Формы работы учителя - логопеда с родителями
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями:  индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер - классы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

на базе МДОУ № 7 «Теремок»

общеразвивающего вида

Великжанина Татьяна Васильевна,

учитель-логопед МДОУ № 7 « Теремок» г. Коряжма

Высшая квалификационная категория

по должности (учитель - логопед)

На базе нашего детского сада «Теремок» г. Коряжма Архангельской области я работаю логопедом пятый год. Срок, по моему мнению, достаточный для того, чтобы появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы. Большую помощь родителям оказывают пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, И.В. Скворцовой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, М. Мальцевой, В. Костыгиной, О.И.Крупенчук.

В своей деятельности выделяю основное направление - работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями: комплексные занятия с родителями, советы профессионала для родителей, день открытых дверей, мастер - класс для родителей, открытые занятия, создание развивающей среды в семье и т.д.

В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:

  1. Родительские собрания (теоретические, мастер - класс, практические, вопрос - ответ).
  2. Консультации:

о     по итогам диагностики;

о     по итогам коррекционного обучения;

о     по организации работы логопункта;

о    методы и приемы постановки звуков у детей;

о     автоматизация и дифференциация поставленных звуков;

о     ввод поставленного звука в активную речь ребенка.

  1. Информационные выставки - стенды.
  2. Открытые занятия.
  3. День открытых дверей.
  4. Тетрадь взаимосвязи родителей и логопеда.
  5. Театральный кружок «У Деда - Буквоеда» (старшая, подготовительная группы).
  6. Совместный проект специалистов МДОУ «Веселые праздники» (логоритмика).
  1. Клуб «Вместе с мамой» - (работа с родителями неорганизованных детей) - консультации, игры, мастер - класс, семинары - практикумы.

Родительские собрания - это одна из действенных форм общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Как показывает опыт, именно на собрании родители интересуются речью своего ребенка и желают тут же узнать результаты диагностики. На собрании, освещаю общие закономерности речевого развития ребенка того или иного дошкольного возраста, и приглашаю родителей побеседовать по результатам проведенной диагностики, на личную консультацию. При родителях проверяю ребенка и сразу даю полную консультацию по коррекционной работе, учу родителей, как выполнять домашнее задание логопеда. Для коррекционной работы заводим тетрадь - папку с файлами, для работы мелкой моторики руки, автоматизации поставленных звуков, дифференциации, пополнению словаря, умению рассказывать по картинкам и т.д. Родители регулярно выполняют коррекционные задания, а я раз в неделю проверяю, после индивидуальной работы с ребенком -логопатом - даю новые задания.

Хотелось бы привести в выступление на одном из родительских собраний:

Родительское собрание

Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?»

План:

Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры» и «1000 игр - игры с карандашами»

(огромное количество разнообразных головоломок и заданий, направленных на развитие логики, внимания,

творческих способностей и развитию мелкой моторики пальцев рук).

  1. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
  2. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
  3. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
  4. Беседа о просмотренном материале.
  5. Решения.

Ход собрания:

Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Ведь исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

о     стимулирующим речевое развитие ребенка, о     способствующим улучшению артикуляционной моторики, о    подготовке кисти руки к письму

о     и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

«Дятел»

Дятел, дятел

Тук - тук - тук,

Эй, приятель, я не жук,

Ты не жук?

Тогда пока

Но похож ты на жука!

(пальчики здороваются все с большим пальцем, или каждый пальчик друг с другом параллельно, или пальцы на стол и с силой щелкаем по столу оттягивая каждый палец, или щелчки каждым пальчиком).

1.        Игры и действия с игрушками и предметами:

о    раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.

о     нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку

о     скомкивание и разминание листка бумаги разной толщины

•о    пришивание, застегивание и расстёгивание пуговиц, молний, лип

о    игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.

2.        Изобразительная деятельность:

о    лепка из пластилина и глины о     раскрашивание картинок о     обведение контуров о     штриховка

о    рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой)

о    работа с ножницами

о     поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 - 5 минут ежедневно.

В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.

2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры» и «1000 игр - игры с карандашами» (огромное количество разнообразных головоломок и заданий, направленных на развитие логики, внимания, творческих способностей и развитию мелкой моторики пальцев рук).

Мы рекомендуем вам приобрести данные пособия. Они помогут вам подготовить руку ребенка к школе. Ребенок научится видеть клетку, соединять цифры по порядку, раскрашивать в определенные цвета разными штрихами, находить различия, и т.д.)

3.Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт

Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:

  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Грибок + ветерок»
  • «Накажем непослушный язычок»
  • «Индюк сердится»
  • «Лошадки»

4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.

Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук. Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3 - 4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

5.        Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком»

т Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Алены Б. «Дифференциация

с-ш, з - ж».

6.        Беседа о просмотренном материале

Вопросы:

  1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
  2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.

7.        Решения

  1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
  2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.
  3. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
  4. Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

  1. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб., 2004.
  2. О.И.Крупенчук «Стихи для развития речи».

Желаем вам успехов при работе с родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"

В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.

Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями

Работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушением речи. Руководствуясь д...

Формы работы учителя-логопеда с родителями

В статье представлены основные направления совместной деятельности. Главная задача: активизировать роль родителей в коррекционно-образовательном процессе и повысить у них уровень самосознания - понима...