Формы работы учителя - логопеда с родителями
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями: индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер - классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями
на базе МДОУ № 7 «Теремок»
общеразвивающего вида
Великжанина Татьяна Васильевна,
учитель-логопед МДОУ № 7 « Теремок» г. Коряжма
Высшая квалификационная категория
по должности (учитель - логопед)
На базе нашего детского сада «Теремок» г. Коряжма Архангельской области я работаю логопедом пятый год. Срок, по моему мнению, достаточный для того, чтобы появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы. Большую помощь родителям оказывают пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, И.В. Скворцовой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, М. Мальцевой, В. Костыгиной, О.И.Крупенчук.
В своей деятельности выделяю основное направление - работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями: комплексные занятия с родителями, советы профессионала для родителей, день открытых дверей, мастер - класс для родителей, открытые занятия, создание развивающей среды в семье и т.д.
В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:
- Родительские собрания (теоретические, мастер - класс, практические, вопрос - ответ).
- Консультации:
о по итогам диагностики;
о по итогам коррекционного обучения;
о по организации работы логопункта;
о методы и приемы постановки звуков у детей;
о автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
о ввод поставленного звука в активную речь ребенка.
- Информационные выставки - стенды.
- Открытые занятия.
- День открытых дверей.
- Тетрадь взаимосвязи родителей и логопеда.
- Театральный кружок «У Деда - Буквоеда» (старшая, подготовительная группы).
- Совместный проект специалистов МДОУ «Веселые праздники» (логоритмика).
- Клуб «Вместе с мамой» - (работа с родителями неорганизованных детей) - консультации, игры, мастер - класс, семинары - практикумы.
Родительские собрания - это одна из действенных форм общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Как показывает опыт, именно на собрании родители интересуются речью своего ребенка и желают тут же узнать результаты диагностики. На собрании, освещаю общие закономерности речевого развития ребенка того или иного дошкольного возраста, и приглашаю родителей побеседовать по результатам проведенной диагностики, на личную консультацию. При родителях проверяю ребенка и сразу даю полную консультацию по коррекционной работе, учу родителей, как выполнять домашнее задание логопеда. Для коррекционной работы заводим тетрадь - папку с файлами, для работы мелкой моторики руки, автоматизации поставленных звуков, дифференциации, пополнению словаря, умению рассказывать по картинкам и т.д. Родители регулярно выполняют коррекционные задания, а я раз в неделю проверяю, после индивидуальной работы с ребенком -логопатом - даю новые задания.
Хотелось бы привести в выступление на одном из родительских собраний:
Родительское собрание
Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?»
План:
Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры» и «1000 игр - игры с карандашами»
(огромное количество разнообразных головоломок и заданий, направленных на развитие логики, внимания,
творческих способностей и развитию мелкой моторики пальцев рук).
- Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
- Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
- Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
- Беседа о просмотренном материале.
- Решения.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Ведь исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:
о стимулирующим речевое развитие ребенка, о способствующим улучшению артикуляционной моторики, о подготовке кисти руки к письму
о и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
«Дятел»
Дятел, дятел
Тук - тук - тук,
Эй, приятель, я не жук,
Ты не жук?
Тогда пока
Но похож ты на жука!
(пальчики здороваются все с большим пальцем, или каждый пальчик друг с другом параллельно, или пальцы на стол и с силой щелкаем по столу оттягивая каждый палец, или щелчки каждым пальчиком).
1. Игры и действия с игрушками и предметами:
о раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.
о нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку
о скомкивание и разминание листка бумаги разной толщины
•о пришивание, застегивание и расстёгивание пуговиц, молний, лип
о игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
2. Изобразительная деятельность:
о лепка из пластилина и глины о раскрашивание картинок о обведение контуров о штриховка
о рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой)
о работа с ножницами
о поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 - 5 минут ежедневно.
В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.
2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры» и «1000 игр - игры с карандашами» (огромное количество разнообразных головоломок и заданий, направленных на развитие логики, внимания, творческих способностей и развитию мелкой моторики пальцев рук).
Мы рекомендуем вам приобрести данные пособия. Они помогут вам подготовить руку ребенка к школе. Ребенок научится видеть клетку, соединять цифры по порядку, раскрашивать в определенные цвета разными штрихами, находить различия, и т.д.)
3.Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт
Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:
- «Чашечка»
- «Грибок»
- «Гармошка»
- «Грибок + ветерок»
- «Накажем непослушный язычок»
- «Индюк сердится»
- «Лошадки»
4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.
Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук. Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3 - 4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком»
т Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Алены Б. «Дифференциация
с-ш, з - ж».
6. Беседа о просмотренном материале
Вопросы:
- Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
- А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.
7. Решения
- Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
- Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.
Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.
- Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
- Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
- Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб., 2004.
- О.И.Крупенчук «Стихи для развития речи».
Желаем вам успехов при работе с родителями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.
В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....
Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков
Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ
Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...
Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"
В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.
Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....
Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями
Работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушением речи. Руководствуясь д...
Формы работы учителя-логопеда с родителями
В статье представлены основные направления совместной деятельности. Главная задача: активизировать роль родителей в коррекционно-образовательном процессе и повысить у них уровень самосознания - понима...