Диагностика динамического праксиса у детей с нарушением речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Хромова Регина Альбиевна

В настоящее время, по данным  отечественных и зарубежных исследователей, количество детей с ОНР, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. Затруднения проявляются в большей степени при поступлении ребенка в школу (Е. М. Мастюкова , Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, и др.).

Дошкольники с нарушением речи и недоразвитием моторных функций вопрос о ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика динамического праксиса у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

                                                                Р.А. Хромова,  учитель-логопед

    МБДОУ №4 «Умка» Сургут 2014г

В настоящее время, по данным  отечественных и зарубежных исследователей, количество детей с ОНР, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. Затруднения проявляются в большей степени при поступлении ребенка в школу (Е. М. Мастюкова , Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, и др.).

Дошкольники с нарушением речи и недоразвитием моторных функций вопрос о ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни. Их непродуманные затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми еще более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». Увеличивается в результате вероятность развития депрессивных состояний пессимистических настроений.  

У детей с легкой формой ОНР не наблюдается выраженных параличей и парезов. Динамический праксис  отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).

В силу этого преодоления проблемы недоразвития динамического праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

В ряде исследований (М. М. Кольцова, М. С. Рузина) отмечается значительное влияние динамического праксиса на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие психики ребенка значительно связано со степенью его игровой деятельности, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. В онтогенезе развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад  дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера - это пазлы, конструирование, лото, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка а так же его динамического праксиса. На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития динамического праксиса.

 В1956 году, Джекопсом  Фултом и Кенардом, что при нарушении премоторной коры    не выпадения самих двигательных импульсов, ни нарушается их точность  адресации и не возникает  дефектов  в пространственной организации движений. Однако, четкая и плавная серийная организация движения в этих случаях, как правило, нарушается. Ребенок не может быстро  оттормаживать предыдущие звенья и переключаться на последующие, обобщенные динамической схемой двигательного акта не создается и больной вынужден обращаться к вспомогательным речевым опорам, привлекая речь  для организации  каждого звена двигательного акта.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

Динамический праксис — это динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.

Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, З. Матейчек, А.А. Ухтомский, Д.Б. Эльконин, развивая  физиологию активности, обращают внимание на тот факт, что в случаях недоразвития  динамического праксиса, проявляющейся в ограничении движении, вызывающие трудности в организации  ручной  и обей моторики работы  имеют место психологические деформации которые необходимо устранять в дошкольный период.

Диагностика

Выбор и апробация проб проведены группой специалистов-нейропсихологов лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной.

Пробы Н. И. Озерецкого, А. Р. Лурия, Г. Хеда включают  в себя несколько серий тестовых заданий на выявление сформированности динамического праксиса детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методики:

  1.  Проба на реципрокную координацию движений.
  2. Проба на динамический праксис «Кулак - ребро -ладонь».
  3. Графическая проба «Заборчик».
  4. Выполнение ритмов по речевой инструкции.
  5. Реакция выбора.
  6. Пробы Хэда.
  7. Проба на конструктивный праксис.
  8. Оральный кинетический праксис

Кинестетический праксис

Реципрокная координация рук.

image021.jpgimage022.jpg

Рис.1

И.: «Положи руки так же на стол (рис.1). Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1..

Кинетический (динамический) праксис

1.      «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 2); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

image016.gifimage017.gifimage018.gif

Рис.2

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро—ладонь —кулак».

Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец: image020.gif

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

3.1.      И.: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

 Реакция выбора

А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 3), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

image008.gifimage009.gifimage010.gif

image011.gifimage012.gifimage013.gif

image014.gifimage015.gif

Рис. 3

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

В)      Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем, наоборот (с левой на правую).

6. Проба Хэда. 

Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 4.

image023.gifimage024.gifimage025.gifimage026.gifimage027.gif

image028.gifimage029.gifimage030.gifimage031.gifimage032.gif

Рис.4 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза3.     

Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....

Дифференциация звуков у детей, имеющих нарушения речи при использовании упражнений с динамическими объектами

В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т...

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (образовательная область "Речевое развитие")

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, ...