Конспект логопедического занятия по теме «Составление рассказа с добавлением действующего лица» для детей с ТНР 6 – 7 лет.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Карцева Елена Зигмантасовна

Целью данного речевого занятия является обучение  детей составлению творческих рассказов по картине с добавлением действующего лица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме «Составление рассказа с добавлением действующего лица»

для детей с ТНР 6 – 7 лет.

Цель: учить детей составлять творческие рассказы по картине с добавлением действующего лица.

Задачи:

Образовательная:

- учить детей рассказывать связно, последовательно;

Развиваюшие:

- развивать умение строить высказывание грамотно, связно, с акцентированием наиболее значимых слов, с использованием образных сравнений;

- активизировать психические процессы, необходимые для творческого рассказывания;

Коррекционная:

- закреплять понятие «слово – признак»;

упражнять детей в подборе прилагательных к именам существительным;

- развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений.

Воспитательная:

- воспитывать у детей умение  слушать товарищей, любовь и бережное отношение к домашним животным.

Предварительная работа: работа над  словами с переносным значением    (ангельский характер, собачья преданность), заучивание физминутки.

Оборудование: сюжетная картина «Живой уголок», картинки с изображением животных жарких стран.

Ход  занятия

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите к столу и возьмите себе по картинке с изображением животного. Сядет на стульчик тот, кто подберёт как можно больше «слов – признаков» к животному на вашей картинке. Кто готов отвечать?

Ребёнок: Жираф  высокий, пятнистый, длинношеий, тяжёлый.

Аналогично отвечают остальные дети и садятся полукругом перед доской на стульчики.

Логопед: А теперь внимательно слушайте и определяйте, кто лишний.

      Крокодил, кот, бегемот, кенгуру;

 Слон, носорог, тигр, попугай;

 Рыба, лев, обезьяна, верблюд.

Логопед: Кто повторит все лишние слова?

Ребёнок: Кот, попугай, рыба.

Основная часть.

Логопед:   Давайте с вами составим рассказ о коте, попугае и рыбках, а потом ещё добавим персонаж, которого нет на картине. Внимательно посмотрите на сюжетную картину и ответьте на вопросы:

- Где происходит действие картины?

- Какие животные изображены на картине?

- Для чего их заводят в городских квартирах?

- Зачем кот лезет в аквариум?

- Что делает попугай? Почему?

- Кто кого спасает?

- Кто на кого нападает?

Перечислите зверей, птиц, рыб, которых люди разводят в квартире.

Придумайте хозяев для изображённых животных.

- Кого мы называем домашними животными и птицами?

- Почему попугая и рыбок  нельзя назвать домашними животными?

- Сравните попугая и курицу.

- Придумайте разговор между котом и попугаем.

- Что, слушая их разговор, могла подумать рыбка?

- Кто ещё мог помешать коту?

- Что мог сказать вошедший в комнату мальчик или другой хозяин животных?

Логопед:  Кто хочет составить рассказ по картине?

Опрашиваются 2-3 ребёнка.

Логопед: Молодцы! Нам пора отдохнуть. Встаньте в круг.

В джунглях звон везде летит,          Имитируют игру на трубе: «Туру-ру, туру-ру»

Если слон вовсю трубит.

А у жирафа    шея длинная,             Делают повороты головы вправо -  влево                                                                            

И всё видать ему вокруг.

У зебры шея лошадиная,                          Делают наклоны головы вверх – вниз.

Она для всех  хороший друг .

В речке тихо плыл                            «Плывут»

Очень злобный крокодил.

А по пустыне поутру,                       Прыгают вперёд.

Легко скакала кенгуру.

От солнца всё в глазах искрится,    Лёжа на спине, одновременно двигают в 

С тигрятами лежит тигрица.            воздухе  руками и ногами.

В дальней Африке за всех               Встают на четвереньки, прогибают спину,

Отвечает храбрый лев.                     Рычат: «Р-р-р-р!»

Логопед: Предлагаю вам изменить рассказ, добавив действующее лицо (мальчика, девочку, бабушку  и пр.), придумать название своего рассказа. С каких слов можно начать рассказ?

Дети: Однажды…, Как – то раз…, В одной квартире …

Логопед: Напоминаю вам,  что в середине рассказа должны описываться основные события, а в конце рассказа - основной смысл высказывания, ваше отношение к происходящему. Не забудьте, что в рассказе все предложения должны быть связаны по смыслу. Рассказывать надо выразительно, плавно, без остановок.

      Опрашиваются 2-3 ребёнка.  Если дети совсем не могут составить творческий рассказ, логопед зачитывает образец, после чего дети воспроизводят его самостоятельно.

Чуть живой уголок.

    У Киры в квартире жили кот Филя, попугай Тоша  и золотая рыбка Лолита. Кира любила своих питомцев и ухаживала за ними каждый день. Приходя из школы, девочка первым делом выпускала из клетки Тошу. Радостный попугай с шумом летал по комнате, садился на шторы, спинки стульев, на люстру… С высоты попугай часто наблюдал за Филей и Лолитой.

   Как – то раз Кира, сидя на кухне, разговаривала по телефону. Оставшийся без присмотра кот прыгнул на тумбочку, туда, где стоял аквариум. Он поднялся на задние лапы, а передней лапой пытался достать золотую рыбку.

   Бедная Лолита тревожно заметалась по аквариуму. Попугай Тоша, как коршун, слетел с люстры и начал кружить над котом. Тут Филя подцепил – таки рыбку, и она, сделав переворот в воздухе, шлёпнулась на пол. Попугай налетел на Филю и своими когтями вцепился в кошачью спину. Кот развернулся, зашипел и ударил попугая лапой.

   Хорошо, что в эту минуту в комнату вошла Кира. Она в ужасе вскрикнула. Перепуганный кот выскочил из комнаты.

      Кира подхватила с пола несчастную рыбку и вернула её в аквариум. Потом девочка взяла на руки взъерошенного попугая, погладила его, сказала: «Ах ты наш спаситель! Как хорошо, что я тебя не заперла! У тебя львиное сердце!»

Заключительная часть.

Логопед: Ребята, как вы понимаете значение слов «львиное сердце»? Про кого так можно сказать?

Дети: Про очень храброго и смелого человека.

Логопед: Почему  Кира сказала так про попугая?

Дети: Потому что он поступил очень храбро и смело.

 Рефлексия.

Логопед: Вам понравилось наше занятие? Чем оно вам запомнилось?

Ответы детей.

Логопед:  Вы сегодня все хорошо работали и составили очень интересные рассказы. До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект НОД по теме "Составление рассказа "Здравствуй, зимушка - зима"

Конспект НОД по развитию речи. Интеграция образовательных областей: коммуникация и познание....

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группе Тема: Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группепо составлению рассказа «Откуда к нам пришла мебель» с использованием опорных картино...

Конспект занятия по теме «Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"». (Образовательная область "Речевое развитие", возраст 5-6 лет)

Конспект открытого занятия по речевому развитию. Старшая группа. Тема: «Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"». Цель: развитие связной речи при составле...