Логоритмика как одна из методик работы с детьми, имеющие речевые нарушения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Описаны  упражнения  на освоение  основных  движений, на  развитие  ориентировки в пространстве, на развитие  мелкой  моторики  и  кистей рук, упражнения  регулирующие  мышечный  тонус, воспитывающие  музыкально-ритмическое  чувство, активизирующие  внимание  в  различных  видах музыкальной  деятельности  детей: в пении, в восприятии музыкальных произведений, музыкально-ритмических  движениях, в игре  на  детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_kak_odno_iz_metodik_raboty_s_detmi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика  как  одна  из  методик  работы

с  детьми, имеющие  речевые  нарушения.

     Для  детей  с  речевыми  нарушениями используется  ряд  методик, направленных  на  решение  коррекционных  задач. Это  психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия  и  т.д. Иногда  в  них  предлагаются  одни  и  те  же  упражнения  и  игры, но  с  акцентом  на  разные  задания.

     Логоритмика – одно  из  важнейших  методических  средств. Она  самым  тесным  образом  связана  и  с  игротерапией, и  с  психогимнастикой, и с  методикой  музыкального  воспитания  в  целом.

     «Главная  задача  логоритмики – воспитание  и  развитие  чувства  ритма  через  движение  путем  развития  слухового  внимания  и  улучшение  речи  путем  воспитания  ритма  речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика  для  детей  с  расстройством  слуха  и  речи. М., 1948).

     «Логоритмика – система  упражнений, заданий, игр  на  основе  сочетания  музыки  и  движения, музыки  и  слова, музыки, слова  и  движения, направленная  на  решение  коррекционных, образовательных  и  оздоровительных  задач.

     На  огромное  значение  музыки  в  системе  логоритмического  воспитания мне  бы  хотелось  обратить  ваше  внимание. Дети  должны  чувствовать, что  движение  и  музыка  в  упражнении, игре, танце  или  слово, музыка  и  движение  в  хороводе, игре, танце  с  пением  органически  связаны.

     Задачи, которые  ставит  педагог  перед  детьми, используя  тот  или  иной  материал, как  бы  диктуются  самой  музыкой. «Лишь  музыка, благодаря  многообразию  мелодической  и  ритмической  структуры, может  не  только  руководить  движением, но  и  давать  ему  ту  эмоциональную  окраску, зарядку, в  которой  очень  нуждаются  наши  дети» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая  ритмика. М., 1941).

     Уделяя  большое  внимание  развитию  музыкального  воспитания  у  детей  с  речевыми нарушениями, мы  учим  их  понимать  язык  музыки, воспринимать  средства  музыкальной  выразительности, которые  в  свою  очередь  помогают  им  точнее  выполнить  двигательные  задачи, необходимые  для  осуществления  коррекционной  работы.

       Организация  занятий  логоритмикой  требует  от  педагога  знаний  основ  логопедии  и  владения  навыками  игры  на  фортепиано. Поэтому  такие  занятия  могут  проводить  логопед  и  музыкальный  руководитель, а  при  надлежащей  подготовке – музыкальный  руководитель  с  воспитателем. В  данном  случае  необходимо  согласовывать  с логопедом  поставленные  задачи  и  выбранный  для  занятия  материал.

     Если  мы  проанализируем  рекомендуемые  разными  авторами  схемы  занятий  по  логоритмике, то  заметим, что  в  них  включены  различные  виды  музыкальной  деятельности  детей: пение, слушание, музыкально-ритмические  движения, игра  на  музыкальных  инструментах.

      Пение  включает  упражнения  и  попевки  для  тренировки  периферических  отделов  речевого  аппарата  (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а  также  и  игры  с  пением, координации  пения  с  движением.

     Восприятие  музыки  (слушание)  используется  для  релаксации, для  активизации  и  развития  слухового  внимания, а  также  развития  волевых  черт  характера.

     Музыкально-ритмические  движения  предполагают  упражнения, игры  с  пением и  словом, инструментальные  игры  для  развития  внимания, памяти, координации  движений, ориентировки  в  пространстве, чувства  ритма  и  т.д.

     Игра  на  музыкальных  инструментах  способствует развитию  чувства  ритма и  мелкой  моторики.

     Материал, используемый  на  логоритмических  занятиях.

     Игры  со  словом, игры  с  пением, музыкально-дидактические  игры  и  упражнения, а  также  разнообразные  упражнения  для  формирования  основных  движений, ориентировки  в  пространстве; общеразвивающие  упражнения  для  развития  различных  групп  мышц, прежде  всего  для  рук, мелкой  моторики; упражнения, воспитывающие  музыкально-ритмическое  чувство; упражнения  для  развития  внимания  и  памяти; упражнения, регулирующие  мышечный  тонус.

                                                                                                                                                                                                   
   
Упражнения  на  освоение  основных  движений.

     Если  у ребенка  плохо  развиты  основные  движения, то  с  ним  весьма  трудно  разучивать  танцы  и  игры: все  они  включают  ходьбу, бег  или  прыжковые  движения.

     На  занятиях  по  логоритмике  необходимо  использовать  упражнения на  основе  разных  видов  ходьбы  (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на  носках, с  высоким  подниманием  бедра, приставным  шагом), бега  (легкого, стремительного, пружинного, широким  шагом, с  высоким  подъемом  бедра), прыжков  (на  двух  ногах  на  месте, на  двух  ногах  с  продвижением  вперед  на  правой  и  левой  ноге, прямой  галоп, подскоки).

     Работа  над  развитием  основных  движений  проводится  инструктором  по  физическому  воспитанию  или  воспитателем  на  утренней  гимнастике, физкультминутках; музыкальным  руководителем и  логопедом в  непосредственно  образовательной  деятельности, досугах.

     В  этой  работе  используется:

     а) упражнения  без  музыки, чтобы  дети  лучше  поняли  и  почувствовали, как  надо  выполнять  эти  движения;

     б) упражнения  под  музыку, чтобы  дети  не  только  правильно  выполняли  движение, но  и  двигались  в  темпе  музыки.

     Упражнения  на  развитие  ориентировки  в  пространстве.

     Этот  вид  упражнений  тесно  связан  с  предыдущим, ибо  они  построены  в  основном  на  таких  основных  движениях, как  ходьба  и  бег. Развивая  ориентировку  в  пространстве, мы  учим  детей:

     - ходить, бегать, скакать  друг  за  другом  в  колонне  по одному, по  кругу, с  соблюдением  дистанции;

     - строится  парами, врассыпную, по  кругу, в  колонну;

     - ходить, бегать, скакать  парами  по  кругу, соблюдая  дистанцию;

     - строится  в  колонну, шеренгу, по  кругу, по  углам, врассыпную;

     - ходить, бегать, двигаться  подскоками  врассыпную, не  наталкиваясь  друг  на  друга;

     - строится  в  круг  из  разных  положений: сидя, стоя  в  шеренге, стоя  врассыпную;

     - строиться  в  круг  лицом  друг  к другу, спиной, боком;

     - равномерно  сужать  и  расширять  круг;

     - находить  место  в  колонне: стоя  и  во  время  движения;

     - ходить  со  сменой  ведущих;

     - ходить  по  залу, меняя  направление: направо, налево, по  диагонали, змейкой, противоходом;

     - строиться  из  колонны  в  пары; расходиться  направо-налево;

     - перестраиваться  из  большого  круга  в  маленькие  кружки;

     - перестраиваться  из  одной  большой  колонны  в  три  маленькие;

     - различать  правую  и  левую  руку; рассчитывать  расстояние, развивая  глазомер  и  ощущая  себя  в  пространстве.

     Развитию  ориентировки  в  пространстве  способствуют  хороводы, танцы, игры  и  игровые  задания.

     Например, для  обучения  бегу  врассыпную,  хорошо  использовать  игру  Е.Рагульской  «Машины». Детям  предлагается  двигаться  под  музыку  врассыпную, не  наталкиваясь  друг  на  друга, а  воспитатель – в  роли  регулировщика – контролирует  выполнение  задания, отправляет  в «мастерские  ГИБДД  машины, которые  столкнулись, следит  за  тем, чтобы  дети  использовали  все  свое  пространство, а  не  сбивались  в  кучу.

     Чтобы  научить  детей  быстро  строиться  врассыпную, по  углам,  в  линию, можно  использовать  игровой  прием  «Слушай  команду»  или  «В  круг…становись!»  и  т.п.

     Полезны  игровые  задания  типа  «Лабиринт»  или  «Разведчик»: ребенок  должен  запомнить  путь, пройденный  взрослым  или  другим  ребенком  (между  кубиками, кеглями…)  и  повторить  его. Это  задание  способствует  и  развитию  двигательной, зрительной  памяти.

