Главные вкладки

    КАРТОТЕКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
    методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

    Скрипникова Татьяна Викторовна

    В этом пособии представлена коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе. Целью данного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sbornik_domashnikh_zadaniy.docx97.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

    СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В

             ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

                                    Т.В. СКРИПНИКОВА

                          Учитель-логопед МБДОУ № 22

                         2012 год

                                ПРЕДИСЛОВИЕ

    В этом пособии представлена коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе.

    Целью данного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Используя предложенный материал дома,  появляется возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении (в повседневной жизни). Всем известно, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению заданий учителя-логопеда. Только совместная работа специалиста и родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

    Данный материал составлен в соответствии с тематическим планирование работы в  старшей логопедической группе ДОУ.

    Тематический цикл «ОСЕНЬ»                                        1. Ребенок должен усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).                                2. Лексический материал: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, опадать, засыхать, осыпаться, улетать, моросить.                        3. Игра «Один – много» - образование множественного числа существительных.                                                 Гриб – грибы,        птица - …,         овощ - …,                                    туча - …,                капля - …,        лист - …,                         цветок - … и т.д.                                                                4. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.                         Дождь – дождик, туча - …, солнце - …, трава - …, цветок - …,  гриб - …, ягода - …, лист - …, птица - …, ветер - … и т.д.                5. Игра «Мой, моя, мои» - упражнение в подборе существительных к притяжательным местоимениям.                    Мой – ветер, дождик, урожай, …, …, …, …;                                               моя – травка, одежда, тучка, …, …, …;                                   мои – цветы, грибы, …, …, …, … .                                        6. Почему так называют: грибник, листопад, ягодник?                7. Игра «Что делает?» - глагольный словарь.                 Дождик – капает, идет, моросит и т.д.;                                 ветер - …, …, …, … ;                                                 травка - …, …, …, …;                                                  солнце - …, …, …, … .                                                        8. Игра «К нам пришла осень» - отработка падежных окончаний.                                                                        Мы ждали …(осень).                                                Мы рады … (осени).                                                        Мы одеваемся тепло … (осенью).                                        Мы поем песни об … (осени).                                        Мы любим … (осень).                                                        9.  Нарисовать в тетрадке осенний пейзаж (цветными карандашами).        

    Тематический цикл «ОВОЩИ».                                                1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные овощи; повторить обобщающее слово «овощи»; обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; рассказать, где и как растут овощи (в огороде, на земле); рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей; поговорить о труде людей на полях и в огородах осенью.                2. Игра «Четвертый лишний» - развитие логического мышления. Назвать, что лишнее и почему?                         Яблоко, груша, картошка, лимон.                                         Морковь, слива, капуста, горох.                                         Апельсин, банан, персик, огурец.                                                3. Игра «Составь предложение» - ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью.                         Помидор круглый, а морковка … .                                  Редиска мелкая, а редька … .                                         Огурец овальный, а тыква … .                                                      Лук горький, а морковка … .                                         Помидор кислый, а чеснок … .                                                  Огурец зеленый, а свекла … .                                                4. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                         Огурец – огурчик, помидор - …, свекла - …, тыква - …, горох - …, фасоль - …, баклажан - …, морковь - …, перец - …, чеснок - …, лук - …, редиска - …, репа - …, капуста - …, и т.д.                         5. Игра «Подскажи словечко» - подбор однородных прилагательных к существительным.                                 Огурец (какой?) – зеленый, овальный, твердый, шершавый, крупный, мелкий, вкусный, водянистый.                                 Помидор (какой?) – красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, полезный, неспелый, красивый, гладкий и т.д.         Тыква (какая?) - ………………… капуста (какая?)……..............       Лук (какой?) - ………………, морковь (какая?) - ………………         6. Игра «Исправь ошибку» - развитие слухового внимания. Исправленные предложения ребенок должен проговорить целиком.                                                                 Картофельное пюре приготовим из моркови.                         Свекольный салат приготовим из чеснока.                         Морковный сок приготовим из лука.                                 Капустный пирог приготовим из кабачка.                         Гороховый суп приготовим из редиски.                                 Огуречный салат приготовим из помидоров.                                7. Игра «Чего много в корзине?» - закрепление категории родительного падежа множественного числа.                                   В корзине  много помидоров  (огурцов, моркови, гороха, фасоли, редиски, лука, чеснока и т.д.).                                                8. Аппликация (из цветной бумаги) любого овоща (по выбору). Работа выполняется в тетрадке.                                        9. Выучить одну загадку (по выбору).        

    Тематический цикл «ФРУКТЫ»                                        1. Родителям рекомендуется с ребенком рассмотреть натуральные фрукты; повторить обобщающее слово – «фрукты»; обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; рассказать, где и как растут фрукты (в саду, на деревьях); рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из фруктов; поговорить о труде людей в садах осенью.                                2. Игра «4-й лишний» - упражнение в исключении.         Груша, лимон, капуста, яблоко.                                         Картофель, огурец, баклажан, персик.                                 Кокос, банан, ананас, слива.                                                3. Игра «Узнай на ощупь, узнай по запаху». Предложить ребенку узнать фрукты на ощупь с закрытыми глазами, по запаху.        4. Игра «Что приготовим?» - образование относительных прилагательных.                                                                      Из яблока - ………… повидло; из банана - ………….. пюре; из лимона - ……….. сок; из груши - ……… компот; из апельсина - ……… сок; из ананаса – ананасовый сок и т.д.                                5. Игра «Чего нет?» - образование существительных множественного числа в родительном падеже.                                   Яблоки – (чего нет?) – нет яблок,        персики – (чего нет?) – нет …, ананасы – (чего нет?) – нет …, груши  (чего нет?) – нет …, мандарины – (чего нет?) - …, сливы – (чего нет?) – нет …, лимоны – (чего нет?) – нет …, бананы – (чего нет?) – нет …, апельсины – (чего нет?) – нет …, и т.д.                                                         6. Игра «1-2-5» - упражнение в согласовании числительных с именами существительными.                                                           1                        2                        5                         лимон                        лимона                лимонов                          апельсин                …                        …                                        груша                         …                        …                         персик                        …                        …                         ананас                        …                        …                         яблоко                …                        … и т.д.                        7. Выучить одну загадку о фрукте (по выбору).                        8. Заучить текст рассказа-описания «Лимон».                        Лимон – это фрукт. Лимон растет на дереве. Лимон желтый, круглый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай.

    Тематический цикл  «САД  -  ОГОРОД»                                        

    1. Рассказать ребенку, что такое «сад», «огород»; что растет в саду на дереве, а что в огороде на грядке. Побеседовать о том, какие работы проводятся осенью (весной) в саду, а какие в огороде.        

    2. Игра «Послушай, запомни и назови»: прочитать стихотворение. Запомнить и назвать, какие овощи растут в огороде.                                                                             Посадила баба Фёкла в огороде                                        Лук с картошкой.                                                        А любимый внук Антошка посадил                        Чеснок с картошкой,                                                И морковку, и капусту, чтобы борщ                                Был летом вкусный.                                                        Не забыл про помидоры: посадил их                        Вдоль забора,                                                Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили                                Все друг дружку.                                                Витаминный огород требует больших                        Хлопот.                                                                Баба Фёкла в борщ кладет все,                                        Что у нее растет.

    3. Игра «Помоги Незнайке»: исправь Незнайкины ошибки.                                                                                                            - Картошка вырастет на болоте.                                                                          - Яблоки вырастут на елке.                                                                    - Персики вырастут под кустом.                                                               - Помидоры вырастут на дереве.                                                    - Огурцы вырастут на яблоне.                                                                  4. Игра «Что посадим, что посеем?»:                                              Посадим – картошку, лук, …………. .                                       Посеем – укроп, петрушку, ………… .        

    5. Игра «Назови инструменты»: назвать инструменты, необходимые для работы в саду и огороде осенью (весной).        Грабли, секатор, лейка, лопата, …… и т.д.

    6. Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»: отгадать загадки,  1 загадку выучить и нарисовать ответ в тетрадке.

    Неказиста, шишковата, а придет на стол она,        

    Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата,                 

    Вкусна»!    (Картофель.)                                                                                                

    Красный бочок, само с кулачок, тронешь                

    Пальцем – гладко, а откусишь – сладко.        (Яблоко.)                                                

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.        (Лук.)                                                

    Синий мундир, желтая подкладка,                                

    А в середине сладко.   (Слива.)                                                                                                

    Этот овощ бордовый,  круглый, сладкий.         (Свекла.)        

            

    Тематический цикл «ДЕРЕВЬЯ»                                                                      1. Родителям рекомендуется: во время совместной прогулки показать ребенку лиственные и хвойные деревья (березу, липу, клен, каштан, ель, иву, сосну и др.) и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; научить различать их; показать плоды этих деревьев; обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью; найти в природе листья деревьев разного цвета; научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.                                                          2. Объяснить ребенку значение слова листопад.          3. Игра «Назови лист» - образование относительных прилагательных (четко проговаривать окончания слов)  Лист березы – березовый, лист рябины - …, лист липы - …, лист клена - …, лист осины - …, лист дуба - … и т.д.                4. Игра «4-й лишний» - упражнение в обобщении и исключении (ответ объяснить).                                             Дуб, береза, ель, клен.                                                   Сосна, липа, рябина, ива.                                                                   Ель, сосна, каштан.                                                        5. Игра «Родные слова» - упражнение в подборе родственных слов.                                                               Лист – листочек, листик, листок, лиственница, лиственный, листопад.                                         Дерево – деревья, деревце, деревянный и т.д.                        6. Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа. Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).                 7. Игра «1-2-5» - согласование числительных с именами существительными (четко проговаривать окончания ).                                                                                   1                2                5                                              дуб                дуба                дубов                                                 липа                …                …                                                ель                …                …                                                 сосна                …                …                                               клен                …                …                                                желудь        …                …                                 шишка        …                … и т.д.                                8. Аппликация «Лист дерева» (по выбору). Работу выполнять в тетрадке.                                                                        

    Тематический цикл «ИНСТРУМЕНТЫ»                                1. Родителям рекомендуется: закрепить с ребенком знания о том, какие бывают инструменты, как ими можно пользоваться. Закрепить в словаре обобщающее понятие «инструменты».                 2. Игра «Назови ласково» - упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.                                                 Топор – топорик,         скрипка - …,    лопата - …,        дудка - …,   молоток - …,   грабли - …,        барабан - …,   балалайка - … , игла - …, пила - …, гармонь - …, тяпка - … и т.д.                                        3. Игра «Подбери действия» - назвать как можно больше слов-действий. Образец: Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.                                                          Отверткой (что делают?) - … .Косой (что делают?) - … .             Граблями (что делают?) - … . Лопатой (что делают?) - … . Топором (что делают?) - …         .Молотком (что делают?) - …                4. Игра «1-2-5» - согласование числительных с именами существительными.                                                                                      1 лопата      2 лопаты      5 лопат (иголка, топор, пила, барабан, скрипка, отвертка, рубанок, молоток и т.д.)                                5. Игра «Музыканты». Музыканты играют на музыкальных инструментах. Назови каждого музыканта по образцу. Образец: Медвежонок играет на гармошке. Он гармонист.                                   Лиса играет на балалайке. Она …..                                                   Лягушонок играет на гитаре. Он …..                                                       Заяц играет на барабане. Он …..                                                 Сверчок играет на скрипке. Он …..                                        6. Игра «Один – много» - упражнение в образовании множественного числа существительных.                                   Топор – топоры, молоток - …, барабан - …, скрипка - …, пила - …, отвертка - …, коса - …, тяпка - …, иголка - …, рубанок - …, лопата - … и т.д.                                                                7. Проблемные вопросы:                                                                          - Почему так называют: отвертка, щипцы?                                                   - Почему пилу делают из железа?                                                8. Выучить 2 загадки по теме. ( Ответ нарисовать цв. карандашами.)                                                                9. Игра «Составь предложение» - упражнение в составлении предложений из данных слов.                                         Дедушка, лопата, копать, картошка. (Дедушка копает картошку лопатой.)                                                                          Топор, рубить, дрова, Петя.                                         Забивать, гвозди, папа, молоток.                                         Витя, коса, трава, косить.        

    Тематический цикл  «ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ» (Осень)                1. Родителям рекомендуется: вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые улетают от нас осенью  (их названия, внешний вид и отличительные признаки); обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе; рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы; учить бережному отношению к живой природе;  по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц осенью  во время прогулки.                                                                2. Игра «Подбери слово» - подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).                                             Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел .. гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … полю.                                                                                3. Игра «Назови ласково» - упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.                    Соловей – соловушка, журавль - …, скворец - …, лебедь - …, кукушка - …, птица - …, гнездо - …, хвост  - …, лапа - .., клюв - …, крылья - …, цапля - ….  и т.д.                                                4. Игра «Улетает – не улетает» - взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она – перелетная или зимующая.                5. Игра «Четвертый лишний» - развитие логического мышления, свой ответ объяснить.                                          Синица, грач, соловей, аист.                                            Ворона, воробей, ласточка, дятел.                                   Курица, индюк, гусь, жаворонок.                                          Цапля, кукушка, петух, скворец.                                         Ласточка, волк, заяц, медведь.                                                6. Проблемные вопросы:                                                          - Как перелетные птицы находят дорогу домой?                                          - Почему так называют: птицелов, мухоловка, скворечник, «желторотый птенец».                                                        7. Игра «У кого кто?» - упражнение в словообразовании.      У грача – грачонок, грачата; у аиста - …, …; у скворца - …, …; у кукушки - …, …; у ласточки - …, … и т.д.                                8. Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением перелетных птиц (2-3 картинки).                                                  

    Тематический цикл «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»                        1. Родителям рекомендуется: провести беседу о том, для чего нужны продукты питания, их названия; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их хранят (молочные, мясные, рыбные, овощные, хлебобулочные, фруктовые); где их продают; закрепить в речи слова: пища, повар, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать, варить и т.д.                2. Игра «Скажи наоборот» - упражнение в подборе слов-антонимов.                                                                           Чай горячий – мороженое … (холодное);        сахар сладкий – перец … (горький);  молоко жидкое – сметана … (густая); булочка мягкая – сухарик … (твердый); острый - …(пресный); свежий - … (черствый).                                                                        3. Игра «4-й лишний» - упражнение в классификации, обобщении, исключении.                                                  Молоко, сыр, сосиски, сметана.                                          Колбаса, батон, булочка, бублик.                                         Сосиски, сардельки, рыба.                                                        4. Игра «Из чего – какой?» - образование относительных прилагательных.                                                         Фарш из мяса – мясной фарш, бульон из курицы - …, сироп из сахара - …, печенье из творога - …, суп из овощей - …, суп из грибов - …, котлеты из рыбы - …, каша из гречки - …, пюре из картофеля - …, каша из пшена - …, пирог из капусты - … и т.д.        5. Игра «1-2-5» - согласование числительных с существительными (добиваться четкого проговаривания окончания слов).                                                                    1 котлета,  2 котлеты,  5 котлет. (Батон, булка, пирог, конфета, сосиска, блинчик, бублик, торт и т.д.)                                        6. Игра «Для чего нужен предмет?» - употребление в речи предлога для.                                                                    Взрослый с ребенком выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, овощерезка, хлеборезка, солонка, супница, чайник, кофейник, сухарница, сахарница, салатница, конфетница, селедочница, перечница.                7. Игра «Найди ошибку» - развитие слухового внимания.   Составление предложений с однородными членами.                                  Я пеку чай и кипячу блины. Я ем сок и пью суп. Я жарю крем и взбиваю картошку. Я варю котлеты и жарю суп. Я пью торт и ем компот.                                                                        8. Нарисовать (в тетрадке карандашами) любимый продукт питания ребенка. Составить с этим словом предложение.        

    Тематический цикл  «ПОСУДА»                                        1. Родителям рекомендуется: закрепить основные названия предметов посуды; виды посуды (чайная, столовая, кухонная); из чего посуда сделана (стекло, глина, пластмасса, металл, пластик, фарфор и т.д.); где хранят посуду; как с посудой нужно обращаться.                                                                        2. Игра «Где живут продукты?» - упражнение в словообразовании.                                                          Сахар живет в … (сахарнице). Соль живет в … (солонке). Сухари живут в … (сухарнице). Масло живет в … (масленке). Чай живет в … (чайнике). Салат живет в … (салатнице). Конфеты живут в … (конфетнице). Кофе живет в … (кофейнике). Селедка живет в … (селедочнице). Хлеб живет в … (хлебнице). Сахар живет в … (сахарнице).        Суп живет в … (супнице).                                        3. Игра «Объясни слово» - уточнить значение слов.           Холодильник, мясорубка, соковыжималка, овощерезка, хлеборезка, пароварка, овощечистка.                                        4. Игра «Из чего сделан предмет?» - образование относительных прилагательных.                                          Чашка из фарфора … (фарфоровая). Стакан из стекла … (стеклянный). Сковорода из чугуна … (чугунная). Кастрюля из металла … (металлическая). Миска из пластмассы … (пластмассовая). Кувшин из глины … (глиняный).                        5. Игра «Что лишнее?» - ответ объяснить.                  Тарелка, супница, хлебница, блюдце.                                 Кастрюля, чашка, сковорода, половник.                                 Чашка, блюдце, терка.                                                 Сахарница, солонка, тарелка.                                         Вилка, нож, ложка, салатница.                                                6. Игра «Сосчитай» - согласование числительных с именами существительными.        Четко проговаривать окончания слов.                           1 тарелка, 2 тарелки, 5 тарелок. (Стакан, терка, вилка, ложка, нож, чашка, чайник, солонка, сахарница, миска и т.д.)                         7.                         «Сказка о чайнике».                                «Жил-был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка, носик, стеночки и донышко. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили».                                                        Вопросы к сказке: «С кем жил чайник? Какой он был по размеру? Какие части есть у чайника? Из чего сделан чайник? Почему его любили люди?»                                                Сказку заучить.        

    Тематический цикл «ОДЕЖДА.ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.»                                                                        1. Родителям рекомендуется: обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило; объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы; объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»; спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом – панаму, босоножки, шорты?»; совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; закрепить название деталей одежды, обуви, гол. уборов.                2. Игра «Скажи наоборот» - усвоение глагольного словаря. Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, застегнуть – расстегнуть, завязать – развязать, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться, теплая – холодная.                3. Игра «Назови, какие» - образование относительных прилагательных.                                                          Сапоги из резины – резиновые сапоги, шапка из шерсти - …, куртка из кожи - …, рубашка из фланели - …, пальто из драпа - …, брюки из вельвета - …, жилет с мехом - …, и т.д.                        4. Игра «Исправь ошибку» - понимание значений притяжательных местоимений.                                          Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф, моё носки, моя пальто, мой ботинки, мой куртка и т.д.                                        5. Игра «Сосчитай и назови» - согласование числительных с именами существительными.                                                     1 куртка, 2 куртки, 3 куртки, 4 куртки, 5 курток.         (шарф, плащ, шапка, носок, рубашка, кофта, платье, шляпа, косынка и т.д.)                6. Выучить 2 загадки по теме. (Ответы нарисовать в тетрадке.)                                                                        7. Игра «Назови лишний предмет» - исключить лишний предмет, объяснить ответ.                                                  Босоножки, ботинки, сапоги;   кофта, брюки, шапка;   сапоги, тапки, кроссовки;    шляпа, кепка, туфли;   пальто, куртка, рубашка.                                                                        8. Игра «Один – много» -         употребление множественного числа существительных.                                                                 Перчатка – перчатки, шарф - …, сапог - …, носок -…, кофта - …, шапка - …, куртка - …, и т..д .                                                9. Игра «Большой – маленький» - словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.                        Шапка – шапочка, носок - …, куртка - …, сапоги - …, кофта - …, шарф - …, пальто - …, и т.д.                                                10. Игра  «Подбери признак» - упражнение в подборе прилагательных.                                                                    Куртка (какая?) – красная, теплая, …                                                     Сапоги (какие?) – коричневые, кожаные, …                                         Пальто (какое?) - ….., …..,….. и т.д.        

    Тематический цикл   «ЗИМА»                                                 1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какое время года наступило; какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой; заучить название зимних месяцев; назвать зимние приметы; напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют.                                2. Игра «Родные слова» - образование родственных слов. Зима – зимушка, зимовье (зверей), зимующие (птицы), зимнее (солнце) и т.д.; снег – снежинка, снеговик, снегурочка, снежки, снежок, подснежник, снегопад, снегирь, Белоснежка и т.д.                3. Игра «Подбери признаки» - подбор прилагательных к именам существительным.                                                    Зима – (какая?) холодная, морозная, снежная, веселая, … .           Снег – (какой?) белый, пушистый, мягкий, чистый, … .          Мороз – (какой?) сильный, злой, крепкий, слабый, … .                         4. Игра «Подбери действия» - подбор глаголов.                  Снег – (что делает?) идет, падает, кружится, лежит, скрипит, … .Мороз – (что делает?) щиплет, трещит, кусает, рисует (узоры).        5. Игра «Большой – маленький» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                          Снег – снежок, лед – ледок, зима – зимушка, метель – метелица, солнце – солнышко, снеговик – снеговичок, мороз – морозец.                  6. Игра «1-2-5» - согласование числительных с именами существительными.                                                                          1                        2                        5                         снеговик                снеговика                снеговиков                  снегирь                …                        …                          снежинка                …                        …                                            снегурочка                …                        …                         снежок                …                        …                                                                                             

    Тематический цикл «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»                        1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время прогулки рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор; провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой; изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить ее на улице.                2. Игра «4-й лишний» - упражнение в исключении, обобщении.                                                                   Снегирь, ласточка, голубь, ворона; грач, соловей, воробей, ласточка; сорока, сова, синица, скворец.                                        3. Игра «Почему так называется?» - объяснение значения сложных слов.                                                          Длиннохвостая сорока, красногрудый снегирь, желтогрудая синица, чернокрылая ворона, насекомоядный дятел, пестроголовый дятел, белобокая сорока, быстроногий воробей.        4. Игра «Для чего?» - закрепление знаний о  частях тела птицы.                                                                          Для чего птичке клюв?                                                     Для чего птичке крылья?                                                     Для чего птичке лапки перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?                                                                        5. Игра «Один – много» - упражнение в образовании множественного числа существительных.                         Воробей – воробьи, голубь – голуби, снегирь – снегири, дятел – дятлы, синица – синицы, сова – совы, ворона – вороны, сорока – сороки.                                                                        6. Игра «Чей хвост, чья голова?» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных.                                     У вороны – (чей хвост?) вороний, у вороны (чья голова?) воронья. У воробья - ….., ….., ….., ……. .                                                    У голубя - …, ….., ….., ……. .                                                7. Выучить одну загадку о зимующей птице. Ответ нарисовать (цветными карандашами).                                        8. Проблемные вопросы:                                                                          - Как помочь зимующим птицам перенести зиму?                                    - Для чего люди вешают кормушки в парках?                                9. Игра «1-2-5» - упражнение в согласовании числительных с существительными.                                                        1                        2                        5                 ворона                        вороны                ворон                           (снегирь, сова, голубь, синица, воробей, клёст, сорока, дятел).                                                                                

