Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия «Что делали дети» (2-е занятие по теме).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Курочкина Татьяна Александровна

Представленная технологическая карта отвечает современным требованиям к оформлению конспекта занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта НОД.36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

коррекционной непосредственно - образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

учителя - логопеда первой квалификационной категории Курочкиной Татьяны Александровны

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Снегирёк» г. Белоярский»

Группа: подготовительная к школе для детей с ТНР.

Тема:   Составление рассказа по следам продемонстрированного действия «Что делали дети» (2-е занятие по теме),              с использованием схемы рассказа, составленной совместно с логопедом. 

Цель:  Развитие связной речи  детей 5-6 лет с ОНР с помощью  метода наглядного моделирования.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.

Форма организации: подгрупповая. 

Задачи:  Коррекционно - образовательные:  

  • Развивать умение составлять небольшие рассказы по следам продемонстрированных действий с использованием приема схематизации.
  • Формировать навык развернутого ответа на вопросы фразой из 3-4 слов.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по различным лексическим темам.
  • Формировать умение в процессе рассказывания контролировать последовательность, громкость и внятность изложения с опорой на схему.
  • Закреплять умение слышать, запоминать  и выполнять инструкцию.
  • Упражнять детей в порядковом счете  первого десятка.

Коррекционно - развивающие: 

  • Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение).
  • Развивать умение составлять схему предстоящего рассказа совместно со взрослым и сверстниками.
  • Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно - воспитательные:

  • Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей.

Предварительная работа: знакомство с различными схемами, просмотр презентации «Наскальные рисунки» с целью понимания основного назначения схемы (облегчить процесс запоминания и передачи информации).

Необходимое оборудование: столы, стулья по количеству детей, схемы частей рассказа, представляющих собой листы раздаточного формата с тремя экранами (по количеству выполняемых детьми действий), по 3 шт. на каждого ребёнка и 3 шт. демонстрационного формата для логопеда, простые карандаши, маркер, стрелочки из клейкой бумаги для отображения последовательности, конфеты разного размера.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Результат

I. Психологический настрой,

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Эмоциональная поддержка детей.

Приветствие.

Приветствие.

Психологическая готовность.

II. Вводно-организационный,

1 мин.

Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность.

Установление зрительного и эмоционального  контакта.

Приглашение детей к просмотру «Небольшого спектакля», продемонстрированного 2-3 детьми группы.

Все дети группы усаживаются за столы, а 2-3 ребенка готовятся продемонстрировать действия с игрушками и предметами в соответствии с инструкциями, полученными до начала занятия.

Привлечение к демонстрации сверстников (детей из группы).

Формальная

готовность к

предстоящей

деятельности,

концентрация произвольного

внимания. 

III. Мотивационно -побудительный,

1 мин.

Вызвать у детей интерес, желание помочь, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ о том, как играли дети, но не смогли рассказать его  Ирине Александровне и дома, потому что забыли. Как мы сможем запомнить все, что будут выполнять дети сегодня, чтобы потом рассказать Татьяне Александровне (второму воспитателю), родителям, друзьям и т. д?».

Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения.

Создание проблемной ситуации. Приемы активизации речемыслительной деятельности детей для её решения.

 

У детей появилось желание действовать  – с помощью логопеда составить схему предстоящего рассказа. Создать свой «наскальный рисунок».

IV. Основной.

1. Демонстрация первым ребёнком  действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности.

1 мин.

Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником.

Избегать переутомления детей, избегать гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям. Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты.

Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия.

Привлекает внимание детей.

Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил.

Один из детей  выполняет заранее оговоренные логопедом  действия, комментируя их: «Я иду в умывальную комнату и мою руки---подхожу к полотенцу и вытираю руки---иду в групповой зал и сажусь за стол».

Для поддержания интереса, при демонстрации действий первым ребенком, педагог предлагает ему выполнить обычные действия, которые он выполняет каждодневно (прошёл в умывальную комнату --- вымыл руки--- подошёл к полотенцу,  вытер руки ----вышел в групповой зал, сел за стол).

Дети увидели действия, продемонстрированные первым ребёнком, постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям.

Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия.

2.  Схематизация действий, выполненных первым ребёнком.

3 мин.

Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа.

Формировать умение  графически изображать действия, выполненные сверстником.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации.

Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера.

Садятся за столы, на которых лежат 3 листа, с заранее нарисованными «трёхэкранками», представляющих собой  схему предстоящего рассказа и простые карандаши. Берут 1- ый  лист и заполняют его, совместно с логопедом.

Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения.

Совместное заполнение первой части схемы предстоящего рассказа.  

Дети познакомились со схемой  рассказа, совместно заполнили первую часть предстоящего рассказа.

Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых (понятных и простых в обозначении) знаков, отражающих суть действия.

3.  Демонстрация вторым ребёнком  действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности.

1 мин.

Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником.

Избегать переутомления детей и гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям.

Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты.

Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия.

Привлекает внимание детей.

Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил.

