Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Красноярова Людмила Васильевна

 

                                                Моторная сфера

       Кинестетический фактор     Кинестетический фактор   (поза, ощущение от позы).   

 

Артикуляционная гимнастика    Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия

 

Как научиться снимать излишние напряжения?   Для этого нужно играть  в двигательные игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедические занятия32.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Моторная сфера

       Кинестетический фактор (поза, ощущение от позы). 

Ребёнок может повторить за Вами:

  1. различные «фигуры» из пальцев: «колечки», «коза» и т.п.

2. Различные движения языком: «достать до носа», язык в правый или левый угол рта и т.п.

     3.Мимические движения: нахмуриться, «удивиться», улыбнуться, вытянуть губы и т.п.

Для развития этой сферы подойдут любые:

  1. пальчиковые игры,
  2. логопедические упражнения для артикуляционного аппарата,
  3.  «кривляния» перед зеркалом.
  4. Игры на расслабление – напряжение (напряги только руки, а теперь только ноги и т.п.).
  5. Любые занятия по развитию мелкой моторики – перебирание гречки, риса, вышивание, лепка и т.д.

                                                       Моторная сфера

       Кинестетический фактор (поза, ощущение от позы). 

 Ребёнок может повторить за Вами:

1.серию движений типа «Цыганочки» (локоть правой руки касается поднятого вперёд левого колена, затем за спиной левой пятки, потом локоть левой руки делает то же, но с правой ногой).

2.В сфере артикуляционного аппарата – «часики» (язычок попеременно несколько раз касается то левого, то правого угла рта), «улыбка - дудочка» (губы несколько раз то улыбаются, то вытягиваются).

3.На бумаге – повторение различных повторяющихся узоров, которые можно нарисовать безотрывно типа  или ∩∩∩.

Для развития этой сферы идеально подойдут все игры:

  1. с мячом – стучать (каждой рукой) мячом об пол,
  2. игра «десяточки» - различные упражнения с мячом и стеной: поймать, ударив об стену, хлопнуть перед тем, как поймать, перепрыгнуть летящий мяч от стены и т.д.
  3. Попадать стрелой (мячом) в цель.
  4. Танцы, велосипед, плаванье.

Артикуляционная гимнастика

ЧАСИКИ                                                                                          

Влево – вправо, 
Влево - вправо 
Мой язык скользит лукаво.

ЗАБОРЧИК

 Зубы ровно мы смыкаем 
 И заборчик получаем. 
 Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

БЛИНЧИК

Язык широкий положи 
И спокойно удержи.

ГАРМОШКА

К небу язычок прижми, 
Челюсть ниже опусти. 
Рот открой, потом прикрой. 
Гармонист ты неплохой.

МАЛЯР

Красить потолок пора, 
Пригласили маляра. 
Челюсть ниже опускаем, 
Язык к нёбу поднимаем, 
Поведем вперед - назад- 
Наш маляр работе рад.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Ох и вкусное варенье! 
Жаль осталось на губе. 
Язычок я подниму и остатки оближу.

СТУПЕНЬКИ

Язычок пошел гулять, 
По ступенечкам шагать.

ИНДЮШАТА

Рот я чуть приоткрываю 
Язычок приподнимаю. 
На губу положу, 
По губе им повожу.

ГРИБОЧЕК

Широко открою рот, 
Будто щёлкну я вот-вот. 
Присосу язык на нёбо, 
Челюсть вниз и вся учёба.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке.  
Широкий язык поднимается к верхней губе, 
затем опускается к нижней губе.

 ЛОШАДКА

Рот широко я открываю, 
К нёбу язык прижимаю. 
Прыгает вниз язычок 
И раздаётся щелчок.

  ЧАШЕЧКА

Улыбаюсь, рот открыт. 
Там уже язык стоит. 
К зубкам подняты края- 
Вот и «чашечка» моя.

  ШАРИК

Щёки надую и выпущу пар 
И запыхчу, как большой самовар.

ГОРКА

Спинка язычка сейчас 
Станет горочкой у нас. 
Ну-ка, горка, поднимись! 
Мы помчимся с горки вниз.

 

“Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия”

 Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз.  В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза.

Упражнения для стабилизации дыхания.

В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка “правильное дыхание” в положении “лежа на спине”, многократно описанное и канонизированное в разнообразных литературных источниках.

1).“Цветок”. Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (“вырос цветок”) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (“распустился цветок”) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

2).“Ветер”. Руки на поясе.

Сценарий: “Наступила зима (лето, осень, весна). а) Стало холодно (тепло). б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер”.

Расшифровка сценария:  а) Сильный вдох носом. б) Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.

Упражнения для челюсти

“Трусливый птенчик”.   

1) Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти – на уровне плеч собраны в кулак и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок - “птенчик” сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.

2) а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки.

б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая - вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту сторону, что и челюсть.

в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.

Во всех упражнениях на 2-ом этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук.

На 3-ем – движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем - с разнонаправленными.

Упражнения для губ.

1)Покусывание и почесывание губ зубами.

2)“Улыбка-трубочка”. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы “трубочкой” и  руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки  - в стороны.

3) “Пятачок”. Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы.

На 2                                      на 2-ом этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук.

                                             На 3-ем – они синхронизируются с однонаправленными, затем – с разнонаправленными движениями глаз.

4) “Рыбки разговаривают”. 

а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.

б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук “поцелуя”.

5) “Уточка”. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для щек.

1.Покусывать, похлопывать и растирать щеки.

2.“Хомяк”.

Сценарий : а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой - голодный.

                                                          б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

                                                          в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так.

Расшифровка сценария: а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки  и прижимают руки к животу. б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На 2-ом этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На 3-ем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз. в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

  1. “Язык-путешественник”. Если какие-то этапы представления сказки “Язык – путешественник” вызыва

затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.

Сказка: а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.

                                                        б)Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

                   в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!

                   г)Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач.

                   д)Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так.

                   е) Решил  поиграть в стрелочки, вот так.

                  ж) Замерз язычок и чтобы согреться стал прыгать и цокать как лошадка, вот так.

                  з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.

                   и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так!

                   й) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и спать.

                            Выполнение упражнений :

 а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.

в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.

г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад.

На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными;

на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).

д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка.

На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (г).

е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом - на поясе. Это упражнение проводитсясначала с ведущей рукой, потом не ведущей, затем – с обеими.

На 2-ом этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т.д

На 3-ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправлено с движениями рук, в разных направлениях.

 ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.

з) С силой (до боли) выкидывать 8-10 раз язык вперед, изображая “жало змеи”. Одновременно с этим, сжатые в локтях руки,выбрасывать вперед и выпрямлять их.

и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.

й) Цокать, стоя на месте, руки на поясе.

Это упражнение проводится второй раз для контроля. Если ребенок в конце цокает звонче, громче и сильнее, значит он качественно выполнил все упражнения, т.е. Вы добились отчетливого положительного эффекта.

Советы родителям:

Как научиться снимать излишние напряжения?   Для этого нужно играть  в двигательные игры.

Для удобства разобьем  упражнения по времени суток.

 Утро.

1.       Проснувшись, попросите ребенка выбраться из постели так, как это делает змея (выползая из постели лежа на животе, потягиваясь, скручиваясь), лиса (на четвереньках, мягко переступая), слон (топая коленями и руками), лягушка (прыгая) и т.д. Важно : разнообразность предлагаемых вариантов, воображение (вылези так, как ты еще не разу не вылезал). Игра должна быть по правилам, которые хорошо задавать заранее. Например: «Сегодня ты будешь просыпаться, как лягушка, для этого ты подпрыгнешь 3 раза и 4 раза скажешь: «Ква».

2.       Дальше может следовать обычная зарядка.

3.       Попросить ребенка дойти до ванной (кухни):

очень тихо и медленно так, как будто в замедленном кино; допрыгать на правой (левой ноге); хлопая в ладоши на каждый шаг; не сильно хлопая себя но пузу (плечу, локтю, пятке, груди, лбу и т.д.) на каждый шаг в ритм движения; перечисляя на каждый шаг дни недели; цвета радуги; доползти на четвереньках;  дойти медленно с закрытыми глазами на ощупь;  и т.д.

4.       В ванной.

Щетка в правой руке - чистим верхнюю челюсть, в левой –  нижнюю. Умываем лицо правой ладошкой, левой ладошкой, проговаривая при этом какая рука и часть тела.

5.       Завтрак.

Попросите ребенка положить: ложку справа от тарелки; тарелку слева от ложки; хлеб за тарелкой; салфетку перед или под тарелкой;  и т.д.

6.       Постучим. Приготовьте ладошки. Стучим не очень громко ладонями об стол.

Та – длинный стук.  Ти – короткий.

Правой: та-ти-ти-та-та (2 раза), Левой: та-ти-ти-та-та (2 раза), Вместе: та-ти-ти-та-та (2 раза), Правой: та-ти-ти, левой: та-та.

Любые варианты ритмов. Можно добавлять ноги.

День.

Играем на коврике, траве, полянке.

1.       Замри-отомри.

Пусть ребенок научится выполнять команду «замри». Четко замирать и не шевелиться. Поменяйтесь с ним ролями, пусть он тоже немного вами покомандует.

2.       Запомни порядок слов и собери предметы.

Расположите в произвольном порядке на расстояние 1-2 метра друг от друга предметы: мяч, полотенце, сумка, игрушка и т. д. Назовите в каком порядке ребенок должен собрать эти вещи. Пусть он сначала повторит слова, запомнит порядок. Начинать лучше с 3-4 слов.

3.       Если ребенок раскричался – пусть кричит по вашим правилам.

Попросите его покричать как можно громче как: петух; тигр; медведь; динозавр;  погудеть как комар; как пылесос; двигатель машины, и т.д.

Все это можно выполнять с движением рук и ног.

4.       Пришло время «повозиться».

                а) пусть ребенок поползает по вам. Создайте ему небольшое сопротивление такое, как будто он застрял и пытается выбраться. Игра носит ласковый оттенок, и все делается с удовольствием.

                б) пободайтесь головами стоя на четвереньках,

                в) положение лежа на спине, потяните его не сильно за ногу, за руку, протащите немного по траве,

                г)  если есть еще один взрослый, возьмите ребенка за руки и за ноги и не сильно покачайте;

5.       Соревнование на время.

Попросите вашего ребенка выполнить определенную программу как можно быстрее и правильнее. Например: добеги как можно быстрее до березы и около нее 2 раза подпрыгни и сделай 5 приседаний, затем добеги до меня и, когда остановишься, назови свое имя, и т.д.

6.       Научите ребенка танцевать не сложные «па» :  под быструю музыку, под медленную. Важно держать ритм и помнить рисунок.

Вечер.

Хорошо перед сном принять душ или ванну – это поможет ему лучше расслабиться.

1.       Ребенок лежит в постели, а вы сидите около него, руки и ноги лежат свободно вдоль тела. Если у ребенка остались напряжения в руках, то попросите его посмотреть вам в глаза. Затем, пусть он возьмет вас за руки и потянет к себе до тех пор, пока вы не упретесь лбом в его лоб. Создайте небольшое сопротивление в руках, чтобы подтянуть вас было не слишком просто, но возможно.

2.       Ребенок лежит на спине. Возьмите его ступню и разотрите ее между руками. Мягко помассируйте каждый пальчик ноги.

3.       Если остались напряжения в ногах, то создайте сопротивление для ног. Ребенок отталкивает вас от себя обеими ногами, затем то одной то другой, как велосипед. После этого можно перейти к расслабляющему массажу.

4.       Попросите ребенка прижать голову к коленям лежа на боку, положите свою руку на его поясницу и не сильно подавите на нее.

5.       Расскажите сказку о том, что уже заснуло. Например, дотрагиваясь до ног, говорите: «ножки спят», и так по всем частям тела.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...