Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Сказки издавна считаются одним из распространенных жанров устного творчества, к которому дети всегда относятся с интересом. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой и коммуникативной активности детей через сказки. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Одной из современных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников является сказка.
На сегодняшний день в моей практике используются следующие виды сказок:
1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
5.Сказки, способствующие формированию связной речи.
6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
При использовании данного метода решается ряд коррекционных задач:
- создание благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка с акцентом на коммуникативную направленность каждого его слова и высказывания;
- коррекция и развитие звуковой и просодической стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- коррекция и развитие лексико-грамматических средств языка;
- воспитание навыков словоизменения и словообразования, включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний;
- усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
- развитие диалогической и монологической речи;
- повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
- коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
- осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
По мнению О. Г. Ивановской, популярность сказки как средства личностно-речевой коррекции и развития коммуникативной функции детей с речевыми нарушениями определяется тем, что:
- сказка информативна – через анализ сказки учитель-логопед дает ребенку информацию о жизни героев, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях персонажей, создавая познавательно-лингвистическую базу для речевого взаимодействия;
- сказка дидактична – посредством художественных образов и языка сказки учитель-логопед гармонично активизирует речевые средства общения ребенка с нарушением речи;
- сказка экологична – находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок с речевой патологией эмоционально защищен, сказка – неприкосновенный для действительности мир фантазий и волшебных грез;
- сказка безгранична – дополняя, изменяя, обогащая сказку, учитель-логопед преодолевает ограничения, дополняет, изменяет и обогащает жизнь ребенка новыми эмоциональными красками, переживаниями;
- сказка феерична – учитель-логопед может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, продукты художественной деятельности, кукольный или драматический театр;
- сказка эмоциональна и оптимистична – через участие в жизни сказки ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет, развивая коммуникативную вариативность посредством обогащения языковых средств;
- сказка мудра – через сказку учитель-логопед имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы коррекции и развития речевых умений и навыков, алгоритмы выхода из проблемных коммуникативных ситуаций.
Развитие коммуникативных и языковых способностей детей c речевыми нарушениями дошкольного возраста посредством сказки осуществляется на основе принципов:
- активности;
- самостоятельности;
- творчества;
- эмоциональности;
- произвольности;
- последовательности.
Благодаря использованию сказок дети лучше усваивают и понимают причинно-следственные и пространственно-временные связи, понимание которых в обычной жизни вызывает у них трудности. Готовя дошкольников к «Новой школе» мы решаем ряд задач: подготовка к написанию изложений и сочинений, развитие коммуникативных навыков, развитие фантазии и воображении, что в свою очередь позволяет выявить особые способности детей, а возможно и одарённость. Следует отметить, что применение сказки идет с использованием здоровьесберегающих технологий, что положительно сказывается на обучении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....
Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-538706-1420554888.jpg)
«Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым....
Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-1371963-1639747269.jpg)
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Презентация.Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256560-1368956893.jpg)
Консультация для родителей" Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народнх сказок.
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение...