"ВЕСНА"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Куракина Татьяна Григорьевна

Развитие и активизация словарного запаса по теме «Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия

 в старшей группе

по формированию лексико-грамматических представлений

Тема: «Весна»

Учитель-логопед:

Т.Г. Куракина

Программное содержание:

Познание:

  • Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
  • Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных, согласных твердых и мягких звуках; выделение начальных звуков в словах).
  • Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Социализация:

  • Поддерживать интерес к познавательной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Коммуникация:

  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением весенних признаков, предметные картинки, веточки дерева из картона, магниты, доска магнитная, фишки из картона красного, синего, зеленого цветов, мяч, магнитофон, схемы оригами.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (ответы детей)

- Правильно, это весна.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о весне. Вспомните народные весенние  приметы. (Длинные сосульки - к долгой весне. Апрель с водой - май с травой. Май холодный - год хлеборобный. И т.д.)

Составление предложений о весне по картинкам.

- Посмотрите, что нам передала “весна”? Это весенние веточки.

- Что появилось на ветках? (почки).

На столе перед детьми лежат картинки с изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их.

- На веточки повесьте, только те картинки, которые подходят к весенним признакам. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы» и т. д.). Дети выбирают картинку, подходят к  доске и с помощью магнитов прикрепляют ее на веточку.

- Посмотрите, какие замечательные, весенние веточки у нас получились.

Игра «Раздели слово на слоги».

        -Ребята, мы с вами придумали предложения о природных  явлениях весной. А из чего состоят предложения? (ответы детей). А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

        -Слоги.

        -И сейчас мы с вами поиграем в игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Я буду называть слово каждому, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем.

        Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

 Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации.

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

        -Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы делаете выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох…

        Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем  ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения).

        Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. Опустите руки, сядьте. Молодцы!

        Игра «Назови первый звук».

        На столах перед детьми разложены картинки, фишки красного, синего, зеленого цветов. Дети выбирают себе картинку и называют первый звук, также определяют, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.

Физминутка.

Вот выходим мы на луг.

(Шагают на месте).

Я твой друг и ты мой друг!

(Руки вытягивают вперед и показывают на себя).

К солнцу дружно потянулись.

(Руки тянут с «Солнышку»).

Обнялись и улыбнулись.

(Обнимают друг друга и улыбаются).

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и повторяет это же слово, но перед ним вставляет нужную форму слова «весенний».

        Например, день – весенний день, погода – весенняя погода и т. д.

Слова: настроение, небо, месяцы, трава, гроза, проталины, цветы, облако, солнце и т. п.

Игра «Назови ласково».

Педагог показывает предметные картинки, а дети называют этот предмет или явление ласково. Например, ручей. Ребенок говорит: «Ручеек» и т.д.

Оригами «Птица».

На доске висят схемы, как последовательно и правильно складывать бумагу. Логопед предлагает детям выполнить из бумаги «птиц».

Итог.

-А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

- Говорили о приметах весны.

- Делили слова на слоги.

Играли «Назови первый звук».

Играли в игру «Назови ласково».

Складывали  оригами - «птиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...