РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Симонова Ольга Викторовна

В статье из опыта работы раскрываются основные направления работы по формированию речевой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фонематическое восприятие55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На логопедическом пункте нашего дошкольного учреждения  занимаются воспитанники нашего дошкольного учреждения, которое  находится в сельской местности. Социальный статус детского сада неоднороден: интеллигенция, служащие, военные, рабочие и другие. Большинство обучающихся живут в семьях, в которых родители имеют средне - специальное образование (65%), редко высшее образование (35%) и работают в основном в Белгороде.  Поэтому этим детям родители недостаточно уделяется внимания в речевом и интеллектуальном развитии. Среди воспитанников русские, вынужденные переселенцы, в некоторых семьях есть двуязычие. Не все дети, поступающие в ДОУ, посещают детский сад, воспитываются дома, поэтому нарушения устной речи (неправильное звукопроизношение, недоразвитие фонематических процессов и мелкой моторики руки,  бедность словаря) выявляются только в школе. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть (80%) составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороны речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению программы из-за  недостаточного развития фонематического восприятия. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: "Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!". такое утверждение неверно. Стойкое же исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. но как построить обучение так, чтобы этот процесс вызывал у детей интерес, затрагивал их эмоции, побуждал детей к речевой активности?

Для решения данной проблемы возникла необходимость обратиться к опыту ведущих логопедов, дефектологов, педагогов-практиков, изучить и выработать оптимальную концепцию, создав условия для полноценного речевого развития дошкольников.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции  речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных переходов своей истории. Анализ  научной литературы по проблемам речевой патологии свидетельствует о том, что положение детей в современной России  вызывает обоснованную тревогу у общественности. Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Процент речевых нарушений год от года не уменьшается, а растет. Неправильное произношение приносит детям  много огорчений  и трудностей в детском саду , а в школе  эти трудности возрастают. В основе их лежит недоразвитие фонематического восприятия. Специфической трудностью в работе с дошкольниками является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, так как они не "слышат" ошибки в своей речи , а родители  считают, что им не нужно заниматься с логопедом.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повысить уровень развития фонематического восприятия у дошкольников, удовлетворение их потребностей и интересов и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Эта проблема интересует  учителей-логопедов, воспитателей, методистов. Их исследования в этой области печатаются на страницах книг, газет, журналов, ведь своевременная коррекция  звукопроизношения и формирование фонематических процессов является профилактикой вторичных нарушений, что немаловажно для успешного обучения ребенка в школе.

В современных условиях проблема речевого развития дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

В законе РФ «Об образовании» отмечается, что система образования в Российской федерации представляет собой совокупность системы преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности вариативных программ по обучению и воспитанию детей, в которых выделяется раздел  «развитие речи».

         Содержательные и методологические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи рассматриваются на современном этапе Горчаковой А.М. (3), Лукиной Н.А. и Никкинен И.И. (7) и многими другими. Методисты-практики разрабатывают системы обучения и методические пособия по данной проблеме на основе комплексного подхода.

В основе педагогического работы  лежат идеи А.Н.Гвоздева , Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной, Г.В. Чиркиной, Г.А.Каше, Б.М.Гриншпун, Т.А.Ткаченко, Коноваленко В.В. о том, что одно исправление дефекта произношения без целенаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, так как  не восполняет пробелов в фонематическом развитии детей, в основе всех видов логопедических занятий лежит игровое начало. Формирование фонематического восприятия начинается с работы  по развитию слухового восприятия, речевого слуха и параллельно по развитию слухового внимания и памяти, рациональное использование в коррекционных целях  игровых приемов обучения повышает речевую активность детей, повышает эмоциональный настрой,  стимулирует познавательную деятельность.  

В свое   время И.Г. Песталоцци (9) и К.Д.Ушинский (12) придавали большое значение в развитии детской речи развитому фонематическому восприятию. В начале же 20 века А.Н.Гвоздев (1) и Р.Е.Левина (8) показали роль  фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Данные, полученные в ходе их исследований используются в настоящее время для проведения дифференциальной диагностики и построения  программ по развитию фонематических процессов у детей.

Г.А.Каше (5)  была разработана программа по устранению  недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.  Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В.(6) предложили систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедическом занятии и в процессе логопедизации режимных моментов. Б. М. Гриншпун (4)  обобщил имеющийся материал о роли фонематического восприятия в формировании произносительной стороны речи. Новизна    исследования  заключается в обогащении деятельности детей ,  в создании системы игровых приемов работы по  развитию фонематического восприятия, применяемой на всех этапах и во всех видах логопедических занятий, которые обычно не используются  для развития фонематических процессов (организационный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, динамические паузы).

Технология .

Определение цели:

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития фонематического восприятия у дошкольников посредством построения системы работы через активизацию познавательно-речевой деятельности.

Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:

Разработать систему технологий  нетрадиционных форм работы с детьми для формирования:

        системы элементарных научных знаний о родном языке, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста,

        познавательного интереса к процессу общения,

        речевых умений и навыков,

        развития речевой коммуникации,

        развития фонематического слуха, речевого внимания и памяти.

Описание средств достижения цели.

В работе придерживаюсь следующих  требований:

•        Учет развития  фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с нарушениями речи;

•        Сочетание  учебных, игровых форм и методов работы с использованием наглядных средств;

•        Решение  задач  по развитию фонематического слуха на всех этапах  занятия;

•        Повседневно, максимально насыщать работой все учебные моменты;

•        Вести работу по нарастающей сложности;

•        Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности  разработана оптимальная система мероприятий, состоящая из нескольких этапов с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.

Организация коррекционно-развивающей работы.