    Тематический цикл  «ИГРУШКИ»                                        1. Родителям рекомендуется: закрепить название игрушек, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде, из чего они сделаны, как с ними нужно обращаться, где производят игрушки.                                                                        2. Проблемные вопросы:                                                                                - Почему взрослые не играют с игрушками?                                                      - Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.                 3. Игра «Что из чего?» - образование относительных прилагательных.                                                           Мяч из резины – резиновый, кубик из дерева - …, машинка из пластмассы - …, медвежонок из плюша - …, конструктор из металла - … и т.д.                                                                4. Игра «Раздели слова» - деление слов на слоги. Отстучать карандашом по столу количество слогов в слове.                 Пирамида, кукла, машина, неваляшка, мозаика, кубики и т.д.                5. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.           Мяч большой – мяч маленький, игрушек мало – игрушек много, машина тяжелая – мяч легкий, самолетик новый – кукла старая, мишка мягкий – кубик твердый, конструктор крупный – конструктор мелкий.                                                                6. Игра «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                           Машина – машинка, неваляшка - …, кукла - …, мяч - …, матрешка - …, погремушка - …, шар - …, пирамида - …, игрушка - … и т.д.        7. Составить предложения со словами: мяч, конструктор, пирамида, кубики, игрушки.                                                 8. Игра «Добавь словечко» - употребление в речи предлогов на, с, в, под.                                                                  Кубики лежат … коробке. (В)                                         Неваляшка стоит … полке. (На)                                                  Машинка стоит … столом. (Под)                                         Игрушки лежат … ящике. (В)                                                        Кукла упала … полки. (С)                                                                                         Дети играют … игрушками. (С)                                                9. Игра «Сосчитай» - согласование числительных с именами существительными.                                                             Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей. (Кукла, неваляшка, самолетик, кубик, погремушка, матрешка, машина, игрушка.)                                                                        10. Игра «4-й лишний» - упражнение в исключении, обобщении. Ответ обосновать.                                                 Кукла, неваляшка, ворона, мяч.                                         Тарелка, кубик, пирамида, матрешка.                                   Погремушка, машинка, юла, мороженое.                

    Тематический цикл  «НОВОГОДНИЙ  ПРАЗДНИК»                1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит; обратить внимание на календарь; рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную вне дома (в поселке, в городе и т.д.); вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.                                                                2. Игра «Вспомни, назови». Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.                3. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал(а) новогоднюю елку».                                                                4. Игра «Родные слова» - упражнение в подборе родственных слов.                                                           Снег – снежинка, Снегурочка, снеговик, снегирь, снежки, снежок, подснежник;         елка – елочка, елки, еловая (ветка), ельник; зима – зимушка, зимующие (птицы), зимовье, зимы; маска – маски, маскарад, масочка  и тд.                                                        5. Игра «Исправь ошибку» - работа с деформированными предложениями.                                                         Маска любит надевать Машу.                                          Елка пляшет возле Снегурочки.                                          Дети нарядили игрушки елками.                                           Елка зажглась на огоньках.                                           Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д.                                6. Игра «Какое слово короче?» - упражнение в делении слов на слоги.                                                                  Снег – снежок, снежок – снежинка, маска – маскарад, елка – хоровод, Снегурочка – снежинка, хоровод – маскарад. (Ребенок прохлопывает слово в ладоши, называет количество слогов в словах и сравнивает их.)                                                        7. Игра «Составь предложение» - составление предложений по двум опорным словам.                                                 Маша – маска, Снегурочка – гости, дети – маскарад, елка – огоньки, Дед Мороз – мешок, елка – хоровод.                                8. Игра «Подбери слова» - упражнение в подборе прилагательных к именам существительным.                          Елка (какая?) - …, …, …, …; праздник (какой?) - …, …, …,…; Дед Мороз (какой?) - …, …, …, …; Снегурочка (какая?) - …, …, …, …; подарки (какие?) - …, …, …, …; елочные игрушки (какие?) - …, …, …, …; дети (какие?) - …, …, …, … .                        

    Тематический цикл  «ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»                        1. Родителям рекомендуется: спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.                                                2. Отгадать загадки:

    • Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?                                                                        (Лыжник)
    • Мчусь, как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед, да мелькают огоньки. Что несет меня?

                                                                          (Коньки)

    • Все лето стояли, зимы ожидали.

     Дождались поры – помчались с горы.

                                                                        (Санки)

    • По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду.

                                                                 (Снежный ком)

    • Меня не растили – из снега лепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку,

    Глаза – угольки, губы – сучки.

    Холодная, большая. Кто я такая?                

                                                                (Снежная баба)         (Выучить одну загадку по выбору.)                                           

    3. Ответить на вопрос: «Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?»

    4. Игра «Кому что нужно?» - употребление винительного падежа существительных.

    Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …, саночнику - … и т.п.                                                           5. Игра «Исправь ошибку» - развитие логического мышления.

    Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.                                

    Тематический цикл    «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»                        1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком на иллюстрациях домашних птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему их называют домашними; провести с ребенком беседу о том, как необходимо ухаживать за домашней птицей.                                                2. Проблемные вопросы:                                                                           - Можно ли вывести цыплят из яиц без курицы?                                                      - Почему так называют: курятник, птичник, птичница.                        3. Игра «Кто лишний» - упражнение в исключении, обобщении. (Ребенку необходимо объяснить свой ответ.)            Ворона, воробей, курица, снегирь.                                          Цыпленок, утка, индюк, петух.                                          Утка, гусь, курица. (Водоплавающие: утка, гусь, курица – нет.) Индюшка, голубь, утка, петух.                                                4. Игра «Родные слова» - подбор родственных слов к словам птица, петух.                                                   Птица – птичка, птицы, птичий и т.д.                                   Петух – петухи, петушок, петушиный и т.д.                                5. Игра «Кто как голос подает?» - упражнение в словообразовании.                                                          Петух – кукарекает, курочка - …, индюк - …, гусь - …, утка - …        6. Игра «Скажи наоборот» - упражнение в подборе антонимов к словам.                                                            Утка большая – утенок маленький, цыпленок молодой – петух …, у гуся шея длинная – у курицы …., индюк крупный – утка … .                7. Игра «Назови семью» - упражнение в словообразовании.  Петух, курица, цыпленок(цыплята); гусь, гусыня, гусенок (гусята);   индюк, индюшка, индюшонок (индюшата); селезень, утка, утенок (утята).                                                                         8. Игра «1-2-5» - упражнение в согласовании числительных с именами существительными.                                                1 петух        2 петуха        5 петухов                            (Курица, утка, индюк, гусь, цыпленок, утенок, индюшонок, гусенок.)                                                                        9. Выучить две загадки по теме.                 

