СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наталья Валерьевна Сергадеева

соответ­ствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложе­ний с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артис­та» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».

ВОПРОСЫ

(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)

Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша?

И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп­росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста­вить рассказ.

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА

Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.

Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.

2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

У Вити новый комбинезон.                 У Маши есть велосипед.

Маша села на скамейку.                    Витя выпил сок.

Витя стоял около шкафчика.             Маша надела шапку.

Витя надел сапоги.                             И т.п.

3. Словарная работа

Уточнение значения некоторых глаголов:

завязывать,                                  одел (кого-то),

застегивать,                                 надел (на себя, на кого-то),

зашнуровывать,                           поддел (что-то).

Подбор слов.

  • Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?
  • Кого можно одевать? На кого — надевать? Что - - поддевать?

4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим
опорным словам:

вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро­вала.

5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим

Витя открыл шкафчик....                                        Маша достала ботинки. ...

Маша и Витя вошли в раздевалку. ...                   Витя застегнул молнию. ...

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Цели. Учить объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Действие происходит в спальне.ВОПРОСЫИспользуются имена детей...

Сценарий занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по демонстрируемому действию".

Данное занятие предназначено  для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности. Это классическое занятие проводится в начале первого года обучения и учит ребёнка...

Конспект логопедического занятия по теме «Составление рассказа с добавлением действующего лица» для детей с ТНР 6 – 7 лет.

Целью данного речевого занятия является обучение  детей составлению творческих рассказов по картине с добавлением действующего лица....