Фонематическое восприятие представляет собой значимый компонент восприятия речи, оно формируется постепенно в процессе психического и речевого развития ребенка (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, М.Е.Хватцев и другие).

            Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия  была построена в соответствии с разработанным перспективным планом подгрупповой работы  на основе методики  Н.А. Лукиной и И.И. Никкинен. В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были  собраны  и систематизированы  при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частности, в нее включены игры, предложенные для работы по развитию фонематического восприятия в пособиях Селиверстовым В.И. (10), Лукиной Н.А. и  Никкинен И.И. . В содержании некоторых игр изменена методика с целью использования их на логопедических занятиях, включены новые игры. Представлены возможные   варианты включения предложенных игр в структуру логопедических занятий. Для этого разработаны конспекты фронтальных и индивидуальных логопедических занятий . В системе педагогической работы активно используются игровые приемы обучения, что повышает речевую активность детей, эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, тем самым более эффективно оказывает влияние на преодоление речевого дефекта.

         Была  выбрана эта методика, так как в основе занятий  лежит комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы. Внесены изменения в занятия, они обогащены новыми игровыми заданиями для развития фонематического восприятия,  которые включены во все этапы логопедических занятий.

             Индивидуальные и фронтальные занятия объединяет система образовательных, развивающих, коррекционных задач; сказочные персонажи и ситуации; задания на развитие  фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, общей и мелкой моторики.  В то же время сложность предлагаемых заданий, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков,  развитие слоговой структуры слова  меняются в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.

                   

Направления  коррекционной  работы.

1.        Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.

Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:

-        восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий

-        дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)

-        дифференциация по темпу (быстро – медленно)

-        дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

-        дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

-        дифференциация по тембру

-        дифференциация по силе голоса

-        дифференциация по интонации

-        дифференциация по высоте.

Параллельно осуществляется работа по развитию речевого внимания, памяти.

 Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

-        дифференциация слов, близких по звуковому составу

-        дифференциация слогов

-        дифференциация фонем.

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков. Условия предъявления материала постепенно усложняются: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами.

Успешная коррекционная работа может быть реализована только при наличии достаточно высокой познавательной активности. В логопедической работе  в рамках представляемого опыта используются  речевые эксперименты поискового характера. Применение разнообразных наглядных средств, создание трудных ситуаций ставит ребенка перед необходимостью творчески размышлять над словом, активизирует познавательно-речевую деятельность. Хорошие результаты на занятиях обеспечиваются рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой . Систематически, по разработанному плану, в коррекционную работу включались игры и задания, активизирующие речевую деятельность дошкольников. Аналогичные задания давались детям для закрепления на дом.

Работа с семьёй.

        Работа по развитию и коррекции фонематического восприятия у детей очень важна, начинается с раннего возраста и реализуется  систематически, планомерно и всесторонне: логопедом, воспитателем, родителями. C родителями  проводились консультации,  открытые занятия,  анкетирование с целью  выявления представлений о  фонематических процессах и необходимости их развития, практические занятия по данному направлению в рамках проекта "Развитие слухового внимания, фонематического слуха посредством звуко-шумовых эффектов" . Материал проектного моделирования рассчитан на  максимальную самостоятельность  получения знаний родителями и детьми в условиях использования компьютерных технологий. Основным направлением проекта является всестороннее развитие  каждого ребенка индивидуально в процессе развития функций слухового анализатора и речевого аппарата посредством использования звуко-шумовых эффектов и предпосылок. Проект ориентирует родителей на заботу о своих детях,  расширяя формы проявления  социальной активности ребенка. Не всегда родители обращают внимание на то, как ребенок умеет прислушиваться, слушать и слышать. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь  способствует  лучшему фонематическому восприятию.

В уголке логопеда представлен лекционный и справочный материал по теме. Также с целью привлечения их внимания к данному вопросу используется организация совместной деятельности  с детьми по изготовлению дидактического материала.

Таким образом, работа с родителями строится на основе диагностической, практической  и консультативной деятельности. Взаимодействие носит как индивидуальный, так и коллективный характер.

Опыт показывает, что только  совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более ответственному отношению взрослых к проведению коррекционно-развивающей работы.

        В ходе мониторинга выявилась динамика уровня сформированности фонематического восприятия в соответствии со следующей шкалой: сформировано,  не сформировано. Представленные результаты свидетельствуют  о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Таким образом,  результативность деятельности по обеспечению положительной динамики  формирования фонематического восприятия через активизацию познавательно-речевой деятельности игровыми методами оптимальна. разработанная система позволила изменить в положительную сторону сосотояние звукопроизношения и фонематического слуха. Мы убедились в том, что обучение нужно строить так, чтобы этот процесс вызывал у детей интерес, побуждал их к активным действиям. Исходя из этого ,можно сделать вывод  о перспективности дальнейшей разработки  наиболее  приемлемой системы работы  с целью достижения  более высокого уровня сформированности фонематического восприятия.

Подводя итоги работы, следует отметить, что, несмотря на достигнутые результаты, коррекционная задача остаётся актуальной и на современном этапе, следует продолжить работу по развитию фонематического восприятия у дошкольников посредством активизации познавательно-речевой деятельности. Систематическая, своевременная, адекватная логопедическая и педагогическая коррекционная работа по развитию фонематических процессов позволит ожидать, что к старшему дошкольному возрасту фонологические нарушения речи будут встречаться гораздо реже и дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»

Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна  несформированность процессов инто...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников путем развития фонематического восприятия и конструктивного праксиса.

Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как правило, могут появиться в тех случаях, когда п...

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)

Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольно...

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»...