Один из детей  выполняет заранее оговоренные логопедом  действия, комментируя их: « Я зашёл в раздевалку и подошёл к своему шкафчику---достал чешки из пакета и переобулся ---убрал сандалии в шкаф».

Для поддержания интереса, при демонстрации действий вторым ребенком, педагог предлагает ему выполнить не совсем обычные действия, которые он выполняет в группе  изредка (прошёл в раздевалку---достал из шкафчика чешки  и переобулся--- убрал сандалии в шкаф ).

Дети увидели действия, продемонстрированные вторым ребёнком. Постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям.

Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия.

4.  Схематизация действий, выполненных вторым ребёнком.

2 мин.

Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа.

Формировать умение  графически изображать действия, выполненные сверстником.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации.

Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера.

Садятся за столы, берут 2- ой  лист бумаги и заполняют его, совместно с логопедом.

Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения.

Совместное заполнение второй части схемы предстоящего рассказа.  

Дети познакомились со схемой  рассказа, совместно заполнили вторую часть предстоящего рассказа.

Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых знаков схематизации действий.

5.  Демонстрация третьим ребёнком  действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности.

1 мин.

Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником.

Избегать переутомления детей и гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям.

Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты.

Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия.

Привлекает внимание детей.

Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил.

Один из детей  выполняет заранее оговоренные логопедом  действия, комментируя их: « Я зашёл в спальню и подошёл к своей кровати---взял подушку и снял грязную наволочку---достал чистую наволочку и надел на подушку».

Для поддержания интереса, при демонстрации действий третьим ребенком, педагог предлагает ему выполнить необычные действия, которые он выполняет в группе  очень редко  (прошёл в спальню---снял со своей подушки наволочки  --- достал из тумбочки чистую наволочку и надел на подушку).

Дети увидели действия, продемонстрированные третьим ребёнком. Постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям.

Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия.

6. Схематизация действий, выполненных третьим ребёнком.

2 мин.

Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа.

Формировать умение  графически изображать действия, выполненные сверстником.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации.

Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера.

Садятся за столы, берут 2- ой  лист бумаги и заполняют его, совместно с логопедом.

Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения.

Совместное заполнение третьей части схемы предстоящего рассказа.  

Дети познакомились со схемой  рассказа, совместно заполнили вторую часть предстоящего рассказа.

Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых знаков схематичного изображения действий.

7. Динамическая

пауза «Танцевалка – повторялка»

1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение

утомляемости.

Проведение танцевальной композиции под музыку.

Участвуют в

  выполнении танцевальных движений.

 

Показ танцевальных движений воспитанницей детского сада, ровесницей  детей.

У детей снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый

игровой опыт.

 8.Составление и анализ полной схемы рассказа.

3 мин.

Развивать умение отражать последовательность событий с использованием схемы. Дать понятие о том, что всё целое состоит из частей. Закрепить порядковый счет первого десятка. Способствовать развитию анализа и синтеза мыслительных операций.

Объяснение.

Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации: «Как изобразить последовательность частей?».

Дети берут три листа со схемами и выкладывают последовательность рассказа, используя для отражения последовательности стрелочки – указатели.

Стимулирующая помощь. При необходимости,  показ способа действия.

Дети познакомились со  способом составления схемы рассказа.

Дети поупражнялись в установлении порядковых связей между явлениями действительности,

Узнали, что всё целое имеет части.

9.  Составление рассказа «Что делали дети» по схеме.

6 мин.

Организация

практической

работы.

Оказание необходимой

помощи и

эмоциональной

поддержки.

Составление связного рассказа по схеме.

Объяснение, показ способа действия

Составляют рассказ по схеме.

Рассказывают рассказ воспитателю и логопеду.

Составление рассказа с опорой на схему.

Поупражнялись в  составлении рассказа по этой схеме.

V. Заключительный этап.

1.Рефлексия,

1 мин.

Получить обратную связь.

Подведение итогов НОД

Высказываются по поводу выполненных заданий.

Беседа.

Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного, творческого процесса.

2.Самооценка деятельности.

1 мин.

Формирование элементарных навыков самооценки

Объяснение.

Выбирают поощрение за деятельность, в зависимости от самооценки.

Предложить детям самим выбрать поощрение: конфеты разного размера (маленькая, средняя, большая).

Каждый ребёнок попробовал оценить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Здравствуй, хлебушек душистый"

Цель: Закрепить знания детей о долгом «пути» хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, которые выращивают хлеб. Задачи:- Закрепить представления детей о том, что хлеб являетс...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Мы к друзьям спешим на помощь"

ЦЕЛЬ:  Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста.  ЗАДАЧИ:  развитие логического и наглядно-действенного мышления;развитие общей о...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Репка»

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельности по речевому развитиюна тему: «Репка»...

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

соответ­ствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложе­ний с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.Ход занятия. Занятие начи...

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Цели. Учить объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Действие происходит в спальне.ВОПРОСЫИспользуются имена детей...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему" Заучивание стихотворения А. Плещеева "Сельская песенка"

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень.Каждое произ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...