конспект логопедического занятия "Хлеб. Кубань - житница России".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кочура Ольга Михайловна

Занятие подготовлено для детей-логопатов, в нём раскрывается заявленная тема и даются грамматические задания. Применение регионального компонента дополняет и помогает глубже понять значение хлеба для человека. Может быть использовано в обычных группах как часть образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическое занятие16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР.

Подготовила учитель-логопед МДОБУ детский сад № 26 Кочура О.М.

Тема: «Хлеб. Кубань – житница России».

Цели: Обогащение словаря по данной теме. Учить подбирать признаки к существительным, образовывать признаки от предметов и от действий. Употребление  существительных с суффиксами (уменьшительно-ласкательными). Употребление антонимов, предлога «с» с существительным в творительном падеже. Упражнять в чтении схемы слова. Называть пословицы о хлебе. Обогащать и закреплять кубанский словарь. Воспитывать любовь к родной Кубани и уважение к труду хлеборобов.

Ход занятия:

1. Логопед: Ребята, повторите за мной стихотворение:

                «Бублик, баранку, батон и буханку

                Пекарь из теста испек спозаранку».

        - Что испек пекарь? Какой первый звук в этих словах? К какому из этих слов подходит схема: ООООО (батон). Сколько в нем гласных? (2) Согласных? (3).

2. Прежде чем испечь хлеб, надо вырастить его. Сначала его надо посеять (чем?) сеялкой, косить (чем?) косилкой, молотить - молотилкой, жать – жаткой. Хлеб выращивают хлеборобы.

                «Горячи в работе хлеборобы,

                Выучка кубанская видна:

                Золотом зерна

                Высокой пробы

                Нивы труд оплатят их сполна»

                                        (В. Подкопаев)

3. Итак, если хлеб посеяли – то хлеб посеянный;

     вырастили – выращенный;

     убрали – убранный;

     испекли – испеченный.

  1. Хлеб пекут из пшеницы – это хлеб (какой?)…пшеничный, из ржи – ржаной, из ячменя – ячменный.
  2. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

 Не жалел трудов и сил!»

        - А кто же растит хлеб?

        на тракторе работает – (тракторист)

        на комбайне – (комбайнер)

        на мельнице – (мельник)

        на пекарне – (пекарь)

  1. – Сейчас собранное зерно везут на грузовиках на элеваторы, а в старину на

Кубани зерно везли на мажарах (специальные повозки с запряженными лошадьми) по амбарам – сараям для хранения хлеба. А перед этим снопы хлеба обмолачивали на одонках возле своих хат и куреней. Делали это дружно, а вечерами, бывало, весело играли.

  1. Предлагаю вам поиграть в кубанскую игру «Хлебец». Давайте выберем

ведущего – Кто из вас это сделает?

        «Шла зозуля мимо сети,

        А за нею малы дети,

        Зозулята просят пить,

        Выходи – тебе водить».

        - Вот и выбран хлебец. А кто такие «зозуля» и «зозулята»? (Кукушка и кукушата).

Проводится подвижная игра «Хлебец». (Дети стоят попарно друг за другом, впереди «хлебец»).

        Хлебец: Пеку-пеку хлебец!

        Дети: А выпечешь?

        Хлебец: Выпеку.

        Дети: А убежишь?

        Хлебец: Попробую.

После этих слов два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебцем. А тот пытается поймать одного из них. Оставшийся без пары – хлебец.

  1. – Ребята, а какой бывает свежеиспеченный хлеб? (- свежий, мягкий, ароматный,

душистый, румяный, пышный, теплый).

  1. Скажите, а с какими руками нужно садиться за стол, брать хлеб? (чистыми). А

какими нельзя? (грязными). Подберите слова противоположного значения о хлебе:

        чистый – (грязный)

        мягкий – (твердый)

        свежий – (сухой, несвежий)

        соленый – (сладкий)

        белый – (черный)

        горячий – (холодный)

  1. Помогите закончить фразу;

а) Бабушка испекла пшеничный… (хлеб).

б) Детишки едят суп с… (хлебом).

в) На тарелке один кусочек… (хлеба).

г) Кубанский хор поет песню …(о хлебе).

д) В народе говорят: «Поклонись…(хлебу)».

        11. Какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

«Хочешь есть калачи – не лежи на печи».

«Хата бела, да без хлеба в ней беда».

«Хлеб – всему голова».

«Будет хлеб – будет и песня».

  1. «В степи, под этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит – и меня».

                (К.Обойщиков)

        Давайте послушаем песню о хлебе в исполнении Кубанского казачьего хора. (песня «Песня о родной земле» ст. В.Бакалдина, муз. В.Лаптева).

  1. Итог занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие:"Кубань-житница России"

Программные задачи:1. Дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого     люди не могут обходиться          ...

Утренняя гимнастика для старшего возраста "Кубань-житница"

Тематическая утренняя гимнастика была разработана к неделе, посвященной малой родине - Кубани....

Беседа "Кубань - житница России"

Воспитание любви к своей Родине....

Конспект логопедического занятия «Наша Родина – Россия. Нефтегорск»

Представлено занятие по патриотическому воспитанию  с детьми подготовительной группы с ОНР...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «КУБАНЬ – ЖИТНИЦА РОССИИ»

Программные задачи:- продолжать знакомить детей с историей Кубани. Развивать интерес к родному краю, труду взрослых, к истории своих предков казаков.-расширять знания детей  о том, чем богата куб...

"Кубань - житница России"

Уважаемые, коллеги! Данный праздник праздник разработан к 80 - летию  со дня образования Краснодарского края....

Кубань-житница России.

Кубань- житница России....