Развиваем языковое чутье дошкольника (профилактика дизорфографии)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Османова Гурия Абдулбарисовна

 Целенаправленная подготовительная работа по развитию языкового чувства и орфографической зоркости, проводимая в детском саду, позволит избежать сложностей при обучении ребенка грамотному письму в школе. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются фундаментальные личностные качества и познавательные возможности детей, которые в дальнейшем служат основой языкового образования. Все существующие программы детского сада предусматривают подготовку ребенка к обучению грамоте. Но грамотное письмо предполагает освоение не только норм графики, но и орфографии. Следовательно, уже в это время необходимо закладывать основы для успешного овладения орфографией.В связи с тем, что результат обучения орфографии зависит от его первоначального этапа, от того, насколько развита у детей орфографическая зоркость, т.е. способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам, перед логопедом в детском саду ставится еще одна задача – закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей чувства языка (формировать орфографическую зоркость).  Применение специально подобранных стихов, чистоговорок (зарифмованных фраз) позволит логопеду успешно решать задачи по формированию орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_g.a._osmanovoy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем языковое чутье дошкольника: профилактика дизорфографии

        Проблема грамотного письма является одной из самых важных задач обучения. К сожалению, стоит отметить, что растет количество младших школьников, допускающих многочисленные специфические ошибки при выполнении письменных работ.

        Для решения этой проблемы следует обратить особое внимание на дошкольное образование, ведь в связи с современной тенденцией  к раннему обучению письму, уже в детском саду детей знакомят с письменной речью.  Все существующие программы детского сада предусматривают подготовку ребенка к обучению грамоте.  Но грамотное письмо предполагает освоение не только норм графики, но и орфографии. Следовательно, уже в это время необходимо закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей природной языковой интуиции, чувства языка, для чего необходимо опираться на уже накопленный языковой и речевой опыт. Л.С. Выготский отмечал, что чувствительность к особенностям русского языка у детей в 5-7 летнем возрасте высока, и ребенок уже до школы практически владеет многими сторонами языка, только владеет ими на интуитивном уровне.  Но если не развивать, не поддерживать интерес к языку, то он угаснет, а отсюда — трудности, нелюбовь к изучению русского языка по школьной программе.  

         В связи с тем, что результат обучения орфографии зависит от его первоначального этапа, от того, насколько развита у детей орфографическая зоркость, т.е. способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам, перед логопедом в детском саду ставится задача   – закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей чувства языка (формировать орфографическую зоркость).  

Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать элементарные лингвистические познания родного языка (уже в подготовительной группе закладываются основы многих лингвистических знаний и умений: дети  усваивают такие грамматико-орфографические термины и понятия , как: звук, буква, слог, слово, предложение...).  

Поэтому в своей работе логопед  должен   обратить внимание детей на  неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным (идти от звука к букве), сформировать представление о слабых и сильных позициях звуков, научить ребенка находить «опасное» место в слове. Для этого нужно сначала воспринять слово (узнать его, понять), а уже потом искать орфограмму (правильное написание из ряда возможных).  То есть для правильного письма ребенку необходим достаточный уровень житейских представлений, который помогает безошибочно выделить, сопоставить лексические значения фонетически сходных слов (НАПРИМЕР: МЯЧА И МЕЧА).

        Следовательно, для развития орфографической зоркости логопеду необходимо решить разнообразные задачи коррекционной работы: уточнить и расширить словарный запас ребенка, развить умение строить предложение, обогатить сенсорный опыт детей в области родного языка. Поэтому основное внимание следует уделить  развитию словаря детей.  

Все лингвистические понятия , предлагаемые детям,  вводятся с учетом дошкольного возраста, особенностей психического развития и познавательных интересов ребенка, не как специальный материал для усвоения, а как средство решения тех или иных задач правописания. Эти понятия (звуки, буквы, изменение формы слова, родственные слова) помогают ребенку зафиксировать результаты наблюдения над словом, соотношением его звучания и печатания, а также в связи с изменением ударения в слове (зАмок -замОк).

        В дошкольном возрасте недопустимо целенаправленное заучивание  определений, правил и закономерностей. Они легко усваиваются ребенком практически на материале стихов, потешек, рифмовок, чистоговорок, благодаря которым дети получают начальный запас знаний и умений, развивающих орфографическую зоркость. Выбор стихотворного материала обусловлен тем, что  дети-дошкольники очень чувствительны к ритму и рифме, способствующим запоминанию стихотворений, что в дальнейшем способствует закреплению фонетических и интонационных навыков.

        Известный детский писатель  Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. "...Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме... Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка". Эти наблюдения нашли подтверждение в  современных  работах  исследователей биоритмов человека,  доказавших, что ритм  является основой избирательного отношения ребенка к рифме, поскольку рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков.  Самый близкий к этому явлению ритм - биение сердца, который  является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь - врожденное качество.          Таким образом, применение стихов, чистоговорок (зарифмованных фраз)  позволит логопеду успешно  решать задачи по формированию орфографической зоркости.

Например, работа по подбору однокоренных слов на основе специально подобранных (авторских) стихотворных текстов позволяет предупредить возможные ошибки при письме слов с безударной гласной.

        Для того чтобы научить детей подбирать проверочные слова,  надо как можно раньше развивать у дошкольников элементарное осознание родства между словами. На формирование умения находить родственные слова  нацелены следующие стихотворные тексты:

Выпал снег, идем гулять,

Будем снежный ком катать.

Ох, работа не легка -

Лепим мы снеговика.

В сахарницу сахар насыпаем,

Хлеб и булку в хлебницу кладём.

Молоко в молочник наливаем,

А в солонку соли наберём.

Осень, осень, непогода,

Листья по ветру летят.

И осенним  хороводом

Кружит в  парке  листопад.

Уходят в море корабли,

Морские дали их зовут.

В заморских странах моряки

Друзей приветливых найдут.

        При усвоении слов с непроверяемыми  написаниями можно предложить дошкольникам  частичный, упрощенный вариант этимологического анализа. Этимологический анализ пробуждает у детей  интерес к трудным словам, что способствует лучшему усвоению их написания. Следующие строки помогают детям по-новому взглянуть на знакомые слова:    

ГвоздИки гвоздИками  все называют,

Ведь гвОзди гвоздИки  напоминают.

     Из маленьких долек (и в этом причина),

     Она состоит и зовётся малиной.

Поменяли нам окно,

Все из пластика оно.

Шире подоконник стал,

Под окном он ровно встал.

Знакомство с омонимами расширяет представление детей о значении слов в русском языке:

ПЕЧЬ

Есть такое слово ПЕЧЬ.

Можно мясо в ней запечь,
Кулебяку и котлеты,
Рыбу, пироги, рулеты.

ПЕЧЬ сама не будет ПЕЧЬ!

Надо в ней огонь разжечь.

Печку хорошо нагрей
И пеки потом ты в  ней.

ЛУК

В руки лучник ЛУК  берет,

Стрелы заправляет.

Тянет тетиву, и вот,

Прямо в цель стреляет,

Вместо цели ЛУК висит

Круглый, очень крепкий,

Из него стрела торчит,
Значит, мастер меткий.

Знакомство со словарными словами

Работая над автоматизацией звуков, четкостью дикции, логопеды часто используют материал чистоговорок. На этом этапе работы можно познакомить дошкольников  с непроверяемыми словами, обратить внимание на правильное написание слов (более подробно методика работы над словарными словами описана в книге «Чистоговорки для правописания»).

Летом в тишине аллей,

Трель выводит соловей.

Ветром пролетел гонимый

У осины рой осиный.

Это не мороженое,

А молоко замороженное.

Возле сизых голубей

Скачет серый воробей.

На посту стоит солдат,

У солдата автомат.

На балконе рос лимон,

Тесен стал ему балкон.

И даже знакомство с правилами можно представить в виде рифмованных строк:

Знакомство со звуками

Гласные звуки поются всегда,

И, О, У, Ы, --------- Э, А.

Воздух идет, не встречая преград,

Когда эти звуки, как песня,  звучат.

Гласные после шипящих в суффиксах

Пушок, ежовый, горячо

Во всех словах ударный «О».

А если нет здесь ударения,

Напишем «Е» без промедления.

Гласные после шипящих в корнях

       После шипящих мы пишем всегда

       Гласные буквы И, У, А.

Жюри, брошюра, парашют

Мы пишем с буквой «Ю».

С шипящими в других словах

В соседстве только «У»!

Правописание с большой буквы.

С буквы большой мы напишем всегда

Имя, фамилию, отчество, клички...

А в предложении — слово, когда

Первым выводим его на страничке.

        Таким образом, целенаправленная подготовительная работа по развитию языкового чувства и орфографической зоркости, проводимая в детском саду, позволит избежать сложностей при обучении ребенка грамотному письму в школе. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются фундаментальные личностные качества и познавательные возможности детей, которые в дальнейшем служат основой языкового образования.  

Литература:

Бардин КВ. Как научить детей учиться. - М., 1987.

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М., 1998.

Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд.пед.наук.-М.,2007.

Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие. - М., 2006.

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2006.

Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителей системы коррекционно-развивающего обучения. - Псков. 1999.

Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи /Старшая группа, первый год обучения. - М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии

Процесс формирования личности при "погружении в сказку"...

«Предметно – пространственная среда по развитию языковой способности дошкольников»

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенко...

Развитие языковой способности дошкольников

Презентация "Развитие языковой способности дошкольников"....

Развитие языковых способностей дошкольников

Семинар на тему развитие языковых способностей дошкольников...

Развитие языковой способности дошкольников

Развитие языковой способности дошкольников...

Языковая подготовка дошкольника

Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в начальной школе.Задачи обучения родному языку детей 6 -7лет состоят в том,...