Главные вкладки

    Особенности подготовки руки к овладению письмом у детей с дизартрией.
    статья по логопедии на тему

    Глазунова Лариса Владимировна

    Недоразвитие  моторной функции, особенно   мелкой  моторики  рук  у детей с дизартрией   становится препятствием для освоения базисных движений  необходимых для формирования навыка письма.   В связи с этим  требуется специальная работа не только по развитию моторики, но и целенаправленная  работа по формированию базисных  графических движений. Основная  сложность этих  занятий состоит в том, что при дизартрии наблюдается не просто несформированность моторных функций, а их нарушения обусловленные   поражением центральной нервной системы.

    В этом случае предполагается  взаимодействие   специалистов дошкольного учреждения, логопеда  поликлиники, родителей ребёнка  в коррекционной работе  с детьми-дизартриками  по развитию моторики рук.

     Логопед должен   давать родителями   рекомендации по формам  участия  в  развитии мелкой  моторики.

    Развитие  мелкой  моторики, для приобретения навыков, необходимых для письма, у детей  с  дизартрией  должно  вестись  по   различным  направлениям: пальчиковый  массаж; пальчиковая  гимнастика; занятия  ручной умелостью.

    Пальчиковый  массаж становится стимулятором   деятельности мозговых структур, обеспечивая развитие мелкой  моторики,  так и преодоление  речевых нарушений. 

    Пальчиковая  гимнастика также важный  компонент развития мелкой моторики.  Ее нужно проводить как  с логопедом, так и рекомендовать другим специалистам детского учреждения проводить на своих занятиях, родителям - дома .  Упражнения нужно начинать с ведущей руки,  выполнять  в игровой  форме, сопровождая  считалками, стишками.

    По развитию ручной умелости для развития кисти  используются различные задания, игры с мелкими игрушками, занятия с мелким

    конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено : чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

             Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.  Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Можно  использовать разные виды плетений  из полосок бумаги и ткани, тесьмы ( плетение ковриков из бумажных разноцветных полос ).

    Важную роль в подготовке  детей     к письму, как указывает  М.М. Безруких,  играет освоение  ими  разнообразных  изобразительных графических  умений:  раскрашивание, штриховка.

    Для развития точности и уверенности движения руки, развития зрительно-моторной координации  используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

    Кроме того, зрительно-моторную  координацию  развивают такие задания как:  дорисовать фигуру по образцу, скопировать фигуру, сложить фигуру из деталей по образцу, также развивающие игры Никитиных, М. Монтессори и др.

    Нужно обратить особое внимание на то, что в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка.

                  При освоении  навыков необходимых для письма обязательно   развитие пространственной ориентировки и чувства ритма.    Дети  должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

    Для развития способности ориентироваться в пространстве можно использовать «Графический диктант»   Эльконина..

    Таким  образом,  решая проблему  коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией  по подготовке их руки к овладению письмом, мы  готовим ихк овладению этим  базовым школьным навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. Своевременная коррекции тонкокоординированных    движений рук    влияет и на речевую функцию, развивает мышление, повышает творческие способности,  дает уверенность в себе и готовность справляться с любыми трудностями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_podgotovki.docx27.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Глазунова Лариса Владимировна

    логопед

    МБУЗ « Городская поликлиника № 14  г. Ростова-на-Дону»

    Статья:

    Особенности   подготовки     руки  к  овладению  письмом у детей с дизартрией.

    Недоразвитие  моторной функции, особенно   мелкой  моторики  рук  у детей с дизартрией   становится препятствием для освоения базисных движений  необходимых для формирования навыка письма.   В связи с этим  требуется специальная работа не только по развитию моторики, но и целенаправленная  работа по формированию базисных  графических движений. Основная  сложность этих  занятий состоит в том, что при дизартрии наблюдается не просто несформированность моторных функций, а их нарушения обусловленные   поражением центральной нервной системы.

    В этом случае предполагается  взаимодействие   специалистов дошкольного учреждения, логопеда  поликлиники, родителей ребёнка  в коррекционной работе  с детьми-дизартриками  по развитию моторики рук.

     Логопед должен   давать родителями   рекомендации по формам  участия  в  развитии мелкой  моторики.

    Развитие  мелкой  моторики, для приобретения навыков, необходимых для письма, у детей  с  дизартрией  должно  вестись  по   различным  направлениям: пальчиковый  массаж; пальчиковая  гимнастика; занятия  ручной умелостью.

    Пальчиковый  массаж становится стимулятором   деятельности мозговых структур, обеспечивая развитие мелкой  моторики,  так и преодоление  речевых нарушений.  

    Пальчиковая  гимнастика также важный  компонент развития мелкой моторики.  Ее нужно проводить как  с логопедом, так и рекомендовать другим специалистам детского учреждения проводить на своих занятиях, родителям - дома .  Упражнения нужно начинать с ведущей руки,  выполнять  в игровой  форме, сопровождая  считалками, стишками.

    По развитию ручной умелости для развития кисти  используются различные задания, игры с мелкими игрушками, занятия с мелким

    конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено : чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

            Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.  Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Можно  использовать разные виды плетений  из полосок бумаги и ткани, тесьмы ( плетение ковриков из бумажных разноцветных полос ).

    Важную роль в подготовке  детей     к письму, как указывает  М.М. Безруких,  играет освоение  ими  разнообразных  изобразительных графических  умений:  раскрашивание, штриховка.

    Для развития точности и уверенности движения руки, развития зрительно-моторной координации  используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

    Кроме того, зрительно-моторную  координацию  развивают такие задания как:  дорисовать фигуру по образцу, скопировать фигуру, сложить фигуру из деталей по образцу, также развивающие игры Никитиных, М. Монтессори и др.

    Нужно обратить особое внимание на то, что в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка.

                  При освоении  навыков необходимых для письма обязательно   развитие пространственной ориентировки и чувства ритма.    Дети  должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

    Для развития способности ориентироваться в пространстве можно использовать «Графический диктант»   Эльконина..

    Таким  образом,  решая проблему  коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией  по подготовке их руки к овладению письмом, мы  готовим ихк овладению этим  базовым школьным навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. Своевременная коррекции тонкокоординированных    движений рук    влияет и на речевую функцию, развивает мышление, повышает творческие способности,  дает уверенность в себе и готовность справляться с любыми трудностями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

    В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

    Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

    У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...

    «Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

    С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

    статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "

    Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...

    Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

    Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....