Главные вкладки

    Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

     

    В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижению ребёнка в его развитии. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка с заключением общее недоразвитие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему школьному обучению.

    Авторские рабочие тетради могут стать важным подспорьем к индивидуальной тетради и будут полезны как учителю-логопеду, так и родителям.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.

    В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижению ребёнка в его развитии. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка с заключением общее недоразвитие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему школьному обучению.

    Авторские рабочие тетради могут стать важным подспорьем к индивидуальной тетради и будут полезны как учителю-логопеду, так и родителям.

    Задачи, которые решают предлагаемые пособия, это:

    - способствовать речевому и интеллектуальному развитию   дошкольников с общим недоразвитием речи;

    - обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

    В своём выступлении я хочу продемонстрировать и рассказать о следующих авторских рабочих тетрадях, используемых мною в работе:

    Алтухова Т.А., Егорова Н.А. «Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи». Тетрадь1, 2, 3.  

    Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» (авторы Т.Б. Филичева, Г В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трёх тетрадях:

    1 тетрадь – первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

    2 тетрадь – второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Части тела», «Продукты питания»,  «Перелётные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

    3 тетрадь – третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насекомые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

    В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребёнка:

    - лексики;

    - грамматического строя речи;

    - связной речи;

    - зрительного восприятия;

    - зрительно-моторных координаций;

    - внимания;

    - памяти;

    - логического мышления.

    Задания и упражнения для развития устной речи ребёнка предусматривают:

    - расширение и уточнение предметного словаря ребёнка («Что забыл нарисовать художник?» и др.);

    -расширение и уточнение словаря признаков («Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3-4 признака»);

    -уточнение значений обобщающих слов («Рассмотри рисунки и назови одним словом»);

    -расширение и уточнение глагольного словаря («Подбери действия»);

    -образование множественного числа существительных (игра «Один – много»);

    -образование относительных прилагательных со значением соотнесенности (игра «Какую кашу съел Петя?»);

    -образование притяжательных прилагательных («Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чья, чьё, чей, чьи?»);

    -образование существительных с уменьшительно-ласкательными, увеличительными суффиксами («Маленький - огромный»);

    -согласование числительных, прилагательных с существительными («Подбери признак», «Один - одна»);

    -образование приставочных глаголов;

    -составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?»;

    -падежное согласование существительных (игра «У кого -  кто?»);

    -употребление предлогов на, под, обозначающих пространственное расположение предметов;

    -составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живёт? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детёныши?»).

    Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и задания:

    - для развития зрительного восприятия («Найди на рисунке тени масок»);

    -для развития внимания («Найди ошибку художника»);

    -для развития памяти (заучивание загадок и стихотворений);

    -для развития логического мышления («Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несёт ёлку»).

    Такие задания, как «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку по точкам» и другие ориентированы на формирование у ребёнка зрительно-моторных координаций. Их наличие является необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

    Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

    Не все задания могут быть доступны каждому ребёнку, поэтому логопед, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, рекомендует родителям выполнение определённых упражнений и заданий.

    Все упражнения и задания выполняются с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребёнок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

    К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендациями логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приёмы: отгадывание и заучивание загадок, заучивание стихотворений.

    Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбом 1, 2, 3, 4.  

    Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырёх альбомов с логопедическими  домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа рассчитана на три периода обучения в ДОУ.

    На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, зрительное восприятие, память, мышление), развивается мелкая моторика. Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.

    Цель данного пособия – помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на занятиях знаний, умений, навыков.

    Логопед информирует родителей о названии лексической темы и отмечает сроки её изучения на подгрупповых занятиях. В течение этого времени родители дозировано занимаются с ребёнком по альбому. Логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребёнка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.

    Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:

    -родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребёнок по каждой теме;

    -дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.

    Преимущество этих альбомов в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребёнка к занятиям. Всё это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребёнка.

    Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения материала. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у воспитанников улучшается речь, преодолеваются проявления ОНР.

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях.           

    Первые две части пособия предназначены для детей 4-5 лет. Каждое занятие имеет свою лексическую тему. С первой страницы дети знакомятся со сказочными героями, задания которых воспитанники будут выполнять на протяжении всего курса.

    В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие всех сторон речи, психических процессов, мелкой моторики («Стоп! Обезьянка-шалунья преградила дорогу нашему поезду. Попробуй повторить за обезьянкой её забавные гримасы, тогда она пропустит поезд дальше» (развитие мимической мускулатуры); «В зале ожидания запотели стёкла, и пассажиров плохо видно. Дорисуй им недостающие части тела». «Скажи со словом «спортивный»: зал, команда, игра, клуб, ходьба, форма, соревнование, костюм». «Роща, где растут осины (какая?) - , тополя - …, берёзы - …, липы - … .» и другие).

    Третья и четвёртая части пособия предназначены для детей 5-6 лет и направлены на подготовку детей к обучению грамоте. Система упражнений и заданий, предлагаемые авторами, способствует развитию фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти,  умения анализировать и синтезировать звуковой состав речи и подготавливает детей к освоению грамоты. Учитывая, что для детей характерны  пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в  пособие включены  игры на развитие внимания и произвольного запоминания, большое количество ребусов.  

    Задания и упражнения учитывают возможности и возрастные особенности детей, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах. Все тексты, включенные в данное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые (педагоги и родители), в случае затруднения рекомендуется    совместное выполнение. Система упражнений, предложенная в данных частях, основана на принципе постепенного усложнения материала.

    Гомзяк О.С. «Говорим правильно». Альбом 1, 2, 3 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы.  

    В комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» входят 3 альбома.

    Цель данного учебно-методического комплекта – помочь логопеду спланировать коррекционную работу по обучению детей грамоте, а также привлечь родителей к выполнению домашних заданий с ребёнком. Таким образом происходит закрепление пройденного  на логопедических занятиях речевого материала.

    В ходе выполнения предлагаемых автором игровых упражнений, дети знакомятся со звуками русского языка, учатся анализировать и синтезировать, у них развивается фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети плавно переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Кроме того, игровые задания направлены на развитие мелкой моторики рук (печатание букв, штриховки, рисование узоров, раскрашивание), подготовку к обучению грамоте и устранение недостатков в развитии лексико-грамматического строя речи. Красочные иллюстрации, разнообразного вида упражнения помогают поддерживать интерес ребёнка к занятиям.

    Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ, в процессе которой дети овладевают различными речевыми умениями и навыками и подготавливаются к школьному обучению.

    Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинный и речевой материал, родители получают информацию о требованиях логопеда к ответам детей, а дети имеют возможность в игре усвоить абстрактный материал.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

    В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

    Особенности коррекционной работы с детьми в условиях специализированного МКДОУ

    Определены цели и задачи коррекционной деятельности педагога - психолога, выделены примеры форм и методов работы....

    Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

    Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

    опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

    Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

    "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

    В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

    Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми логопедической группы »

    Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

    «Коррекционная работа с воспитанниками в условиях логопункта и организация домашних рекомендаций»

    Что такое логопункт?Логопедический пункт (сокращенно «логопункт»)  это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) гр...