Индивидуальная развивающая программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Истратова Елена Валерьевна

Индивидуальная развивающая программа составлена по результатам логопедического обследования (в начале учебного года). Предназначена для ребенка 5-6 лет с ОНР 3-го уровня, стертой формой дизартрии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_razvivayushchaya_programma.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная развивающая программа

Дата составления – сентябрь 2012г.

Попова Анастасия, 5 лет

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня, стертая форма дизартрии.

Цель программы – формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Задачи программы:

  1. Развитие силы, подвижности, переключаемости органов артикуляции.
  2. Работа над звукопроизношением: постановка звуков [ш], [ж], [щ], ч, [л], [л’], [р], [р’], их автоматизация и дифференциация.
  3. Развитие словаря.
  4. Развитие грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Развитие психических процессов.

Направления коррекционно-развивающей работы

Содержание

коррекционно-развивающей работы

Формирование

правильного

звукопроизношения

Дыхательная гимнастика (1-2 упражнения на занятии):

  • дыхательные игровые упражнения «Фокусник», «Подуем на султанчики», «Футбол», «Снегопад», «Ветряная мельница», «Листопад», «Бабочки», «Кораблик», «Живые предметы», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Бегущий лыжник», «Чей пароход лучше гудит?»;
  • упражнения для работы над дифференцированным дыханием: «Ныряльщики», «Надуй игрушку».
  • Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания: «Веселые звуки», «Сдуй шарик», «Змейка», «Жуки», «Насос», «Веселая песенка», «Волшебные слоги», «Волшебные слова», «Паровозик».
  • Дыхательные упражнения с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и удерживать их; формировать кинетическую основу движений; вырабатывать точные плавные координированные движения органов артикуляции, учить переключаться с одной артикуляционной позы на другую, с одного движения на другое; формировать кинестетическую основу движений артикуляции.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии (упражнения «окошко», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Трубочка», «Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язык», «Причешем язычок», «Часики», «Качели». Использование игровых приемов «Сказка о Веселом Язычке», «Котик Музик», «Зоопарк зверей», «Театр пальчиков и языка».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч: «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [л], [л’]: «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход гудит», «Самолет гудит», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Посчитай верхние зубы», «Поймаем звук «л».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [р], [р’]: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Посчитай верхние зубы», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», Барабан», «Комарик», «Моторчик».

Логопедический массаж (расслабляющий).

Постановка звуков [ш], [ж], [щ], ч, [л], [л’], [р], [р’], их автоматизация и дифференциация.

Развитие  

фонематического слуха,

фонематического анализа и синтеза

1. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков, слухового внимания и слуховой памяти.

2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале:

  • различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем.

3. Развитие элементарных форм фонематического анализа:

  • узнавание звука на фоне слова,
  • определение первого и последнего звука в слове.

4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза:

  • выделение отрабатываемого звука в слове;
  • определение его места по отношению к другим звукам;
  • дифференциация от других звуков.

5. Работа над сложными формами фонематического анализа (на основе слухового восприятия слова, без его произнесения):

  • определение, какой по счету отрабатываемый звук в словах;
  • составление графической схемы слова,
  • обозначение на ней места звука.

Формирование

ритмико-слоговой структуры слова

1. Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале:

  • работа над ритмом;
  • формирование общей координации движений под ритмическую музыку;
  • развитие динамического праксиса рук;
  • развитие рециопрокной координации рук;
  • графические   упражнения   на   переключение (продолжи   строчку).

2. Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале:

  • формирование пространственно-временных представлений: «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после»; «первый», «последний»;
  • на уровне гласных звуков;
  • на уровне слогов;
  • на уровне слов;
  • на уровне словосочетаний, чистоговорок, предложений, связной речи.

Практическое

усвоение

лексических средств языка

1. Накопление знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

2. Формирование умения выделять и называть части предмета.

3. Уточнение значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Знакомство с различными способами словообразования: с помощью суффиксов, образование относительных прилагательных, образование прилагательных от наречий, от существительных, а также разные их степени, образование уменьшительных названий качеств предметов.

5. Различение и образование  родственных слов, сознательное их использование в самостоятельной речи

6. Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов.

7. Усвоение слов с переносным значением.

8. Расширение словаря антонимов, синонимов.

Практическое

усвоение

грамматических средств языка

1. Формирование навыков согласования существительного и глагола, прилагательных с существительными, числительных с существительными.

2. Формирование навыков падежного управления.

3. Формирование навыков предложного управления.

4. Уточнение структуры предложения.

Формирование

диалогической и

монологической

речи

1. Составление предложений.

2. Формирование умения вступать в диалог, поддерживать беседу.

3. Составление простых рассказов о последовательно воспроизводимых действиях, по следам выполненной серии действий.

4. Составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин.

5. Пересказ.

6. Составление рассказа по представлению, на заданную тему.

Развитие мелкой

моторики пальцев рук и подготовка

руки к письму

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Самомассаж.

3. Кинезиологические упражнения.

4. Шнуровка.

5. Различные виды работ с ножницами, бумагой, пластилином.

6. Конструирование.

7. Работа с лекалами и трафаретами.

8. Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

9. Графические диктанты.

10. Работа в тетрадях.

Профилактика

оптической  

дислексии и

дисграфии

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие

психических

процессов

1. Развитие зрительного, слухового восприятия.

2. Развитие внимания.

3. Развитие памяти.

4. Развитие мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:   создать условия для развития произвольности  и способности к саморегуляции.Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать вниман...

Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР

представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...

Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР «Письмо от почтальона Печкина»

Занятие  носит  характер учебно-игровой деятельности  ребенка, включение здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР п...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком  старшего дошкольного возраста. Цель: коррекция и формирование познавательных возможностей ребенка.З...