                       

     Упражнения  для  развития  мелкой  моторики  и  кисти  руки.

     На  большое  значение  этих  упражнений  для  речевого  развития  детей  обращается  внимание  в  книге  М.Кольцовой  «Ребенок  учится  говорить» (М., 1979), в  статье  Г.Чиркиной  «Воспитание  правильной  речи  у  детей  с  дизартрией» («Дошкольное  воспитание». 1980. № 8). М.Кольцова  отмечает: проекция  кисти  руки занимает  одну  треть  всей  двигательной  проекции  в  коре  головного  мозга. Эта  зона  расположена  близко  от  речевой  моторной  зоны. Следовательно, тренировка  тонких  движений  пальцев  рук  оказывает  большое  влияние  на  развитие  активной  речи  ребенка.

     Логопедами  и  воспитателями  используется  пальчиковая  гимнастика  для  развития  мелкой  моторики. На  музыкальных  занятиях  рекомендуем  проводить  ряд  упражнений  под  музыку  из  сборника  «Музыкально- двигательные  упражнения  в  детском  саду»: «Веселые  ладошки», «Дудочка», «Полоскать  платочки», «Ветер  и  ветерок», «Игра  с  водой», «Собираем  камешки», а  также  игровое  задание  «Воображаемый  оркестр».

     Еще  больше  будут  способствовать  развитию  мелкой  моторики  упражнения  с  предметами: «Упражнения  с  мячами», украинская  народная  мелодия, композиция  Н.Щербаковой; «Веселая  ленточка», М. Сатулиной; «Дудочка», Т. Ломовой; «Лапоточки», чешская  народная  мелодия  «Аннушка», композиция  Н.Щербаковой.

     Упражнения, регулирующие  мышечный  тонус.

     Мышечный  тонус – состояние  костно-мышечного  аппарата, готовность  к  выполнению  движений. Упражнения  помогают  детям  сознательно  напрягать  и  расслаблять  отдельные  группы  мышц, регулировать  степень  их  напряжения, переключать  напряжение  с  одних  мышц  на  другие. Упражнения, регулирующие  мышечный  тонус, являются  вспомогательными  и  проводятся  без  музыки, чтобы  ребенок  мог  полностью  сосредоточиться  на  своих  ощущениях  и  выполнять  расслабление  или  напряжение  в  удобном  для  себя  темпе.

     Даются  эти  упражнения  дошкольникам  нелегко, но  использовать  их  в  работе  с детьми, имеющими  речевые  нарушения, необходимо: многим  из  них  (особенно  заикающимся)  свойственны  излишнее  напряжение  мышц, плохая  координация  движений. Очень  хорошо  эти  упражнения  описаны  в  сборниках: «Музыкально-двигательные  упражнения  в  детском  саду», «Ритмика. Музыкальное  движение» С.Рудневой,  Э.Фиш . - М.,1972.

     Предлагаю  вашему  вниманию  некоторые  из  них.

     1. «Ронять  руки». Поднять  руки  в  стороны, слегка  наклониться  вперед, снять  напряжение  в  плечах  и  дать  рукам  свободно упасть  вниз.

     2. «Кулачки – кисти». Крепко  сжать  пальцы  обеих  рук  в  кулаки, разжать  пальцы, сняв  напряжение  в  кистях.

     3. «Стряхивать  воду  с  пальцев»  или  «Трясти  кистями, как  тряпочками». Согнуть  руки   в  локтях. Движением  предплечья  сбрасывать  пассивные  кисти  рук  (с  остановкой  или  непрерывно).

     4. «Поднимать  и  опускать  плечи». Поднять  плечи   как  можно  выше  (к  ушам), сняв  напряжение, сбросить  плечи  вниз.

     5. «Ронять  корпус». Поднять  руки  в  стороны, затем, освободив  от  напряжения  мышцы  спины, шеи, плеч, дать  корпусу, голове, рукам  пассивно  упасть  вперед.

