Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

 в процессе занятий кружка «Мы исследователи»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Кружок «Мы исследователи» посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.

Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2.Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Функции диагностики:

- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

- устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая об-ратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Результаты мониторинга позволяют:

- ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

- уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

- диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

- развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

- воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

- контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

- стимулировать результаты деятельности ребенка.

В своей работе я использую разнообразные методы изучения: наблюдение; самоанализ; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на методическом совете "Развитие у детей активности, любознательности, стремления к самостоятельности, познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования".

Дети очень любят экспериментировать. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей любознательности, активности, потребности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению, ...

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участ...

Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.

Как  создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диа...

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению .

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнат...

«Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»

Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование....