закрытыми глазами;

- сначала речевой материал проговаривать шепотом, начиная с глухих согласных;

- необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

- дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;

- дидактический материал должен быть легким, располагаться на уровне рта.

- перед выдохом сделать вдох, мягкий, короткий, глубокий и сильный, «набрать воздуха полную грудь»;

- воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге;

- делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;

- вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;

- вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.

- совершать выдох длительно и плавно, не толчками;

- во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;

- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.

- выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;

- не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора;

- не выдыхать весь воздух, а сохранить небольшой запас в легких;

- говорить только на выдохе; каждое слово во фразе на одном дыхании и с понижением голоса на каждое слово, помогая плечами, будто «спускаясь плечами».

- выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные);

- на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого;

- в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

- постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Небезуспешно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.

Заключение.

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.

Удачи!!! Верьте в себя, и всё получится!!!

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

 
Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 
Немое кино.
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

 
Топор.
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

 
Зоопарк.
 Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 
Ворона.
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу” и т. д.).


 «Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).


«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

 

«Одуванчик»
(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«Снежинки»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«Бабочка, лети!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 

Задача ребенка - дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». 

«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 

Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., «Просвещение», 1973.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., «Просвещение», 1983.

3. Выгодская И.Г., Пелпингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников  в игре. М., «Просвещение», 1984.

4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., «Творческий центр», 2003.

5. Дурова Н.В. Фонематика. М., Мозаика-Синтез.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1999.

7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М., «Гном-Пресс», 1999.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. М., «Гном и Д», 2003.

9. Никольская С.Т. Техника речи.  М., «Знание», 1988.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, «Союз», 2001.

11. Поворова И.А. Практикум для заикающихся. Санкт-Петербург,  «Союз», 1999.

12. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1999.

13. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., «Просвещение», 1979.

14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., «Творческий центр», 2001.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.

 



Предварительный просмотр:

Пальчиками играем- речь развиваем…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №72 г. Калуги

Подготовила: Кузминкова Л.Г.

Ноябрь 2015


Обучая детей старшего дошкольного возраста, мы используем более 30 видов разнообразных материалов, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Предварительно проводится работа по развитию мелкой моторики. Для этого применяется пальчиковая гимнастика. Её можно делать и в начале непосредственной образовательной деятельности – для разминки, и в середине – для отдыха.
Виды пальчиковой гимнастики, которые мы используем:
•      Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
•     Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
•     Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
•     Игры с  палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
•      Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. 
•      Массаж ладонных поверхностей разноцветными шариками «су-джок»: их нужно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять» направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания. 
•      Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук. 
•     Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определённом положении в правой и левой руке 
•      Массаж «чётками»:  перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
•     Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.                      

Следующий этап работа с природным материалом. Во время прогулок организуются беседы, направленные на воспитание у детей умений видеть природу, вглядываться в её краски, формы, бесконечное богатство, любить её и беречь. Также делаются заготовки природного материала, но так, чтобы не нанести ущерба природе. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение.
Природный материал  таит в себе большие возможности и сближает ребёнка с природой. Достаточно приглядеться к её дарам, чтобы увидеть – в каждом листочке или корешке спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.
-  Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки – используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат, забавного гномика, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их.
-  Работы из пуха тополя (основного), чертополоха, одуванчика, ковыля, осота, как правило, получаются красивыми, легкими, воздушными. Здесь от детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.
-  Перья птиц – очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения. Перед началом необходимо обратить внимание детей на эстетику, аккуратность, соотношение пропорций в поделке.
-  Иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, стручки белой акации, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, лепестки тюльпана, розы – служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.
-  Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, камушки  – используются для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает.
Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), художественная литература, так как они создают богатую почву для размышлений, вдохновения, делают человека мудрее.
Существует немало других материалов для работы.
-  Квиллинг - бумагокручение — это скручивание длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизменение их формы и составление из полученных деталей объемных или плоскостных композиций.  Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен.  Ребёнок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
-  Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.
Еще одна важная форма работы – графические упражнения. Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребёнка, помогают почувствовать границы фигуры.
Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают непосредственную образовательную деятельность более увлекательной, эмоциональной и способствует развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.
Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:
- получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
- закреплению положительных эмоций;
- возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребёнка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребёнок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому мы стараемся предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учим тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
 

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно; 
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем 
Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли 
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день 
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Растягивание пальцев.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с учебными предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков: 
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на  требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.

Литература 
1.    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2.    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.    Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - N1.
4.    Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5.    Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
6.    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
7.    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
8.    Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
9.    Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
10.    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11.    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12.    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
13.    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
14.    Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс: открытое логопедическое занятие

в старшей группе.

Тема: «Звуки С – З»

Цель занятия:

  • Автоматизация  звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках.

Задачи:

  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  •  Формирование умения различать на слух и отчётливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
  • Совершенствование связной речи детей,  умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности.
  • Ознакомление  детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».
  • Работа над  интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом. 
  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
  • Оборудование: 
  • Зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами  «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Рога», картинки для физ.минутки, буклет -  массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением  количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.

  • Ход занятия
  • 1. Организационный момент 
  • Протянуло солнышко нам свои ладошки,
  • Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
  • С солнцем мы покружимся
  • Со  звуками подружимся!
  • Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
  • (дети встают в круг и называют свои имена)
  • Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)
  • А на какой планете мы живём? (Земля) А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды) – С какого звука начинаются  эти слова? – (З)
  • 2. Сообщение темы занятия 
  • Сегодня познакомимся  и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С,  3.
  • Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки» -
  • у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки»  -
  •  у них на медальках символ «звоночек».
  • свисток 2                                              звенелочки                                             
  • А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных героев».
  • Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в именах  которых  есть звуки нашего занятия. Давайте  назовём их и выберем, кто из них со звуком  С, а кто из них со звуком З.
  • (С – Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах, Слонёнок, Снегурочка, Свинка;
  • З – Незнайка, Разбойник, Золушка, Змей Горыныч.)
  • Герои выставляются на 2 наборных полотна.
  • Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать  и произносить звуки С, З.
  • 3. Психогимнастика и массаж лица: 
    Логопед: 
    «Сегодня,  1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».
  •          Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:
  • «Солнышко»    (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)
  • Солнце с неба посылает
  • Лучик, лучик, лучик  
  • (движения по лбу от середины к вискам)
  • И им смело разгоняет
  • Тучи, тучи, тучи
  • (плавные зигзагообразные движения оп лбу)
  • Лучик нежно согревает
  • Щёчки, щёчки, щёчки
  •  (потирают щёчки)
  • Солнышко  на носик ставит
  • Точки, точки, точки
  •  (постукивают пальцем по носу и щёчкам)
  • Золотят веснушки деток
  • Очень нравится им это.
  • (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
  • 4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику  для губ и язычка,  сопровождая показом движений кистей рук:
  • -улыбка, заборчик,
  • -хоботок, - бублик
  • - чередование улыбка – бублик;
  • - лопатка;
  • -горочка,
  • -язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем - выдох ;
  • -орешки;
  • -часики;
  • -качели;  
  • -лодочка.                                           (убрали зеркала на край стола)
  • 5. Упражнение на сильного выдоха и развитие мелкой моторики: 
  • Снег, снег кружится, белая вся улица…
  • Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У нас на столах лежит  фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на  ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.
  • Чтобы отогреть пальчики после снежка сделаем ПАЛЬЧИКОВУЮ         ГИМНАСТИКУ:
  • Массаж пальчиков «Обезьянка  мыла...»
  • Обезьянка  мыла мылом лапку
  • Каждый пальчик оп порядку.
  • Вот намылила БОЛЬШОЙ,
  • Сполоснув его водой.
  • Не забыла и УКАЗКУ,
  • Смыв с него и пыль и краску.
  • СРЕДНИЙ мылила усердно:
  • Самый грязный был наверно.
  • БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
  • Кожа стала сразу красной.
  • А МИЗИНЧИК быстро мыла:
  • Видно, он боялся мыла.
  • 6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.   Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас узнаете.
  • Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?
  • (использую картинки – звуковые символы)
  • С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;                                              
  • С-С-С – свистит за окошком ветер;
  • СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;
  • З-З-З – пилит пила;
  • З-З-З – работает станок, точащий детали;
  • З-З-З – звенит звонок;
  • З-З-З – звенит большой комар;
  • ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;
  • Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?
  • (Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками -  КАРТИНКАМИ –
  • синее – для звука С, зелёное – для звука З):
  • Звук  С   мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА, 

сканирование0035(У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. )  сканирование0037

  • А звук  З – с песенкой  КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).
  • 1 полочка: (картинки НАСОС – КОМАР)
  • Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок,  голосовые складки,
  • когда мы произносим звуки С, З?
  • С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
  • А  З?  - тоже улыбаются и зубы заборчиком.
  • 2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))
  • С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.    
  • 3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)
  • С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.
  • 4. (картинка: холодный ветер, под  З – такая же картинка)
  • А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.
  •  Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
  • (С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
  • (З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук  - ЗВОНКИЙ)
  • 5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)
  • не звенит!!!!!!!                                  звенит
  • ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?
  • Работой голосовых складок.
  • Давайте дадим характеристики нашим звукам.
  • С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).
  • З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый  (есть мягкий брат).
  • А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?
  • Только повторим правило:
  • Если сомневаешься, какой звук – не спеши,
  • Руку  ты на горлышко положи!
  • 7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
    Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/. 
    «с», «а» - «са»; 
    «с», «и» - «си»; 
    «с», «у» - «су»; 
    «с», «о» - «со».
  • Аналогично произносятся слоги со звуком «З»
  • 8. Давайте разомнёмся и произнесём вместе с Совой чистоговорки (использую картинки):

за – за – за – вот забавная козакозочка

за – за – за  - началась грозагроза

гроза и зонт

Зы – зы  - зы – я боюсь грозы

гостей до дома довезу

Зу – зу – зу – гостей до дома довезу

  •                                                 
  • 9.  Я приглашаю Зайку объяснить вам его задание «Найди пару» (работа со словами-паронимами):
  • Дело в том, что некоторые слова очень похожи и зовут их паронимы. Нужно найти пары слов, которые отличаются звуками С, З.  А вот эти слова (картинки) – роза, коза, зайка, зуб, роса, коса, сайка, суп.
  • Давайте найдём пары? Роза-роса, зайка-сайка, зуб-суп, коза-коса.

Копия розароза

РОСИНКИ3  роса

ЗАИНЬКА МОРКОВЬ ГРЫЗЁТ  зайка

САЙКА 1 сайка

  • 10. Со   Снегурочкой поиграем в игру  Игра «Подскажи словечко».
  • Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:
  • Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).          
  • Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).
  • На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).                      
  • Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
  • 11. Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке
  • Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово
  •  прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.
  • Вкусный суп.
  • Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.
  • Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
  • Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
  • На окно уселась СОЙКА: -  Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
  • 12. С Разбойником разучим скороговорку (работа со стихотворным текстом):
  •   C:\Documents and Settings\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image38.png
  •         Роса легла на розы,
  •         Роса блестит, как слёзы.
  • 13.Пальчиковая гимнастика:
  • У козы – как две косы.
  • У быка – как два штыка.
  • У барана – как две баранки.
  • У лося – как корни сосен.
  • У оленя – как кусты сирени.
  • И рога им нужны не чтобы бодаться, а чтобы защищаться.
  • 14. А Змей Горыныч любит, когда  чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он  просит поиграть в игру   «Один – много»    НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ,  НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС
  • 15. Кот в сапогах просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова с о звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)
  • Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом  - Комарик.
  •                
  • 16. Обезьянка предлагает игру   «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.
  • БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК…  , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…,  ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .
  • 17. ФИЗМИНУТКА :
  • Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.
  • Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас
  • Сколько видишь ты    замочков -
  • Столько сделаем прыжочков.
  • КОЗА!КОЗА!КОЗА!        ЗАЙКАЗАЙКАЗАЙКАЗАЙКА     замочки
  •                   18. Незнайка предлагает игру «Незнайкины предложения». Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
  • Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
  • Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол
  • Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.
  • 19. А теперь Василиса Премудрая просит вас выполнить самое трудное задание
  • «Слово правильно назови и в сундук или корзину положи» (Звуковой и слоговой анализ):                  Посмотрите, что она принесла.
  • Scan0006                     Scan0042   
  • На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:
  •  

    О

  •  

     О

   

  О

  •  

  • У  вас картинки. Для команды «свистелочки» надо определить,  где в словах
  • находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным
  • обозначением места звука в слове.
  • А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить,  сколько в слове
  • частей  - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.
  • Чтобы определить, сколько частей (слогов)  в слове – его надо отхлопать или прошагать)
  • З – зуб, коза, забор,  кузнечик…..
  • 20.(Знакомство со зрительным образом букв  З и С)
  • Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква.
  • Золушка предлагает нам запомнить образ буквы З  и проговорить с ней стихотворения:
  •                                            З – завиток на завиток,                    
  •                                                        З – закрывается замок,                
  •                                                        З – в зарослях змея ползёт,         
  •                                             З – заинька морковь грызёт.
  • (Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)
  • А  Солдатик любит букву С: МЫШКАсканирование0005
  • Села мышка в уголок,
  • Съела бублика кусок.
  • (С какой стороны откусан бублик?  (справа)
  • Что за буква светится
  • Жёлтым ясным   месяцем?
  • Полумесяц в небе тёмном,
  • Буквой  С повис над домом.КОНЬ
  • Шёл конь копытами звеня,   сканирование0004
  • Как будто С следы коня.
  • 21. Итог занятия: На нашем логопедическом занятии команды  «свистелочки» и
  • «звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!
  • Чем мы занимались на занятии?
  • (Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).
  • Что вам понравилось на занятии?
  • Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.
  • А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.
  • В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"

Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упр...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

Нетрадиционные методы развития мышц артикуляционного аппарата

Упражнения дл развития артикуляционного праксиса:- с шариком- с ложкой- с водой...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

                    Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование тради...

Развитие мышц речевого аппарата

Развитие мышц речевого аппарата....

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания.

Неспецифические упражнения на развитие мышц речевого аппарата и дыхания...