"Использование игровой технологии в коррекционном процессе"(из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Христолюбова Диана Константиновна

Основная цель коррекционно-развивающей деятельности на логопедическом пункте — сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов. Для наиболее эффективных путей повышения эффективности коррекционной и развивающей работы я повышаю активизацию дошкольников на логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yayayayayaya.odt29.67 КБ

Предварительный просмотр:

!!!!Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

     Основная цель коррекционно-развивающей деятельности на логопедическом пункте — сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов. Для наиболее эффективных путей повышения эффективности коррекционной и развивающей работы я повышаю активизацию дошкольников на логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой  педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

      Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Развитие дошкольников осуществляю с учетом психологических закономерностей их возраста, в той деятельности, которая является для них основной. Этим видом деятельности является игра. Именно в игре дошкольник познает окружающий мир. Моя работа как логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательских мероприятиях. Именно благодаря тому, что я общаюсь в этот момент с ребенком на «равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на  первом этапе работы. Создавая на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленные игровые ситуации, формирую у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждаю к познавательной активности.. реализации поставленных задач максимально способствует применение дидактической игры, как формы обучения и коррекции. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными.       Используя правила, я могу управлять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, поведением детей.

    Целью использования игровых технологий в учебном процессе является повышение эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников и в процессе преодоления формирования фонематических процессов. Проводимые обследования в начале учебного года показывали недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия у детей.

 У большинства детей наблюдался недостаточно высокий уровень сформированности умений:

- опознавать звук в речевом потоке;

- находить заданный звук в словах;

- «слышать» заданный звук в разных позициях (начале, середине, конце слова);

- различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (например, «шалаш», «шишка»);

- устанавливать количество звуков в слове и их последовательность;

- различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- правильно выстраивать схему слова.

 В связи с этим, мною была поставлена задача: разработать и апробировать игровую технологию фонематического восприятия у детей 5-7 лет.

  Цель игровой технологии – формирование у детей  осознанного отношения к звуковой структуре слов; дифференцированному восприятию звуков и звукосочетаний.

 Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Дать детям представление:

- о «звуках»

- о гласных, согласных, твердых и мягких звуках;

- о смыслоразличительной и формообразующей функции звука;

  1. Формировать умение:

- находить слова с заданным звуком;

- определять место заданного звука в слове;

- анализировать звуковую структуру слова;

  1. Развивать:

- слуховое внимание;

- дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний.

Данные задачи я решаю на занятиях  с помощью таких методов, как:

  • словесные игры;
  • дидактические игры с игрушками на звукоподражание;
  • игровые упражнения для развития или уточнения движения артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.
  • подвижные игры с текстом;
  • игры – драматизации;
  • чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

  Технологию реализовываю в 3 этапа:

  На первом этапе  подводила детей к правильному пониманию и употреблению терминов «слово», «звук». Детям даю знания о том, что:

- слова состоят из звуков;

- звуки следуют друг за другом по порядку;

- звуки бывают гласными, согласными, твердыми и мягкими.

- на письме звуки обозначаются буквами.

 Формирую умения детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

 Для этого использую:

- словесные игры и упражнения: «Что такое слово?», где уточняю представления детей о том, что слово называет и обозначает все предметы вокруг, имена, животных, растения. В дидактическом упражнении «Звук – это…», закрепляю знания детей о том, что все слова стоят из звуков, следующих друг за другом по порядку. В упражнении «Угадай звук», «Найди одинаковые звуки», «Какой это звук?», «Звук заблудился» (в стихотворении), «Назови друга», формирую знания о согласных, гласных, твердыхи мягких по звучанию звуков. Для развития фонематического слуха, слухового внимания и умения интонационно выделять звук в слове использую загадки, чистоговорки, игры «Назови слово со звуком», «Назови словечко», «Добавь слово», «Угадай-ка».

   На втором этапе детей упражняю в дифференциации изолированных звуков; звуков в словах; звуков в речи. В дидактических играх «Слушаем звуки за окном», «Угадай, что за звук?», «Громче – тише», «Кто кричит», детей учу узнавать неречевые звуки. Именно эти игры, на мой взгляд, способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего дети не могут дифференцировать звуки. Для дифференциации звуков в словах использую словесные игры: «Повтори слова парами», «Попробуй повторить», дидактические упражнения: «Составь предложения по картинкам», «Повтори слоги», «Послушай и повтори чистоговорки»,подвижные игры «У медведя во бору», «Вагончики», «Зайчики и волк».

  На третьем этапе закрепляю умение детей точно и правильно находить слова с заданным звуком, определять место звуков в слове (в начале, середине, конце), анализировать звуковую структуру слова. С этой целью использую лексические игры и упражнения: «Какой звук заблудился?», «Поймай конец и продолжай», «Сколько звуков услышали?», «Волшебная цепочка», «Игра-загадка» и др.

 Для проведения итогового обследования использую задания аналогичные заданиям при первичном обследовании, но с другим словесным материалом.

 Полученные результаты свидетельствуют о том, что с помощью игровой технологии у детей значительно повышается уровень развития фонематического восприятия, по сравнению с результатами обследования в начале учебного года. Это наглядно видно в таблице.

   Сравнительная таблица результатов (в %)

Уровни

Результаты первичного обследования детей

Результаты работы с использованием игровой технологии

высокий

15,00%

50,00%

средний

45,00%

45,00%

низкий

40,00%

5,00%

Выводы

  Результаты обследования уровня развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста свидетельствовали о положительном влиянии игровой технологии, в центре которого была работа над развитием фонематического восприятия.

  В процессе применения мною игровой технологии дети научились:

- определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим   ребенком);

  • определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова)
  • выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Заключение

   Проводимая мною работа с использованием игровой технологии в процессе коррекционной логопедической деятельности  с детьми показала возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия. Она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры родного языка, что имеет большое значение для речевого и умственного развития, последующего обучения в школе.

 Результаты проведенной логопедической работы над развитием фонематических процессов подтверждают , что у старших дошкольников развитие фонематического восприятия будет проходить, если:

- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;

- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи.

 Проводимая мною работа позволяет утверждать, что для развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом, наиболее эффективны такие методы, как:

- словесные игры;

- дидактические игры с игрушками на звукоподражание;

- игровые упражнения для развития или уточнения движения артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.

- подвижные игры с текстом;

- игры – драматизации;

- чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

  Игровую технологию я организовываю так, чтобы с самого начала овладение звуковой стороной речи носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

   Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях позволяет решить несколько задач:

  • способствует повышению речевой активности;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • снимает напряжение,
  • восстанавливает работоспособность;
  • активизирует познавательный интерес;
  • улучшает концентрацию внимания;
  • снижает трудности переключения с одной деятельности на другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в ДОУ" (Из опыта работы)

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем описын опыт работы по применению инновационных технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Информационные и коммуникационные технологии в образовании (из опыта работы)

Материалы для методического объединения МБДОУ детский сад "Детство". Текст выступления и презентация....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы)

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и пед...

Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.

Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кру...

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения  здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...

Презентация: "Технология проектной деятельности" (из опыта работы)

Презентация: "Технология проектной деятельности" (из опыта работы)...