Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с ОНР по теме "Овощи-фрукты".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Денисова Ольга Вячеславовна

 На данном занятии детям предлагаются лексико-грамматические упражнения по теме "Овощи-фрукты", которые подводят детей к составлению описательного рассказа сравнительного характера с опорой на обобщённые модели признаков объектов природного мира.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Овощи-фрукты. Сад-огород»      

Вид занятия: Совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной речи 

Тема: Составление сравнительного описательного рассказа об овоще и фрукте

Задачи: 

Продолжать расширять предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме: упражнять в подборе слов-действий к объекту,  в образовании относительных прилагательных от существительных,  в умении объяснять значение слова с опорой на его словообразовательную структуру. Закрепить обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи». Продолжать совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов во фразе в роде,  числе, падеже; в согласовании числительных с существительными мужского, женского и среднего рода. Продолжать учить составлять описательные рассказы с опорой на план-схему, учить «считывать» схемы.

Материал: обобщённые модели признаков для составления описания, панно, картинки с изображением овощей и фруктов, жетоны за правильные ответы.

Словарь: садовод, огородник, понятия: овощи и фрукты, название овощей, фруктов, сливовое, апельсинище..

Ход занятия:

1ч. Организационный момент. «Путешествие» (около доски)

Л: - Я отправляюсь в путешествие и беру с собой помидор и грушу. Кто со мной?  

Дети соотносят названные объекты с определённой группой, отбирают себе картинки и составляют свою фразу: А я беру с собой огурец и банан. И т.д.

Л: - Что мы взяли? (Овощи  и фрукты)

Л: - По какому признаку мы объединили объекты? (по признаку «группа»)

(Логопед предлагает детям найти модель признака группы и поставить на панно:

круг с точками)

2ч. Задание «Разложи на группы».

Логопед предлагает детям положить все картинки в центр стола.

Задание: - Разложите фрукты и овощи по месту произрастания, что где растёт?

Дети раскладывают овощи и фрукты на две группы: сад-огород.  

Логопед: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «место»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «место» и поставить на панно:

дом и дерево)

Задание: - Разложите фрукты и овощи по цвету.

Дети раскладывают овощи и фрукты по цвету: жёлтые, зелёные, красные…  

Логопед: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «цвет»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «цвет» и поставить на панно:

семицветик)

Задание: - Разложите фрукты и овощи по форме.  

 Дети раскладывают овощи и фрукты по форме: овальные, круглые, треугольные…  

Логопед: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «форма»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «форма» и поставить на панно:

фигуры)

Рефлексия: Что нам помогло разделить объекты на группы? (признаки)

3ч. «Мои друзья.

Л:- Мои друзья те, кто назовёт, какой ваш объект большущий

(бананище, апельсинище, лимонище, огуречище, свёклища, морковища )

4ч. Упражнение «Скажи, какой, какая, какое?».  

Л: - Пюре из овощей какое? Овощное. Компот из фруктов какой? Фруктовый. Варенье из слив какое? Сливовое и т.д.

5ч. Игра «Объясни слова».

Логопед предлагает объяснить слова: садовод, огородник.

6ч. Упражнение «Сосчитай».

Логопед предлагает посчитать объекты и найти признак, поставить его на панно.

(одно фруктовое дерево, два фруктовых дерева, …пять фруктовых деревьев, один красный помидор, два красных помидора,…..пять красных помидоров … и т.д.

Рефлексия: С каким признаком играли?

 С количеством.

7ч. Физпауза «Урожай».

В огород пойдём, урожай соберём.     Идут по кругу, взявшись за руки,

Мы морковки натаскаем                        «Таскают»

И картошки накопаем,                        «Копают»

Срежем мы кочан капусты,                        «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,           Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвём немножко                        «Рвут»

И вернёмся по дорожке.                       Идут по кругу, взявшись за руки

8ч. Упражнение «Кто что делает?».

-Что делает повар с овощами? (моет, чистит, режет, трёт на тёрке и т.д.)

-Что делает огородник? (сажает, поливает, подкармливает, рыхлит и т.д.)

По какому признаку мы рассказываем об овощах? (по действию)

9ч. Составление рассказа о помидоре и груше (с опорой на схемы) – по цепочке 3 р.

       1.Что это?                         (Это помидор, а это груша)

       2.Обобщающее понятие        (Помидор – это овощ, груша – это фрукт)

       3.Где растут?                            (Помидор растёт на огороде, на грядке, на кустике.                                                          Груша растёт на грушевом дереве)

       4.Цвет.                                        (Помидор красный, а груша жёлто-зелёная)

       5.Форма.                                        (Помидор по форме круглый, груша - треугольная)

       6.Размер (в сравнении)         (Помидор по размеру меньше, чем груша)

       7.Части                                      (Помидор и груша покрыты кожицей, а внутри семена.)

       8.Какие на ощупь?                  (Помидор гладкий и мягкий, а груша гладкая и твёрдая)

       9.Вкус.                                       (Помидор и груша на вкус сладкие и сочные)

      10.Запах                                   (Помидор без запаха, а груша ароматная)

      11.Цепь развития (У помидора сначала было семечко, потом росток, затем кустик, на  

      кустике - цветок, потом плод. У груши сначала было семечко, потом росток, дерево,  

      на дереве цветок, плод)

      12.Условия для роста и развития (тепло, свет, вода, уход)

      13.Что может приготовить из них человек?  (Из помидоров можно приготовить сок, салат,         добавить в суп, есть сырым. Из груши…)

10ч. Рефлексия: - Что нам помогло хорошо составить рассказ?  (признаки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...