    Тематический цикл  «ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ»                1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей; вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними; рассказать о профессии пастуха, скотника.                                                                        2. Игра «Отгадай, кто, это?» - развитие внимания, памяти.  (Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает.)          Сторожит, грызет, лает? - … . Хрюкает, роет? - … . Ржет, бегает,  скачет? - …. . Мяукает, лакает, царапается? - … . Мычит, жует, ходит? - … .                                                 3. Игра «Кто лишний?» - упражнение в исключении, обобщении. (Ребенок обосновывает свой ответ.)                          Корова (дом. животное), медведь, волк, заяц.                               Курица, утка, кролик (животное), индюк.                                 Жеребенок, поросенок, лошадь (взрослое животное), котенок. Свинья, щенок (детеныш), овца, коза.                                       Корова (рога), свинья, собака, осел.                                        4. Игра «Кто как голос подает?» - подбор слов-признаков. Собака – лает, корова - …, лошадь - …, свинья - …, кошка - ….        5. Проблемные вопросы:                                                                          - Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему?                       - Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница?                6. Игра «Назови детенышей» - закрепление названий детенышей домашних животных.                                                   У козы – козлята (козленок), у коровы - … (…), у свиньи - … (…), у лошади - … (…), у кошки - … (…), у собаки - … (…), у осла - … (…), у верблюда - … (…), у оленя - … (…), у овцы - … (…), у кролика - … (…) и т.д.                                                        7. Игра «Считай и называй» - упражнение в согласовании числительных с именами существительными.                                     Одна собака, две собаки, пять собак.  (Корова, лошадь, жеребенок, кролик, кошка, котенок, свинья, поросенок, щенок, козленок, коза, овца, ягненок, осел, верблюд, олень и т.д.)                                        8. Игра «Назови ласково» - упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Кошка – кошечка, козленок – козленочек (корова, лошадь, жеребенок, кролик, котенок, свинья, поросенок, щенок, собака, коза, овца, ягненок, осел,  олень и т.д.)                                        9. Подготовить пересказ текста «Кошка».                        У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка – домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.        

    Тематический цикл  «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»                        1. Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах; вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище; рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных; вспомнить загадки о зверях наших лесов.                                                                2. Проблемные вопросы:                                                                       -  Почему животных называют дикими?                                                                 – Кто бывает храбрый и трусливый? Кто проворный и неуклюжий? – Почему так называют: зоопарк, травоядный, всеядный, хищный.        3.Игра «Подбери слова» - подобрать как можно больше слов-признаков.                                                          Медведь (какой?) – косолапый, сильный, могучий, большой, огромный и т.д., волк (какой?) - …, лиса (какая?) - …, еж (какой?) - …, белка (какая?) - …, лось (какой?) - …, заяц (какой?) - … .                4. Игра «Родные слова» - упражнение в подборе родственных слов. Подобрать родственные слова к словам: медведь (медведи, медвежонок, медвежата, медвежий, медведушка, медведица и т.д.) , волк, лиса, заяц.                         5. Игра «Чей, чья, чьи?» - образование притяжательных прилагательных.                                                                    У медведя (чей хвост?) – медвежий, (чья голова?) медвежья, (чьи следы?) медвежьи.        (У зайца, у волка, у белки, у барсука, у лисы)        6. Игра «Кто где живет» - употребление в речи предлога в.   Лиса живет в норе. Медведь зимует …. . Волк живет … . Белка живет … . Ежик живет … .                                                        7. Игра «1-2-5-10» - согласование числительных с именами существительными.                                                                    1 заяц – 2 зайца – 5 зайцев – 10 зайцев.                                        (Медведь, лось, лисица, волк, барсук, еж.)                                 8. Игра «Кто кем был?» - усвоение категории творительного падежа, закрепление названий детенышей животных.                  Медведь был … (медвежонком). Еж был … (ежонком). Лиса была … (лисенком). Лось был … (лосенком). Волк был … (волчонком). Барсук был … (барсучонком). Белка была … (бельчонком). Заяц был … (зайчонком). Кабан был … (поросенком).                        9. Выучить 1-2 загадки о диких животных.                              

    Тематический цикл   «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ И ЖАРКИХ   СТРАН»                                                         1. Родителям рекомендуется: показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере и в жарких странах: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, тюленя, жирафа, бегемота, зебры, слона, льва, тигра, кенгуру, леопарда, верблюда, носорога, дикобраза, обезьяны и т.д.; рассказать об их внешних признаках, характерных повадках; спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно и где жарко, чем они питаются, каких из них можно увидеть в зоопарке; посетить зоопарк вместе с ребенком.                                                                        2. Игра «Подбери слово-признак» - упражнение в подборе прилагательных к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.                                 3. Игра «Составь предложение» - составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам .                                                                                                    Тигр – это хищное животное, а жираф – травоядное животное. Пары слов: лев – кенгуру, белый медведь – зебра, антилопа – пантера, леопард – слон, морж – обезьяна.                                 4. Игра «Кто за кем охотится?» - усвоение категории творительного падежа с предлогом за. (С помощью картинок с изображением животных, ребенок составляет предложения, например: «Тигр охотится за зеброй».)                                      Картинки: лев – кенгуру, пантера – зебра, крокодил – антилопа, белый медведь – рыба, песец – сова, морж – рыба.                        5. Проблемные вопросы:                                                         - Почему так называют носорог, зоопарк, травоядный, хищный, всеядный, длинноногий, ластоногий.                                                  - О ком говорят: «Царь зверей?»                                                 6. Игра «Кто лишний?» - выделять лишнее животное и объяснять почему.                                                                                      Лев, тигр, морж, зебра (морж – животное Севера). 
    Верблюд, зебра, лев, жираф (лев – хищник).                         Белый медведь, тюлень, олень (олень – травоядное животное).  Тюлень, морж, песец (песец не умеет плавать).                                      
    7. Игра «Назови семью» - упражнение в словообразовании.   Тигр, тигрица, тигренок (тигрята). 
    (Слон, лев, белый медведь, олень, верблюд.)                                8. Ребенку необходимо припомнить рассказ Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» и ответить на следующие вопросы:                                                                                    О ком говорилось в этом рассказе?

    Куда и зачем отправился хозяин со слоном?

    Почему слон перестал слушаться хозяина?

    Как поступил хозяин со слоном? Кто появился из—за кустов?

    Что хотел сделать тигр?

    Как слон защитил себя и своего хозяина?

    Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?

    Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?

                       

    Тематический цикл  «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»        1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии; воспитывать уважение и любовь к Российской армии; познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).                                        2. Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» - образование имен существительных с помощью суффиксов –чик-, -ист-.                                                                       -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;                                               -ист: связист, танкист, артиллерист.                                        3. Игра «Подбери признак» - упражнение в подборе прилагательных к именам существительным.                 Защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный и т.д.                                                                                               4. Игра «Сосчитай» - согласование числительных с именами существительными.                                                              1 танк                2 танка          5 танков                                                      (самолет, ракета, автомат, вертолет, моряк, летчик, танкист, пограничник и т.д.)                                                        5. Ответить на вопрос.                                                                    – Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?        Сделать своими руками подарок для папы (дедушки, дяди).                                                                6. Выложить из палочек (спичек) фигурку по образцу.                Танк на войне – боевая машина,                                        Сильная, смелая, несокрушимая.                                                                

