Особенности подготовки к школе детей с ТНР.
консультация (подготовительная группа)

Рябова Наталья Георгиевна

школьная готовность и школьная зрелость детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnye_aspekty_shkolnoy_zrelosti.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет считать, читать и писать, однако к школе может не готов. Зачастую обращая общее внимание на интеллектуальную  готовность, родители забывают про другие очень важные аспекты школьной зрелости.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!

Итак, выделяют четыре аспекта готовности к школе:

  1. Физическая зрелость – физическое здоровье. Для оценки физического здоровья перед школой дети проходят  медицинский осмотр. Если у ребенка есть значимые проблемы со здоровьем, то может быть выбрана специальная форма обучения или специальное учебное заведение.
  2. Интеллектуальная готовность  включает в себя знания, умения, навыки. Такие как, например, умение сравнивать и обобщать, воспроизводить образец, развитие моторики, в том числе мелкой, концентрации внимания. Это не только умение читать и писать, это умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически.
  3. Социальная готовность – это потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение правилам, умение выполнять роль ученика, понимать и принимать авторитет учителя.
  4. Психологическая готовность – это прежде всего мотивы. Это желание ребенка идти в школу, потому ему хочется занять определенную позицию в обществе, приблизиться к миру взрослых, а не потому что у него красивый ранец, интересные ручки и новые краски. У ребенка должна быть познавательная потребность, которую он может удовлетворить дома.

Готов или нет?

Привожу  пример тестовой беседы на психосоциальную готовность к школе, разработанную С.А.Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ - 2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Однако это специальный тест, который обычно проводится специалистом.

Если вы хотите самостоятельно оценить направления, которые необходимо подтянуть, вам стоит честно ответить на вопросы да/нет:

  1. Может ли ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом в течение 25-30 минут?
  2. Говорит ли ребенок, что хочет идти в школу потому что узнает там много нового и найдет новых друзей?
  3. Может ли ребенок сам составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 связных предложений.
  4. Знает ли ребенок наизусть несколько стихотворений?
  5. Верно ли, что ребенок ведет себя непринужденно в присутствии незнакомых взрослых, не стесняется?
  6. Умеет ли ребенок изменять существительное  по числам?
  7. Умеет ли читать по слогам?
  8. Считает ли до 20 и обратно?
  9. Решает ли примеры на сложение и вычитание в пределах 10?
  10. Любит ли лепить, раскрашивать?
  11. Умеет ли пользоваться клеем и ножницами?
  12.  Может ли обобщать понятия? Стол, стул, диван, кресло
  13. Может ли сравнить два предмета? Ручку и карандаш? Дерево и кустарник?
  14. Знает ли название и последовательность времен года, месяцев и дней недели?
  15. Может ли точно повторить предложение из 6 слов? Например, перелетные стаями улетают на юг.
  16. Может ли точно выполнить словесную инструкцию?

Если вы ответили да на 15-16 вопросов, то ребенок готов к школе.

Если вы ответили да на 9-13 вопросов, то необходимо подтянуть ребенка, направления подскажут вопросы, на которые вы ответили нет.

Если вы ответили да на 8 и менее вопросов, то ребенок к школе не готов, необходимо почитать специальную литературу или обратиться к специалисту.

Подготовка к школе в группе компенсирующей направленности имеет некоторые особенности.  Все дети, посещающие логопедические группы, имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с  неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того ,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого-медико-педагогический подход.

Тщательное медицинское обследование играет очень важную роль, так как во время начатое лечение является залогом успеха.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.

Задача педагогов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи. Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи.

Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений

Наряду с этим, пелагоги взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи - залог успешного обучения ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей с ЗПР" под ред. С.Г.Шевченко

Комплексно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе детей С ЗПР" под редакцией С.Г.Шевченко в группе компенсирующей направленности детей 6-7 года жизни....

Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1

Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены...

Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1

Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены...

Консультация для родителей "Особенности подготовки к школе детей с ЗПР"

В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельно...