Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Сусликова Лариса Станиславовна

           Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_i_kommunikatsii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.

          Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

          Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

           Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

           В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

          И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

         Сказки издавна считаются одним из распространенных жанров устного творчества, к которому дети всегда относятся с интересом. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой и коммуникативной  активности детей через сказки. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».  

         Одной из современных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников является сказка.                

         На сегодняшний день в моей практике используются следующие виды сказок:

1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

5.Сказки, способствующие формированию связной речи.

6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

При использовании данного метода решается ряд коррекционных задач:

- создание благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка с акцентом на коммуникативную направленность каждого его слова и высказывания;

- коррекция и развитие звуковой и просодической стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- коррекция и развитие лексико-грамматических средств языка;

- воспитание навыков словоизменения и словообразования, включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний;

- усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

- развитие диалогической и монологической речи;

- повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

- коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

- создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

- осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

    По мнению  О. Г. Ивановской, популярность сказки как средства личностно-речевой коррекции и развития коммуникативной функции детей с речевыми нарушениями определяется тем, что:

  • сказка информативна – через анализ сказки учитель-логопед дает ребенку информацию о жизни героев, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях персонажей, создавая познавательно-лингвистическую базу для речевого взаимодействия;
  • сказка дидактична – посредством художественных образов и языка сказки учитель-логопед гармонично активизирует речевые средства общения ребенка с нарушением речи;
  • сказка экологична – находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок с речевой патологией эмоционально защищен, сказка – неприкосновенный для действительности мир фантазий и волшебных грез;
  • сказка безгранична – дополняя, изменяя, обогащая сказку, учитель-логопед преодолевает ограничения, дополняет, изменяет и обогащает жизнь ребенка новыми эмоциональными красками, переживаниями;
  • сказка феерична – учитель-логопед может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, продукты художественной деятельности, кукольный или драматический театр;
  • сказка эмоциональна и оптимистична – через участие в жизни сказки ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет, развивая коммуникативную вариативность посредством обогащения языковых средств;
  • сказка мудра – через сказку учитель-логопед имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы коррекции и развития речевых умений и навыков, алгоритмы выхода из проблемных коммуникативных ситуаций.

  Развитие коммуникативных и языковых способностей детей c речевыми нарушениями дошкольного возраста посредством сказки осуществляется на основе принципов:

-  активности;

- самостоятельности;

- творчества;

- эмоциональности;

- произвольности;

- последовательности.

Благодаря использованию сказок дети лучше усваивают и понимают причинно-следственные и пространственно-временные связи, понимание которых в обычной жизни вызывает у них трудности. Готовя дошкольников к «Новой школе» мы решаем ряд задач: подготовка к написанию изложений и сочинений, развитие коммуникативных навыков, развитие фантазии и воображении, что в свою очередь  позволяет выявить особые способности детей, а возможно и одарённость. Следует отметить, что применение  сказки идет с использованием здоровьесберегающих технологий, что положительно сказывается на обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

«Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым....

Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...

Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Презентация.Влияние сказок на развитие  коммуникативных навыков  детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Консультация для родителей" Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народнх сказок.

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение...