Главные вкладки

    Практический материал"Использование народных игр для формирования лексико-грамматического строя речи"
    материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Как известно ведущая деятельность дошкольника- это игра. При всём многообразии современных игр нельзя забывать о хорошо знакомых или немного забытых НАРОДНЫХ ИГРАХ.  Этот материал будет полезен как педагогам ДОУ, так и родителям.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование народных игр для формирования лексико-грамматического строя речи»

             «ОТГАДАЙТЕ КЛИЧКУ»

    Цель. Учить детей образовывать слова, характеризующие игрушечных персонажей.

    Материал. Игрушки: рыжий лисенок и черный щенок.

    Организация занятия.

    Логопед: К нам в гости пришли игрушки - плюшевые друзья. Они просят вас отгадать, как их зовут. У них такие клички, что вы сразу догадаетесь, кто есть кто. Как вы думаете ребята, как кличут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый, рыжий, почти оранжевый как солнышко. Догадались? Лисенок, как тебя кличут? Рыжик? Оля, спроси ты, пожалуйста, лисенка.

    Аналогично описывается щенок: веселый, смешной, прыгучий, быстрый, черный, как уголь.

    Уголек и Рыжик загадывают детям загадки. Скажем, как зовут их друга гнома, который всех стесняется, любит поспать, всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту. В заключении логопед читает стихотворение И. Токмаковой «Гном» - о гноме - любителе чистоты.

    НАРОДНАЯ ИГРА «КОРОЛЬ»

    Цель. Учить детей умению соотносить слово с производным профессиональным действием.

    Организация занятия.

    Один из играющих исполняет роль короля (пана), остальные - его работники. Король (пан) занимает свое место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься. Сговорившись, подходят и говорят: «Здравствуй король!»

    Король. Здравствуйте!

    Работники. Нужны вам работники?

    Король. Нужны.

    Работники. Какие? (дети выразительными движениями изображают различные профессиональные действия (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачка и т.д.)).

    Задача короля - назвать профессию каждого. Если он сразу перечислит их правильно, работники убегают к определенному месту, назначенному ранее. Король ловит их. Пойманный становится королем, а остальные вновь сговариваются на счет работы. Если король определит показанные работы неправильно, он продолжает исполнять роль до победного конца.

    Примечание. Ловить работников король может только тогда, когда они срываются с места; если не поймает никого, опять исполняет роль короля. Задача работников: придумать себе такую профессию, которую было бы трудно угадать.


    «КУДА ВЫ ПРЯЧЕТЕСЬ»

    Цель. Активизировать в речи детей употребление предлогов.

    Материал. Игрушки: возница, елочка, снеговик.

    Организация занятия.

    Логопед (рассказывает историю). Ехал как-то возница по лесу. Дело было летом. Жара стояла страшная. И вдруг возница видит - снеговик стоит. Оторопел. Не знает что делать. Наконец пришел в себя, спрашивает: «Откуда ты тут взялся? И не растаял!»

    Снеговик. Я вовсе не снеговик. Я мальчик, я принц. Меня злая волшебница заколдовала. Сказала, расколдует, если догадаюсь, куда она спряталась.

    Логопед. Ребята, поможем снеговику? Поищем злую волшебницу. Как вы думаете, где она спряталась в лесу? Она ведь могла превратиться в крошечную пушинку и залететь куда угодно, даже осесть на самом мальчике. Итак, куда залетела? (Ответы) Правильно, волшебница спряталась под шляпой у снеговика. Принц расколдован. Молодцы!

    «МУЗЕЙ ИГРУШЕК»

    Цель. Учить детей образовывать наименования профессий действующего лица по роду его деятельности.

    Материал. Игрушки: вышивальщица, плясунья, хоккеист, моряк, рыболов, турист (пешеход) и т. д. Микрофон, указка.

    Организация занятия.

    Логопед (на столе перед ним расставлены игрушки.) Сегодня мы проведем экскурсию в наш музей игрушек, где собраны не простые игрушки. Называют их авторскими, т.е. художник создает экспонат в единственном числе и выставляет его на

    обозрение, в музей.

    В музее, на выставке обычно работает экскурсовод, который рассказывает об экспонатах. Кто из вас хочет быть экскурсоводом? Пожалуйста, Витя, вот указка, микрофон. Расскажи о какой-нибудь одной игрушке. Какая она? Из чего сделана? Как называется? А все, кто пожелает, пожалуйста, проходите, рассматривайте экспонаты.

    Дети рассматривают. Переговариваются.

    Логопед: Сейчас мы с вами поменяемся ролями - станем игрушками, экспонатами выставки. Кто какой игрушкой хочет стать? (Ответы). Можете изображать и заводные игрушки, которые механически воспроизводят действия изображаемого предмета. Догадайтесь, как игрушка, которую изображает Петя, называется.

    Дети по очереди изображают характерные движения изображаемого предмета. Остальные отгадывают. Если кто-либо затрудняется, воспитатель приходит ему на помощь.

    Примечания:

    1. Экскурсоводами дети становятся в порядке очередности.
    2. В дальнейшем игру загадки дети могут проводить самостоятельно.
    3. Чтобы активизировать детей, воспитатель вводит правило: следующую загадку загадывает тот, кто правильно отгадывает предыдущую.

    «ГДЕ Я БЫЛ?»

    Цель. Учить детей образовывать существительные в винительном падеже множественного числа.

    Организация занятия.

    Логопед: Ребята, отгадайте, где я отдыхала. Видела я медуз, морских коньков. (Ответы.)

    Теперь вы поставьте передо мной задачу, загадайте загадки; расскажите, каких животных вы видели в зоопарке. Только когда будете рассказывать, обязательно употребляйте множественное число - много волков, стая бабочек.

    «ПИФ СЧИТАЕТ»

    Цель. Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

    Материал. Собака Пиф из театра бибабо.

    Организация занятия.

    Логопед: Дети, к нам в гости пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут?

    Пиф. Меня зовут Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?» - я отвечу.

    Логопед: Пиф, сколько у тебя хвостов?

    Пиф. У меня один хвост. А теперь вы ребята, спросите, сколько у меня носов.

    Дети. Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

    Пиф. У меня один нос. А теперь спросите, сколько у меня ушей, глаз, ртов, щек, лап?

    Пиф не отвечает на вопросы детей до тех пор, пока не услышит правильной формы звучания.

    «ТРИ ЛИНЕЙКИ»

    Цель. Учить детей определять род существительных по окончанию слова.

    Материал. Лесенка с тремя ступеньками. Мелкие игрушки и предметы - существительные мужского, женского и среднего родов (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

    Организация занятия.

    Логопед: Обратите, пожалуйста, внимание на то, какие предметы разложены на подносе. Рассмотрите их. Задание: тот, кого я вызову, должен разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке оказались предметы, про которые мы можем сказать: один; на второй ступеньке - одна, на третьей - одно. (Обращается к кому-либо.) Найди предметы, про которые мы говорим один. (Ребенок отбирает предметы и проговаривает: «Один совок» и т.д.).

    Таким образом дети раскладывают все предметы.

    НАРОДНАЯ ИГРА «ПОЧТА»

    Цель. Учить детей умению соотносить глагол с движением.

    Организация занятия.

    Играющие выбирают водящего. Между ним и участниками игры завязывается диалог.

    Водящий. Динь, динь, динь.

    Дети. Кто там?

    Водящий. Почта.

    Дети. Откуда?

    Водящий. Из Рязани, (можно назвать любой город).

    Дети. А что там делают?

    Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.)

    Играющие изображают названные водящим действия. Кто не успел или выполнил неправильно действие, платят фант, который разыгрывается в конце игры.

    НАРОДНАЯ ИГРА «КУЗОВОК»

    Цель. Учить детей образовывать с помощью суффиксов уменьшительноласкательные существительные; учить умению соотносить движение с производным глаголом.

    Материал. Кузовок, расписной платок.

    Организация занятия.

    Один из играющих ставит на стол корзину и говорит соседу:

    Вот тебе кузовок,

    Клади в него что на «ок»,

    Обмолвишься - отдашь залог.

    Дети по цепочке называют слова с рифмой на «ок» (я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, колобок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колпачок, гребешок). По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и кто-то один спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди называют каждому залог - выкуп, например, попрыгать по комнате на одной ножке, или в каждом из четырех углов выполнить задание - в одном постоять, в другом по плясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басню, стихотворение рассказать наизусть, загадку загадать, песенку спеть.

    НАРОДНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ»

    Цель. Учить детей вести диалог.

    Организация занятия.

    Участники игры, сидят на стульях, образуют круг. Водящий, дав каждому какое- нибудь смешное имя (либо дети сами выбирают имя), скажем, пузырек, метла, расческа, авторучка, самосвал и т.д., начинает им задавать вопросы. Отвечая на них быстро, не задумываясь, сохраняя серьезную мину играющий произносит только свое «имя»

    (метла, пузырек и пр.).

    Например.

    Водящий: Кто ошибается,

    Тот попадется!

    Кто засмеется,

    Тому плохо придется!

    Кто ты? (обращаясь к метле)Метла. Метла.

    Водящий. А это у тебя что? (показывает на волосы играющего).

    Метла. Метла.

    Водящий. А это у тебя что? (показывает на руки)

    Метла, метлы!

    Водящий. А это? (показывает на ноги)

    Метла. Метлы.

    Водящий. А что ты ел сегодня утром?

    Метла. Метлу.

    Водящий. А на чем ты ездишь по городу?

    Метла. На метле.

    Водящий. А чем ты пишешь в своей тетради?

    Метла. Метлой...

    И так до тех пор, пока не иссякнет поток вопросов.

    Если тот, кого спрашивают, ошибается или не выдержит и засмеется, он отдает свой фант и выходит из игры.

    Водящий переходит от одного играющего к другому, стараясь придумать каждый раз новые вопросы. Фанты, шуточные задания разыгрываются по окончанию игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи»

        Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных ме...

    Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

    Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...

    Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы ...

    Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

    Использование дидактических игр при формировании  лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР...

    Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

    Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

    Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.

    Презентация практических  достиженийпрофессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)...

    Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР

    Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....