Занятие:"Кубань-житница России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Программные задачи:

1. Дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого

     люди не могут обходиться                    

2. Закрепить умение лепить нетрадиционным способом

    (лепка из соленого теста – мукосольки)

3. Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к хлебу и труду

    хлебороба, любовь к кубанским песням, танцам и стихам о родном крае

Материал к занятию:

1. Тесто, состоящее из муки, соли и воды

2. Дощечки

3. Влажные тряпочки

4. Стеки

5. Стаканчики с водой

6. Кубанские костюмы для детей, воспитателя и муз. руководителя

7. Для игр – дид. игра « Найди то, что приготовлено из муки»

                     продукты, приготовленные из муки

                     « Напечём блинов» - две сковороды и два блина,

                     вырезаны из тонкого поролона

                     « Земледелец» - маски с изображением зерновых

                      культур ( пшеница, ячмень, рожь, овес )

                      « Кубанка» - стулья и казачьи папахи

 

Предварительная работа:

 

1. Занятие по развитию речи на тему: « Хлеб всему голова»

2. Беседа с агрономом

3. Экскурсия на пекарню

4. Рассматривание картин « Уборка урожая»

1 часть

Дети заходят под музыку парами, одеты в кубанские костюмы и танцуют

 « Кубанскую плясовую», затем встают полукругом, вперёд выходит

девочка, в руках у неё каравай, читает стих:

                          Здравствуй наша Кубань,

                          Благодатный край,

                Хлебом да солью, светлой любовью

                           Гостей встречай!

                    ( Дарит каравай гостям)

Воспитатель: Дети как называется край, в котором мы живём?

Дети: Краснодарский

Воспитатель: Столица Краснодарского края?

Дети: город Краснодар

Воспитатель: Как ещё можно назвать Краснодарский край?

Дети: Кубань

Воспитатель: Мы сейчас споём песню, которая называется

                       « Ой, да на Кубани»

Ребёнок читает стих – Путь его довольно долгий,

                                       Вот он в булочной на полке,

                                       Вот уже к тебе на стол

                                       Хлеб пожаловал, пришёл.

                                       В нём здоровье - наша сила,

                                       В нём чудесное тепло,

                                       Столько рук его растило,

                                       Охраняло, берегло.

                                       В нём земли родимой соки,

                                       Солнца свет весёлый в нём.

                                        Уплетай за обе щёки,

                                        Вырастай богатырём!

Воспитатель: Дети, о чём это стихотворение?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Краснодарский край – это житница нашей Родины.

                       Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных

                       продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба,

                       о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя

                       большой труд не одного человека, а труд многих людей.

                        Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолотить

                       смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Воспитатель: Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Хлеборобы

Ребёнок читает стих – Горячи в работе хлеборобы,

                                       Выучка кубанская видна:

                                       Золотом зерна высокой пробы

                                       Нивы труд оплатят их сполна.

Ещё одно стихотворение, в котором руки хлебороба называют « золотыми»

Ребёнок читает стих – У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова»

                                       Счастлив край, весел край, где хороший урожай.

                                        Ветерок спросил, пролетая,

                                        Отчего ты, пшеница, золотая?

                                         А в ответ колоски шелестят:

                                         « Золотые руки растят»

Воспитатель: Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе.

1. Земля – матушка, а хлеб – батюшка

2. Труд и хлеб – всему голова

3. Без золота проживёшь, а без хлеба – нет

4. Кто надеется на небо – тот сидит без хлеба

5. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах

6. Кто пахать ленится, у того и хлеб не родится

7. С хлебом русский человек – богатырь из века в век

8. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель: Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас

                        отгадайте  загадки:

В холодных районах я созреваю, кашей перловой всех угощаю.

Догадаться вам не лень, золотистый я (дети – ячмень)

Чёрный хлебушек хорош! Нам его заменит ( дети – рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем?

( дети – колоски пшеницы)

Дидактическая игра «Найди то, что приготовлено из пшеницы»

(На столе разложены: батон, булочки, печенье, блины, хлеб, сушки,

бутылка кваса и конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т.д.)

ребёнок должен на стол выложить всё, что приготовлено из муки.

 

2 часть

Воспитатель: Дети, мы с вами ходили на экскурсию на пекарню,

кто из вас помнит рецепт теста необходимый для выпечки хлеба?

Дети называют – нужна мука, вода, дрожжи и соль.

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами тоже будем работать с тестом, но это тесто несъедобное – оно приготовлено из муки, воды и соли, соли в тесте столько же сколько и муки, оно очень соленое, игрушки, которые сделаны из этого теста, называют « мукосольками».

( Дети садятся за столы и лепят игрушки из теста)

Воспитатель: Вы можете слепить то, что вам захочется, но одно условие –

не должно быть одинаковых работ.

(Дети лепят, звучат кубанские песни в грамзаписи).

Воспитатель: Молодцы! Все постарались! Что получилось у ......?

Вы сделали часть работы, сейчас надо  все ваши игрушки подсушить в духовке, когда они высохнут, мы их раскрасим гуашью и покроем лаком,

чтоб лучше хранились и блестели.