    Тематический цикл  «ПРОФЕССИИ»                                        1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, что на свете очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет; спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны; рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, какую пользу приносит вша работа людям; если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.                2. Игра «Назови действия» - упражнение в подборе глаголов к именам существительным.                                   Лопатой – копают, иголкой - …, ножницами - …, рубанком - …, метлой - …, пилой - …, кистями - …, мелом - …, бинтом - … и т.д.        3. Игра «Кому что нужно для работы» - усвоение дательного падежа имен существительных.                           Поварешка нужна повару, письмо нужно …, метла нужна …, указка нужна …, рубанок нужен …, кирпичи нужны …, ножницы нужны …, шприц нужен …, машина нужна …, валик нужен …, фотоаппарат  нужен …, игла нужна …, шило нужно …  и т.д.                4. Игра «Подбери слова» - употребление в речи родственных слов.                                                           Строить – стройка, строитель, строительство, постройка, строительная (бригада) и т.д.                                          Летать - …, …, …, …, …, … и т.д.                                                5. Игра «4-й лишний» - развитие логического мышления. Объяснить свой ответ.                                                   Лечит, пилит, строгает, сверлит.                                          Краска, бинт, валик, кисть.                                                 Ножницы, парикмахер, летчик, почтальон.                         Кастрюля, сковорода, фотограф, ножи.                                            6. Игра «Ответь на вопрос» - употребление предлога в.           Куда пойдет мама, если нужен врач?                                                  Куда ты пойдешь, если нужно сшить костюм?                                   Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? Хлеб?                        7. Игра «Назови женские профессии» - упражнение в словообразовании.                                                          Ткач – ткачиха, повар - …, воспитатель - …, учитель - …, художник - …, продавец - …, певец - …, летчик - …, пианист - …, скрипач - … и т.д.                                                                8. Игра «Почему так названы?» - сложные слова.          Рыболов – ловит рыбу, пчеловод - …, землекоп - …, лесоруб - …, трубочист - …, часовщик - …, сапожник - … .                                9. Игра «Бывает – не бывает» - осмысление логико-грамматических конструкций.                                                Повар варит суп. Суп варит повара. Суп варит повар. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

             

     Тематический цикл  «ПРАЗДНИК 8 МАРТА»                           1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о празднике 8 Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и другим женщинам; побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, парикмахера).                        2. Игра «Подбери слова» - упражнение в подборе прилагательных к именам существительным.                            Мама (какая?) – добрая, заботливая, красивая, ласковая, ………… Бабушка (какая?) - …, …, …, …, … .                                   Сестра (какая?) - …, …, …, .., …, … .                                  Тётя (какая?) - …, …, …, …, … .                                                3. Игра «Родные слова» - упражнение в подборе родственных слов.                                                          Мама – мамочка, мамуля, …, …, … .                                 Бабушка – бабуля, …, …, … .                                         Сестра – сестричка, …, … .                                                4. Игра «Помощник» - изменение глаголов по временам.            Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.                                     Я стираю белье. ……….. . ………….. .                                                 Я подметаю пол. …… . ……….. .                                                        Я мою посуду. ………. . ………….. .                                                5. Игра «Чей? Чья? Чьи?» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных.                                           Сумка мамы (чья?) мамина. Телефон (чей?) …… . Туфли (чьи?) …… .                                                                           Кофта бабушки (чья?) бабушкина. Фартук (чей?) …… . Тапочки (чьи?) …….. .                                                                        6. Нарисовать портрет мамы (карандашами).                        7. Составить рассказ о маме.                                

    Тематический цикл    «ВЕСНА»                                                1. Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе; отметить эти изменения во время прогулки; вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки; обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.                        2. Игра «Подбирай, называй, запоминай»: назвать как можно больше слов-признаков; слов-действий.                                      а)Весна (какая?) – ранняя, теплая, долгожданная.                  Солнце (какое?) - ….. .                                                                               Почки (какие?) - …… .                                                                     Небо (какое?) - …. .                                                                                         б) Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.                                                                                              Почки на деревьях (что делают?) - …. .                                               Ручьи (что делают?) - ….. .                                                        3. Игра «Скажи правильно» - развитие слухового внимания и логического мышления.                                                          Распускаются листочки или цветочки?                                         Порхают птички или лисички?                                                     Тает снежинка или слезинка?                                                 Журчат ручьи или грачи?                                                     Набухают почки или листочки?                                        Прилетают насекомые или птицы?                                          Трещит лед или мед?                                                        4. Игра «1-2-5-10» - согласование числительных с именами существительными.                                                                                 1 почка        2 почки        5 почек        10 почек          (Подснежник, ручеек, птица, проталина, скворечник, веснушка и т.д.)                                                                                5. Игра «Родные слова» - образование родственных слов. Весна – веснянка, веснушка, весенний (день), весной,                           по-весеннему.                                                                                         Солнце - солнышко, солнечный денек), солнцепек, солнцезащитные (очки), подсолнух.

    Трава - травка, травушка, травоядные, травяной (чай), травинка, травы.

    Цветок – цветочек, цветы, первоцветы, цветник, расцветут, разноцветные, цветущая (сирень), «цветик-семицветик».                6. Проблемные вопросы:                                                          - Почему весна приходит после зимы, а не после осени?                         - Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, капель.                                         7. Закрепить название весенних месяцев.                         8. Выучить стихотворение о весне (по выбору).                  Контроль за речью! 

    Тематический цикл  «РЫБЫ»                                                1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; прочитать и обсудить с ребенком  «Сказку о рыбаке и рыбке»            А.С. Пушкина; рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.                                                        2. Игра «Запомни и повтори» - формирование обобщающих понятий.                                                                   Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы.                                        Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.                                               Карп, карась, плотва – это озерная рыба.                                           Акула, щука, мурена – это хищные рыбы.                                  3. Игра «Вопросы – ответы» - усвоение притяжательных прилагательных.                                                                                                     Чья голова? – Это рыбья голова.                                                      Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.                                            Чье туловище? – Это рыбье туловище.                                       Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.                                                Чей хвост? – Это рыбий хвост.                                           Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.                                             Чьи икринки? – Это рыбьи икринки.                                        Аналогично: образование притяжательных прилагательных от слов -  акула, щука.                                                        4. Игра «Ответь на вопросы» - упражнять в умении давать полные ответы на вопросы.                                                   Как называется суп из рыбы?                                           Чем ловят рыбу?                                                           Кто такие мальки?                                                           Кто такой рыболов?                                                                 5. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».                                                                                6. Игра «Родные слова» - упражнять в подборе родственных слов.                                                                           Рыба – рыбы, рыбка, рыбки, рыбак, рыболов, рыбачит, рыбный (суп), рыбий (плавник) и т.д.                                          Акула - …, …, …, …, … .   Щука - …, …, …, …, … .                        7. Игра «1 – 2 – 5» - согласование числительных с именами существительными.        (Рыба, сом, ёрш, окунь, осётр, карп, сазан, меченосец.)                                                                        8. Игра «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                              Сом - …,        окунь - …,                щука - …,                ёрш - … .        9. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в тетрадь.

    Тематический цикл  «ТРАНСПОРТ»                                        1. Родителям рекомендуется: понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта; закрепить названия видов транспорта; спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, воздушному, водному; спросить, на какие  группы можно разделить  транспорт (пассажирский  и грузовой), почему они так называются; вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта; провести беседу о правилах уличного движения (спросить ребенка о том, для чего нужен светофор, «зебра», тротуар, регулировщик).                                                        2. Игра «4-й лишний» - развитие мышления.                   Лодка, катер, машина, корабль.                                           Автобус, троллейбус, велосипед, самолет.                          Вертолет, самолет, мотоцикл.                                          Трамвай, такси, лесовоз, автобус.                                                3. Проблемные вопросы:                                                         - Чем отличается самолет от вертолета, катер от лодки?                          - Почему так называют: самолет, молоковоз, бензовоз, самосвал, грузовик, вертолет, самокат, лесовоз, тягач.                                4. Игра «1-2-5-10» - согласование числительных с существительными.                                                                       1 велосипед        2 велосипеда             5 велосипедов    10 велосипедов (Слова: машина, катер, лодка, молоковоз, мотоцикл, катамаран, самолет, вертолет, ракета, корабль, поезд, автобус, трамвай, троллейбус, самокат, лесовоз и т.д. )                                         5. Игра «Какой? Какая? Какие?» - образование относительных прилагательных.                                          Колеса из резины (какие?) – резиновые, фары из стекла (какие?) - …, сидение из кожи (какое?) - …, кабина из металла (какая?) - …, лодка из дерева (какая?) - ….                                                 6. Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов.                   Отъехал – подъехал, въехал – съехал, выехал - …, улетел - …, заплыл - …, вылетел - …, взлетел - …, уплыл - …, укатил - … .        7. Игра «Сложные слова» - употребление в речи слов, состоящих из двух основ.                                                           У велосипеда два колеса – он … (двухколесный).                               У машины четыре колеса – она … (четырехколесная).                          У велосипеда три колеса – он … (трехколесный).                          У грузовой машины шесть колес – она … (шестиколесная).                  8. Игра «Дружит или не дружит?» - усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Закрепление знаний детей по теме.

    Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

    Самолет «дружит» с ракетой или газетой?

    Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

    Трамвай «дружит» с поездом или домом?

    Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

    Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?                                9. Доучить рассказ «Папа купил автомобиль».                        «Папа купил автомобиль.  Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, двигатель, кузов, колеса. Грузовик «питается» бензином. Водитель управляет грузовиком».                10. Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением разных видов транспорта (наземного, воздушного, водного).

    Тематический цикл    «ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА»                        1. Родителям рекомендуется: закрепить с ребенком названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.); закрепить в речи обобщающие понятия люди, мужчина, женщина, представления о возрасте человека; закрепить ориентировку в сторонах собственного тела (левая, правая сторона).                                                                        2. Игра «Найди ошибку» - употребление грамматической категории дательного падежа.                                                Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.        3. Игра «Один - много» - упражнение в словоизменении.
    Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот…. Доктор лечил глаз –
    глаза,  нога - …,  рот – рты,
    нос - …,  рука - …,  лоб- …,  ухо - …,  палец - …,  живот - … . 
                4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    У тебя лицо, а у куклы
    личико. У тебя уши, а у куклы …..
    У тебя глаза, а у куклы …. У тебя нога, а у куклы …..
    У тебя щека, а у куклы ….  У тебя живот, а у куклы ….
    У тебя лоб, а у куклы …. У тебя нос, а у куклы …. И т. д.
             
    5. Игра «Наоборот»  – упражнение в подборе слов-антонимов..                                                                
    Девочка высокого роста – (
    девочка низкого роста). Волосы темные – (волосы светлые).  Волосы длинные – (короткие). Волосы кудрявые – (прямые). Мальчик полный – (мальчик худой).                                                               Сильный – (слабый). Человек больной – (здоровый).                                                                        Пожилой – (молодой). Веселый – (грустный).
            6. Игра «Мой, моя, моё, мои»  – употребление в речи притяжательных местоимений.
    Мой – (
    лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
    Моя – (
    рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)
                 7. Игра «Найди ошибку» - развитие слухового внимания и памяти.
    Руками прыгают, а ногами трогают.
    Глазами нюхают, а носом смотрят.
    Ушами едят, а ртом слушают.
    Ногами хлопают, а руками топают.
    Ногтями берут, а руками царапают.
                                              8. Игра «Подумай и ответь» - развитие логического мышления, ребенок должен дать полный ответ на вопрос.          Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза.)          Сколько ушей у трех мальчиков?                                               Сколько пальцев на двух руках?                                               Сколько ног у пяти девочек?                                              Сколько носов у шести бабушек?                                                 Сколько пальцев на правой ноге? И т.д.                                        9. Игра «Скажи одним словом» - упражнение в словообразовании.                                                                               У Мальвины голубые глаза, поэтому ее называют голубоглазой.       У Пьеро зеленые глаза, поэтому его называют …                                           У Карабаса Барабаса черные глаза, поэтому его называют ……. .        10. Игра «1 – 2 – 5» - согласование числительных с именами существительными.                                                                    1                        2                        5                                          глаз                        глаза                        глаз                                      (Нос,  ухо, лоб, рот, бровь, зуб, рука, нога, щека, палец, пятка и т.д..)        

    Тематический цикл    «СЕМЬЯ»                                        1. Родителям рекомендуется: закрепить знания ребенка о своей семье – ее состав, функции членов семьи, родственные связи (папа, мама, сестра, брат, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, друг, подруга и т.д.);

     какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая и т.д.); закрепить знания о возрастной периодизации.                                                        2. Проблемные вопросы:                                                                                - Как сделать грустного человека веселым, ленивого – трудолюбивым?                                                                                                       - Как показать маме, что ты ее любишь?                                                                               - Почему так называют: многодетная (семья), черноволосый, голубоглазый, длинноносый.                                                3. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений по образцу. Образец:  У Алеши новый автомобиль.— Это новый Алешин автомобиль.                                                             У бабушки интересная сказка.   

    У мамы новое весеннее пальто.   

    У дедушки удобное кресло.   

    У папы свежая газета.          

    У папы охотничья собака.     

    У Наташи интересная книга.  

    У Кости разноцветные кубики.

    У мамы (папы) имя — Катя (Петя) —   Катя (Петя) — это мамино (папино) имя.                                                        4. Игра «Договори предложение» . Взрослый начинает: Предложение договори                                                                                             И его ты повтори.                                                                Я ем и папа … (ест). Я пою и мама … (поет). Я шью и бабушка … (шьет). Я готовлю и сестра … (готовит). Я играю и брат … (играет). Я пилю и папа … (пилит). Я вяжу и мама … (вяжет). Я строгаю и дедушка … (строгает). И т.д.                        5. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                          Мама – мамочка, мамуля, маменька и т.д., (слова: папа, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь и т.д..)        6. Игра «Один – много» - образование множественного числа существительных.                                                  Мама – мамы, сын – сыновья, папа - …, бабушка - …, дедушка - …, дочь - …, тетя - …, дядя - …, племянник - …, племянница - …, внук - …, внучка - … , брат - …, сестра - … .                                7. Составить рассказ о своей семье по образцу.                «Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне пять лет. Я родился 5 декабря (зимой).                                                                           Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7, квартира 14.                                                                                          Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.                   Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.                        Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе»        

    Тематический цикл  «ДОМ»                                                1. Родителям рекомендуется: во время совместной прогулки по поселку рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные; внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ваша семья, сосчитать сколько в нем этажей, вспомнить домашний адрес; на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах и в сельской местности; совершить с ребенком «экскурсию» по своему дому (квартире), обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная, туалетная комната, прихожая, спальня, гостиная, подсобные помещения), объяснив их значение; рассмотреть мебель в каждой из этих  комнат, вспомнив ее особенности и  предназначение.                                                                2. Игра «Какой дом?» - образование относительных прилагательных.                                                                      Дом из кирпича – кирпичный, дом из камня - …, дом из глины - …, дом из дерева - …, дом соломы - …, дом из блоков - …, дом из стекла - …, дом из бревен - … и т.д..                                             3. Игра «Назови, какой дом» - образование сложных слов.                                                                                                      Дом, где один этаж – одноэтажный, дом, где много этажей - …,     дом, где два этажа -  …, (5, 7, 9, 3, 6, 8 этажей).                                4. Игра «Дом. С чем?» - усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Взрослый на картинке показывает части дома, а ребенок комментирует.                                    «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестницами. Дом со ступеньками. Дом с балконами. Дом с окнами. Дом с лифтами. Дом с подъездами. Дом с фундаментом».                 5. Рассказ «Как дом родился?» (Прочитать, ответить на вопросы по тексту и подготовить пересказ.)                                 «Однажды на улице родился домик и стал расти. Рос-рос и вырос. Сначала он был одноэтажным домишко, потом – двухэтажным домом, затем – трехэтажным, четырехэтажным…, десятиэтажным. Теперь это не домик, а многоэтажный домище! Он вырос потому, что его построили строители. И было в этом доме много этажей, окон, лестниц, балконов, подъездов, дверей, ступенек, комнат, стен, потолков, полов.                                                                                А еще в этом доме было много квартир (многоквартирный дом). В каждую квартиру въехала семья: папа, мама, дедушка, бабушка и дети. И стали люди в этом доме жить дружно и весело».                                                                        6. Игра «Назови форму» - образование прилагательных. Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) и т.д.         7. Выкладывать из палочек дом.

                    

    Тематический цикл  «МЕБЕЛЬ»                                        1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком мебель в каждой из комнат квартиры (дома), назвать особенности этой мебели и ее предназначение (для детской комнаты, для спальни, гостиной, кухни, для кабинета и т.д.); рассказать из каких материалов может быть изготовлена мебель (дерево, пластик, металл, стекло и т.д.); вспомнить и назвать места, где производят мебель; куда отправляют готовую мебель; как мебель приходит к нам в дом.                                                                        2. Игра «Назови, какой…» - образование относительных прилагательных, давать полный ответ на вопрос.                          Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.                             Кровать сделана из железа, … .                                           Диван сделан из кожи, … .                                                  Стул сделан из пластмассы, … .                                         Стол сделан из стекла, … .                          

            3. Игра «Один – много» - образование существительных множественного числа существительных.                           Стол – столы, стул - …, диван - …, шкаф - …, комод - …, кровать - …, полка - …, тумбочка - … , табурет - …, пуфик - …, сервант -.        4. Игра «Чего не бывает?» - развитие внимания, памяти. Стола без …(крышки), стула без …(спинки), шкафа без …(дверцы), кресла без …(подлокотника), дивана без …(сиденья), серванта без …(полок), кровати без …(ножек), стенка без …(ручек) и т.д.                5. Игра «Пересчитай мебель» - согласование числительных с именами существительными.                                                           1 стол                2 стола        5 столов        7 столов        10 столов    (Словарь: стул, диван, кровать, полка, кресло, табурет, шкаф, комод, сервант, кухонный гарнитур, пуфик.)                                6. Игра «4-й лишний» - развитие логического мышления.      Кухонный стол, табуретки, кровать, буфет.                           Кресло, диван, кухонный стол, шкаф.                                  Полка, пылесос, сервант, стул.                                           Утюг, телевизор, микроволновая печь, табурет.                    Табурет, стул, кровать, кресло. (Мебель на которой сидят, на которой спят.)                                                                7. Проблемные вопросы:                                                                           - Во что превратится стул без спинки, кресло без спинки и подлокотников?                                                                                                - Почему так называют: спинка, подлокотник, стенка, новоселье?         8. Игра «Наоборот» - подбор антонимов.                           Шкаф высокий – стол … (низкий); кресло большое – пуфик … (маленький); столешница широкая – столешница … (узкая) и т.д.        9. Игра «Подбери слова» - согласование существительных с прилагательными. Четко проговаривать окончание прилагательных.                                                            Кресло (какое?) – красивое, мягкое, удобное, кожаное и т.д.           Кровать (какая?) – деревянная, лакированная, резная и т.д.          Стул (какой?) – пластиковый, высокий, деревянный, дубовый детский и т.д.                                                                10. Выучить 1-2 загадки по теме, ответы нарисовать.                 

          Тематический цикл «ДЕНЬ     ПОБЕДЫ»

    1. Родителям рекомендуется:        рассказать ребенку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»; рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах; вспомнить кто из членов вашей семьи принимал участие в ВОВ, показать ребенку фотографии родственников; воспитывать у ребенка уважение к героям войны.
    2. Игра «Подбери слова» - подобрать синонимы к словам.                                                                Смелый – храбрый, отважный, геройский,…
    3. Игра «Скажи наоборот» - подобрать слова-антонимы.                                                                                      Смелый – трусливый.
    4. Игра «Родные слова» - подобрать родственные слова.                                                                                           Герой – героический, геройский, ……. .                                         Защита – защитник, защищать, защищенный,…. .
    5. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний:  «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»;
    6. Объяснить пословицу:                                                «Мир строит, а война разрушает».

    Выложить из палочек по образцу звезду.        

    Тематический цикл  «НАСЕКОМЫЕ»                                        1. Родителям рекомендуется: спросить ребенка о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых; побеседовать с ребенком о насекомых; рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, муху, кузнечика, стрекозу и паука; рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики); рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить бережному отношению к природе; рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.                                2. Игра «Закончи предложение» - употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в ед. числе.            Муравей сидел около … . Жук спрятался под … . Гусеница сидела на … . Божья коровка ползла по … . Муха села на … . Паук полз по … .                                                                                3. Игра «Подбери признак» - употребление в речи прилагательных.                                                            Бабочка (какая?) - …, …, …, …, …, …, … и т.д.                          Муравей (какой?) - …, …, …, … и т.д. (Стрекоза, паук, гусеница.)        4. Игра «Подбери действие» - подбор глаголов к слову.    Насекомые (что делают?) – …, …, … ( ползают, плетут (паутину), питаются, летают, порхают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают (нектар), пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят и т.д.)        5. Игра «Кто как передвигается?» - составление сложных предложений со значением противопоставления.                    Муравей ползает, а бабочка … . Жук ползает, а стрекоза … . Гусеница ползает, а кузнечик … . Оса летает, а улитка … . Паук ползает, а комар … . Бабочка порхает, а муха … . Кузнечик прыгает, а червяк … . Таракан ползает, а пчела … .                        6. Игра «4-й лишний» - развитие логического мышления.    Сорока, ласточка, оса, грач.                                           Пчела, кузнечик, жук, собака.                                          Лиса, стрекоза, волк, медведь.                                          Оса, бабочка, паук, стрекоза.                                          Таракан, гусеница, червяк, комар.                                                7. Игра «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                           Бабочка жёлтень…, муравей чернень…, божья коровка краснень…, кузнечик зеленень…, бабочка белень…, комар серень…, жук синень…, оса полосатень… .                                                8. Игра «Бывает – не бывает» - понимание логико-грамматических конструкций.                                           Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.                                                            Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.                                                                9. Выучить загадку, ответ нарисовать (или вклеить ) в тетрадь.                                                                        Целый день летает,                                                        Вам надоедает,                                                        Ночь настанет,                                                        Тогда перестанет.

                                    

                                         

                                                Литература

    1. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР/ Л.М. Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2005. – 56 с.
    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – 40 с. (Практическая логопедия)
    3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. IIпериод. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – 56 с. (Практическая логопедия)
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – 104 с., цветная вставка. - (Практическая логопедия)
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20-2. – 128 с.

                                                                                                                                                                                    

     

            

                      

                            

     

                                                                              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Домашние задание для родителей по теме: "Зимние забавы".Предлогается домашние

    Предлогается домашние задание для детей средней и младшей группы детского сада в виде презентации, в котором показаны картинки по теме "Зимние забавы". Родителям надо рассмотреть картинки вместе с дет...

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    материал для знакомства ребенка с окружающем  мире, игры для развития...

    Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

    Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

    Готовые домашние задания для родителей дошкольников

    В статье для родителей предлагаются  игровые занятия с детьми дома. Они не займут много времени и не будут в тягость ни детям, ни родителям....

    Домашнее задание для родителей по лексическим темам

    Уважаемые родители! Если вы хотите помочь своим детям в развитии речи в домашних условиях, то этот материал для вас!  Желаю успеха!!!...

    задания для родителей

    задания носят комбинированный характер и включают в себя упражнения на развитие моторики речевого аппарата, развитие фонематического восприятия, слухового внимания, обогащение словаря, коррекцию грамм...

    домашние задание для родителей "аквариумные Рыбы"

    Занимаемся по теме аквариумные рыбки...