Статья с упражнениями для детей раннего возраста «Говорить помогают пальчики!»
статья по логопедии на тему

Безрукова Анастасия Алексеевна

Краткое обоснование важности развития мелкой моторики в раннем возрасте, ее связь с развитием речи, и упражнения для пальчиков для самых маленьких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья с упражнениями для детей раннего возраста

«Говорить помогают пальчики!»

Исторически, в ходе развития человечества, движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Сейчас дл определения уровня развития речи врачи – психиатры проводят с детьми первых лет жизни такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два и три («сделай вот так» - и показывают, как надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – неговорящие дети.

Влияние движений пальцев рук на развитие речи выразилось и в интересном наблюдении, сделанным дефектологами: грубая переделка левши в правшу (например, когда ребёнку привязывают левую руку за спину) в большинстве случаев приводит к заиканию  другим расстройствам речи.

Активную тренировку пальцев ребёнка следует начинать уже с десятимесячного возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы движения были достаточно энергичными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски бумагу.

Начиная с полутора лет, ребёнка обучают застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

Очень хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры.

Сорока – белобока.

Сорока – белобока кашку варила (взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Деток кормила.

Этому дала, (загибает мизинец ребенка)

этому дала, (загибает безымянный палец ребенка)

этому дала, (загибает средний палец ребенка)

этому дала, (загибает указательный палец ребенка)

а этому не дала: (вертит большой палец)

«Ты сын мал,

круп не брал,

по воду не ходил,

тебе каши не дадим!» (щекочет ребенка)

Пальчики в лесу.

1, 2, 3,4,5 (взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел (загибает мизинец)

Этот пальчик чистить стал (загибает безымянный палец)

Этот резал (загибает средний палец)

Этот ел (загибает указательный палец)

Ну, а этот лишь глядел! (загибает большой палец)

Пила.

Пила,пила! Пили дрова!

На печеньку, на банечку,

На теплую лежаночку!

(Ребенок и взрослый держат друг друга за руки крест-накрест. Одна рука изображает полено, другая, которой двигают, -  пилу)

Пальчики.

(Дети поднимают левую руку ладонью к себе)

Этот пальчик хочет спать (правой рукой берут мизинец левой и загибают)

Этот пальчик лег в кровать( то же с безымянным пальцем)

Этот пальчик чуть вздремнул (то же со средним)

Этот пальчик уж уснул (то же с указательным пальцем)

Этот крепко – крепко спит! (то же с большим пальцем)

Тише, тише не шумите!

Пальчики не разбудите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(поднять левую руку и распрямить пальцы)

Блины.

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие.

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие.

(ребенок и взрослый, стоя напротив, хлопают в ладоши друг друга)

Вот дедушка.

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к ладошке, а при словах: «А вот и вся семья!» - охватывает весь кулачок ребенка).

Ладушки.

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Каша масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Шу, полетели!

На головку сели.

(Взрослый хлопает ладошками ребенка, а при словах «Шу, полетели!» поднимает руки ребенка к его голове)

Список литературы:

  1. О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина «От 1 до 5 с чудесами по пути», 2001 год, Санкт-Петербург. («Каро»)
  2. Н.В. Нищева «Кабинет логопеда: картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», 2013 год, Санкт – Петербург. («Детство – Пресс»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

"Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период" (консультация для педагогов)

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Авторы проекта:Сюсюкало Светлана Анатольевна – заместитель заведующей по научно-методической работе МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР.Дембендер Наталья Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной к...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...

План весеннего мероприятия для детей раннего возраста "Скворушке помогаем, весну встречаем"

План весеннего мероприятия для детей раннего возраста "Скворушке помогаем, весну встречаем". Утренник в игровой форме для малышей....