     6. «Деревянные  и  тряпочные  куклы». Изображая  «деревянных»  кукол, дети  напрягают  мышцы  ног, корпуса, слегка  отведенных  в  стороны  рук  и  делают  резкие  повороты  всего  тела  вправо  и  влево, сохраняя  неподвижность  в  шее, руках, плечах. Ступни  крепко  и  неподвижно  стоят  на  полу. Подражая  тряпочным  куклам, дети  расслабляются, снимая  излишнее  мышечное  напряжение  в  плечах  и  корпусе  и  пассивно  опуская  руки  вдоль  туловища. Затем  они  переводят  свое  внимание  на  ноги  и  упругим  сильным  толчком  в  коленях  поворачивают  корпус  то  вправо, то  влево, руки при  этом  непроизвольно  обвиваются  вокруг  него, ступни  стоят  неподвижно.

     Это  упражнение  можно  назвать  и  по-другому: «Буратино  и  Пьеро».

     Хорошим  подспорьем  в  работе  по  регуляции  мышечного  тонуса, а  также  координации  движения  со  словом  и  развитию  памяти  может  стать  игра  со  словом, созданная  Л. Генераловой  на  основе  английской  детской  песенки  «Шалтай-Болтай» (перевод  С. Маршака).

     И.п. Дети  стоят  свободно, опустив  руки  и  сняв  излишнее  напряжение  в  плечах  и  корпусе.

     Шалтай-Болтай  сидел  на  стене, Шалтай-Болтай (на  каждое  слово  быстрым, коротким  толчком  дети  поворачивают  тело  то  вправо, то  влево; движение  идет  от  ног, руки  взлетают  и  обвиваются  вокруг  корпуса)

    Свалился  во  сне  (наклоняют  вперед, роняют  голову  и  руки  вниз – расслабляются).

    И  вся  королевская  конница,  и  вся  королевская  рать  (выпрямившись, идут  вперед  или  на  месте  высоким  твердым  шагом; после  слов  «конница» и  «рать»  делают  остановки)

     Не  может  Шалтая, не  может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая  (ставят  одну  ногу  вперед  и  вытягивают  обе  руки, тянутся  вперед; затем сгибают  руки  в  локтях  и  откидывают  корпус  назад, как  бы  вытаскивая  кого-то – на  каждую  часть  фразы  одно  движение  вперед, одно – назад)

     Собрать (наклоняются  вперед, уронив  голову  и  руки  вниз – расслабление).

     И.Скрыпник  для  развития  мышечного  тонуса  предлагает  игровое  упражнение  «Заводные  зайцы  играют  на  барабанах» // Дошкольное  воспитание -1996. -№ 8. Дети-зайцы  стоят, наклонившись  вперед  и  свободно опустив  руки  вниз. Звучит  музыка (например, «Барабанщик» Д. Кабалевского) – дети-зайцы  выпрямляются  и  играют на  «барабанах». музыка  заканчивается («кончился  завод») – дети-зайцы  возвращаются  в  исходное  положение, расслабляются.

      «Ванька-встанька», И.Скрыпника  для  координации  движения  со  словом.

      Ванька-встанька  (наклоняются  и  выпрямляются)

      Ванька-встанька  (наклоняются  и  выпрямляются)

      Приседай-ка  и  вставай-ка  (приседают  и встают)

      Непослушный,  ишь  какой! (качают  головой  и  роняют  на  грудь)

      Нам  не  справиться  с  тобой. (возвращаются  в  исходное  положение)

     Учитывая  сложность  упражнений, регулирующих  мышечный  тонус, педагог  должен  следить  за  тем, чтобы  у  детей  не  было  мышечных  зажимов, чтобы  они  выполняли  упражнение  не  формально, а  учились  расслаблять  мышцы  и  снимать  напряжение.

    Упражнения, воспитывающие  музыкально-ритмическое  чувство.

    Эти  упражнения  направлены  на  передачу  в  движении  темпа, акцентов музыкального  произведения  и  его  ритмического  рисунка. В  начале  учебного  года, приступая  к  работе  с  детьми, только  поступившими  в  логопедические  группы, начинать  формировать  чувство  ритма  с  освоения  темпа (от  быстрого  к  медленному), затем  метра  (от  двудольного  к  четырехдольному, потом  к  трехдольному), позднее  ритмического  рисунка  (от  чередования  одинаковых  длительностей  к  чередованию  различных  длительностей). Поэтому  и  начать  надо  с  более  легких  заданий. Например, предложить  детям  похлопать  под  музыку  Е.Тиличеевой  «Бегаем»  («Музыка  и  движение» / Авт.-сост. С.И.Бекина,  1981.- С.29)  или  под  любую  другую, состоявшуюся  из  одних  восьмых  или  четвертных, а  потом  подвигаться  под  неё. Или  предложить  одним  детям  хлопать  под  музыку, а  другим  двигаться.

     Развитию  музыкально-ритмического  чувства  способствуют  и  игра на  детских  музыкальных  инструментах, пение, и  музыкально-дидактические  игры, танцы, например: «Передача  платочка», муз.Т.Ломовой  «Мелодия»; «Забавный  случай», муз. Д. Кабалевского; «Повтори, дружок, за  мной», муз. Н.Щербаковой; игра  «Оркестр», укр.нар.мелодия; игра  «Мышеловка», муз. К. Стеценко  «Гопак».

     Работая  над  развитием  музыкально-ритмического  чувства  у  детей  с  речевыми  нарушениями, необходимо  вспомнить  и  о  том, что  разный  ритм  по-разному  воздействует  на  их  психофизическое  состояние.

     Так  «маятниковый  ритм»  успокаивает,  поэтому  музыкальные  произведения  такого  плана полезно  использовать  в  работе  с  гиперактивными  детьми.

     Секундный  «альфа-ритм»  развивает  внимание  и  память, побуждает  к  действию; заторможенным  детям  полезно  давать  музыку  для  прыжков, активной  ходьбы  в  темпе  марша,  сильных  хлопков.

     Упражнения, активизирующие  внимание.

     Внимание – это  сосредоточенность  на  определенном  объекте  и  направленность  на  него  психической  деятельности. Различают  внимание  непроизвольное  (пассивное)  и  произвольное  (активное), когда выбор  объекта  внимания  производится  сознательно.

     Предлагаю  ряд  упражнений, в  которых  развитию  внимания, его  характерных  качеств  отводится  большая  роль.

     «Повтори  движения». Педагог  показывает  ряд  несложных  общеразвивающих  или  танцевальных  движений  под  музыку – дети  смотрят, затем  под  ту  же  музыку  повторяют  те  же  движения.

     «Запрещенное  движение». Педагог  показывает  движения  под  музыку, дети  повторяют  все, кроме  одного, заранее  оговоренного. Это  упражнение  можно  проводить  в  разных  вариантах.

     Первый  вариант: движения  выполняются  поочередно (педагог – дети – педагог – дети);

     Второй  вариант (усложненный): педагог  показывает, а  дети  сразу  повторяют  за  ним.

     «Упражнение  с  флажками» (без  музыкального  сопровождения). Можно  использовать  флажки  разного цвета  (при  показе  зеленого  флажка  дети  шагают, желтого – хлопают, красного – кричат  «Ура!», «Привет!»).

     Задания  на  внимание  являются  составной  частью  некоторых   музыкальных  игр: «Кого  не  стало», Ф.Шуберта, «Прятки», муз. А.Филиппенко, «Магазин  игрушек», «Какая  игрушка  спряталась», «Не  опоздай», «Бери  флажок».

     Развитие  музыкального  восприятия  невозможно  без  развития  слухового  внимания, чему  способствуют  упражнения  «Барабанщики», «Запомни  музыку» («Ритмика. Музыкальное  движение»),  и  многие  другие. Суть  их  состоит  в  том, что  дети  определенным  движением  реагируют  на  определенную  музыку.

     Используя  то  или  иное  упражнение, не  стоит  сразу  добиваться  четкого  его  выполнения. Лучше  дать  несколько  упражнений  с  одним  и  тем  же  заданием. Тогда  сработает  закон  перехода  количества  в  качество.

     Игры  со  словом, созданные  на  основе  малых  форм  фольклора, игры  с  пением, танцы  с  пением, хороводы. При  необходимости  в  логоритмические  занятия  включаются  упражнения  на  развитие  дыхания, артикуляции, голоса, мимических  движений, игры  с  инструментальным  сопровождением, игры  на  музыкальных  ударно-шумовых  инструментах, распевки  для  автоматизации  согласных  звуков.

     Главное – придерживаться  двух  принципов  в  работе: индивидуальное  внимание  к  каждому  ребенку  и  взаимодействие  всех  специалистов  дошкольного  учреждения  с  воспитателями  при  активной  поддержке  родителей. В этом  случае  можно  достичь  максимального  эффекта  в  коррекционной  работе  с  детьми, страдающими  речевыми  нарушениями.

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....