Диагностика познавательной активности
учебно-методический материал по логопедии на тему

Белоусова Юлия Анатольевна

Дигностика познавательной активности детей на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика познавательной активности

 Диагностическое обследование познавательной активности  рекомендуется проводить  по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей. В своей работе использую методики: «Сказка», разработанную Н.И.Гуткиной и «Педагогическое наблюдение», предложенное Кушнер Ю.З. в «Методология и методы педагогического исследования».   

Задания, должны предполагать активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания, а также направлены на восприятие, переживание, нахождение и сравнение образов через прослушивание сказок, стихов, загадок и рассматривание картинок.

1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной .

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Оборудование: несколько игрушек.

Процедура проведения: В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Обработка результатов: Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

2. Педагогическое наблюдение.

Цель: определение уровня познавательной активности детей на логопедических занятиях.

Процедура проведения: В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях логопед фиксирует:

  • скорость ответной реакции детей на приглашение начать занятие (насколько быстро дети отвлекаются от своих занятий и подходят к логопеду);
  • наличие/отсутствие попыток избежать предстоящего занятия;
  • эмоциональная реакция детей (положительная, отрицательная, резко негативная, пассивная и т.д.);
  • наличие/отсутствие вопросов детей о теме предстоящего занятия.

В процессе занятия, логопед отмечает:

  • стойкость интереса ребенка на протяжении всего занятия;
  • отвлекаемость ребенка;
  • стремление решать поставленные задачи;
  • положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
  • эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Обработка результатов: по результатам наблюдения уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях оценивается как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
  • адекватная скоростная реакция на начало занятия;
  • вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
  • устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
  • интерес к занятию от его начала до конца;
  • живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
  • искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на занятии можно оценить как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
  • попытки отсрочить время начала занятия;
  • отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
  • повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
  • пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
  • нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.

 С целью выявления уровне развития познавательной активности у детей дошкольного возраста было проведено исследование на базе ДОУ №17 «Дюймовочка» г.Волжска, РМЭ. В диагностики принимали участие воспитанники логопункта (дети старшей и подготовительной групп): в количестве 12 человек.

 В результате проведенного обследования на выявление уровня развития познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста и особенности их мотивационной сферы,  были получены следующие данные:

1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной.

Таблица 1.

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Доминирование познавательного мотива

20%

60%

    80%

Доминирование игрового мотива

80%

    40%

    20%

 

Обследование показало, что среди старших дошкольников с речевыми нарушениями в 2011-12 учебном году только (20%) детей изъявили желание дослушать предложенную сказку до конца, несмотря на интересный сюжет и эмоциональное чтение. Остальные дети   (80%) с удовольствием откликнулись на предложение оставить чтение и вернуться к игре. Но уже в 2013-14 учебном году у (80 %) детей познавательный мотив доминировал. 

2. Педагогическое наблюдение.

В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях, были получены следующие данные.

Таблица 2.Уровни познавательного интереса

 

   2011-12

        2012-13

2013-14

Высокий уровень

  -

 50%

 80%

       Средний уровень

15%

  20%

 10%

 Низкий уровень

85%

  30%

 10%

 

Как видно из таблицы,  в начале обучения на логопедических занятиях в 2011-12 г. Преобладал низкий уровень познавательного интереса; с высоким уровнем не выявлено ни одного ребенка. В процессе обучения и воспитания на логопедических занятиях уже в 2013-14г. дети продемонстрировали высокий уровень познавательной активности.

Таким образом, результаты педагогического наблюдения свидетельствуют о том, что  использование на логопедических занятиях игровой мотивации и правильного эмоционального настроя, повышают  заинтересованность детей в  проводимых с ними занятиями и стремятся к конечному результату : коррекция речевых нарушений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к методике «Сказка» по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ * 

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.  Мороз расхвастался:

-   Я   самый   сильный в лесу.    Любого одолею,    заморожу,    в сосульку превращу.

-   Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.

-   Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, согласился заяц. **

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит –

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика познавательной активности

Диагностика познавательной активности...

Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста...

Диагностика мотивации познавательной активности

Методика мотивации к познавательной деятельности «Нелепицы»Автор Р.С. Немов...

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Диагностика познавательной активности детей

Диагностика познавательной  активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)...

Методы диагностики познавательной активности дошкольников

В данной публикации раскрыты методики диагностики познавательной активности дошкольников: методика прерывания процесса деятельности,методика "Сказка",методика Д.Б.Годовикова"Таинст...