Ребёнок читает стих - Тесто мы лепили, воду добавляли,

                                      Выбились из силы. Ох! Как мы устали!

3 часть

Воспитатель: Да, вы славно поработали, садитесь на стульчики,

                        Поиграем в игру «Кубанка»

( Все садятся по кругу, кубанки одеты на мальчиках, рядом с каждым мальчиком сидит девочка. Под музыку быстро надо снять шапку и одеть девочке, музыка остановилась – на ком одеты шапки, тот под музыку показывает движения из кубанского танца)

Воспитатель: Молодцы хорошо танцевали!

                       А сейчас игра « Земледелец»

Дети встают в круг по считалочке выбирают земледельца:

       Вырос в поле дом, полон дом зерном,

       Стены позолочены, ставни заколочены,

       Ходит дом ходуном, на стебле золотом.

        Ты давай не зевай, земледельца выбирай.

Дети одевают  маски с изображением зерновых культур-

пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, просо и т.д.

Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находится

Ведущая: Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становится жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка:

          Солнце светит, дождь идёт, колосок растёт, растёт.

          К солнцу тянется росток, тонкий, тонкий стебелёк

          Земледелец, не зевай, перемены отгадай.

Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.

Воспитатель: А сейчас, дети, мы посмотрим как вы помогаете печь блины своим мамам и бабушкам. Оглянуться не успели, как блины у нас поспел! Игра « Испечём блинчики»

Сначала « пекут» дети, а потом мамы и бабушки.

Воспитатель: Наши дети умеют печь не только блины но и пирожки.

                        Песня «Пирожки»

Воспитатель: Хлеб прославляли не только в песнях, но и в стихах –

Ребёнок – Мама режет хлеб пшеничный-

                  Хлеб пшеничный нам привычный.

                  Всем вокруг по равной доле,

                  В доме пахнет словно в поле:

                  Пахнет солнцем, пахнет небом

                  И созревшим теплым хлебом...

                  На столе готов обед.

                  Входит мама, входит свет!

Ребёнок – Пусть же так будет во веки веков –

                  Чтобы на всех нам хватало кусков

                  Пышного хлеба, душистого хлеба!

                  Спасибо вам, солнце, и дождик, и небо,

                  Теплое поле, чистый простор,

                  Пахарь, комбайнер, мельник, шофёр,

                  Папа и мама, пшеница и рожь –

                  Ну, до чего же хлеб наш хорош.

Ребёнок -  Стоит пшеница на Кубани

                   Среди натруженных полей,

                   И тает в хлебном океане

                   Зелёный парус тополей.

                   Шумят хлеба... В страде горячей,

                   Они земле поклоны бьют

                   За теплоту души казачьей,

                   За доблесть, мужество и труд.

Воспитатель – Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?

Дети – Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т.д.

             Кубань кормит хлебом всю Россию.

Воспитатель – А почему только в Краснодарском крае

                         так хорошо растут злаки?

Дети – Потому, что у нас на Кубани благодатный климат, теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы.

Воспитатель – В октябре отмечается праздник – день работников сельского

                          хозяйства, « Праздник урожая».

                          В этот день награждают медалями, грамотами,

                          ценными подарками знатных хлеборобов.

                          Мы с вами тоже потрудились и я хочу вам подарить

                           вот по такому «солнышку»,

                          вместо лучиков у солнышка колоски

Солнце – это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улице, но и в нашей душе! Так пусть же это « солнышко» улыбается нам и

освещает наш путь! ( Воспитатель дарит  « солнышки» детям и гостям)

Ребёнок – Веселил нас много раз наш кубанский перепляс,

                  И сегодня не скучаем, всех на танец приглашаем!

Дети танцуют с гостями, а потом приглашают на чай с пирогами.

 

 

            

Используемая литература:

 

« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.

Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К,Фоменко,

                Л.М. Данилина ( ККИДППО)

 

« Учимся по сказке», г. Санкт Петербург, «Паритет», 2006 г.

« Колосок» - игры и занятия с детьми 4-7 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для старшего возраста "Кубань-житница"

Тематическая утренняя гимнастика была разработана к неделе, посвященной малой родине - Кубани....

конспект логопедического занятия "Хлеб. Кубань - житница России".

Занятие подготовлено для детей-логопатов, в нём раскрывается заявленная тема и даются грамматические задания. Применение регионального компонента дополняет и помогает глубже понять значение хлеба для ...

Беседа "Кубань - житница России"

Воспитание любви к своей Родине....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «КУБАНЬ – ЖИТНИЦА РОССИИ»

Программные задачи:- продолжать знакомить детей с историей Кубани. Развивать интерес к родному краю, труду взрослых, к истории своих предков казаков.-расширять знания детей  о том, чем богата куб...

"Кубань - житница России"

Уважаемые, коллеги! Данный праздник праздник разработан к 80 - летию  со дня образования Краснодарского края....

Кубань - житница нашей Родины

Беседы для детей о Кубани...

Кубань-житница России.

Кубань- житница России....